Статья. Некоторые черты религиозной жизни в российском мегаполисе
События

Цитата:
Ещё одна проблемная сторона религиозной жизни мегаполиса - это ситуация вокруг присутствия инфраструктуры религиозных организаций в публичном пространстве. Остановлюсь только на одном аспекте - интегрированности строений для отправления религиозного культа в архитектурный ландшафт мегаполиса.

В исторической части городского пространства, как правило, уже сложилась своя топология, в том числе связанная с расположением храмовых зданий. Здесь речь может идти, скорее, о поддержании существующих объектов и их защите от возможной новой застройки, разрушающей сложившуюся архитектурно-планировочную среду. Очевидно, что такие зоны в мегаполисе уязвимы. Будучи местом концентрации крупных финансовых ресурсов, мегаполис в наиболее выигрышных своих местах подвергается так называемой престижной застройке, деформирующей устоявшийся образ этих мест.
Это вторжение нередко рассматривается как одно из следствий секуляристской установки современного сознания, якобы не признающего святынь. На наш взгляд, здесь как раз обнаруживается своего рода возвращение к сакральному. Только сакральностью наделяются уже не прежние религиозные объекты, духовная ценность которых девальвируется вместе с упадком авторитета стоящей за ними религиозной организации. Сакральность придаётся символам тех видов деятельности, которые помогли достичь преуспеяния, даже если это далеко не благочестивая деятельность. Когда над храмами религий возвышаются высотные сооружения различных корпораций, это свидетельствует о горделивом убеждении в магической силе тех нерелигиозных ресурсов (финансовых прежде всего), которые обеспечили благоденствие их владельцам.

Возникают и зоны, где престижная застройка бизнес-структур и религиозных организаций соседствует и даже иногда образует парадоксальные комплексы. Известно, что тандем «храм и рынок» -это издревле возникший элемент городского пространства [2]. В нынешних российских городах такое соседство нередко умножается за счёт расширения зон торговли и параллельного восстановления или же нового строительства храмов поблизости или в самих этих зонах. Добавляется только, пожалуй, ещё один компонент - банковские учреждения; в мегаполисах соседство храмов и банков иногда происходит вплоть до плотного чередования.

Особую остроту приобретает ситуация, когда сами религиозные организации стремятся через развитие своей инфраструктуры реализовать корпоративные амбиции своих служителей. В таких российских мегаполисах как Москва и Санкт-Петербург это очень бросается в глаза и болезненно воспринимается значительной частью населения. Прежде всего, возникает конфликт интересов обитателей жилых зон и энтузиастов нового храмового строительства.
Местные жители часто противятся появлению храмов. Причём происходит это не по антирелигиозным соображениям. Новые храмы обычно планируются в местах рекреации населения, зелёных зонах и т. п., к тому же избираются площадки с уже разработанной сетью электро-, водо- и теплокоммуникаций, что повышает нагрузку на эти, иногда весьма изношенные, сети.


Полный текст статьи


Другие публикации на портале:

Еще 9