Статья: Дневники проф. А.Д. Беляева (1849–1919 гг.) как исторический источник (на материале ОР РГБ)
События

Предметом исследования в данной статье является один из наименее исследованных вопросов источниковедения – значение места и роли дневников профессора Александра Дмитриевича Беляева как источника личного происхождения для исследователей по истории Русской Церкви. Важность дневников, как источника информации, заключается в том, что они содержат, подчас, ту полноту сведений об эпохе, событиях, взаимоотношениях, личностях, которую невозможно почерпнуть из других источников.

Дневники проф. А. Д. Беляева (1849–1919) хранятся в Отделе рукописей Российской Государственной Библиотеки (ОР РГБ). Они являются в своем роде уникальными документами, в которых практически ежедневно делались записи с 1875 по 1919 гг., т.е. фактически 44 года [1].  В них отражаются события, которые касаются личной жизни профессора, преподавательской деятельности, событий в Московской духовной академии (МДА) и общественно-церковной жизни России. Однако, эти дневники до сих пор не опубликованы, в связи с чем не доступны широкому кругу читателей.

Далее, как нам видится, будет целесообразно привести краткую биографию Александра Дмитриевича (1849-1919). Он происходил из многодетной священнической семьи, жившей в Рязанской губернии. В Рязани Александр Дмитриевич закончил духовную семинарию в 1872 г. по разрядному списку первым студентом, что предоставляло ему право продолжить обучение в высшем духовном образовательном заведении. Поэтому в том же году благополучно поступил в МДА. В 1876 г., незадолго до окончания обучения, «Советом академии он был предопределен за свои отличные сведения в догматике в преемники по этой кафедре почившему проф. А. В. Горскому († 1875 г.), которую последний занимал по традиции, как ректор академии с 1862 г.» [2, с. 81]. Можно сказать, что была нарушена давняя традиция, заключавшаяся в том, что ректор МДА традиционно преподавал Догматическое богословие. Нужно отметить, что именно став преподавателем, Александр Дмитриевич начал вести каждодневно свои дневники и продолжал их до своей смерти.

В 1880 г. он защитил магистерскую диссертацию на тему: «Любовь Божественная. Опыт раскрытия главнейших христианских догматов» [3, с. 586], а в 1889 г. ему была присвоена докторская степень за капитальный труд (больше тысячи страниц) «О безбожии и антихристе» [3, с. 586].  Должность преподавателя догматики он занимал до 1910 г., когда был вынужден уйти на пенсию, согласно новому Уставу академии 1910 г., в связи с достижением предельной выслуги лет. Еще год он продолжал преподавать в качестве заштатного профессора и окончательно ушел на пенсию в 1911 г.

Проф. А. Д. Беляев кроме академической жизни вел активную светскую деятельность: выступал с общественными лекциями, посещал театры и выставки, был присяжным заседателем в суде, участвовал в монархических собраниях. Александр Дмитриевич является автором нескольких десятков статей в основном богословского характера, из них несколько посвящено общественно-политической тематике. Все это он отражал на страницах своего дневника. Всю свою жизнь он прожил холостым. До конца дней проживал в Сергиевом Посаде, при этом он не переставал активно интересоваться как богословскими, так и светскими науками (продолжал много читать, пользуясь академической библиотекой).

Скажем несколько слов об археографических особенностях дневников проф. А. Д. Беляева. Они представляют собой записную книгу карманного формата в «дерматиновом переплете» (позже, с конца 80-х годов, автор стал сам сшивать листы формата А5 в тетрадь), где делал каждодневные записи. Такую книгу-блокнот он вел в течении одного календарного года и заводил новую на следующий год.  Дневники состоят из 44 блокнотов и толстых тетрадей, исписанных крупным размашистым почерком. В дневниковых записях присутствуют пропуски, которые возникли по неизвестным для нас причинам, в частности отсутствует тетради с записями за 1880, 1881 гг. (за 1888 г. А. Д. Беляев пишет, что потерял дневник и поэтому кратко восстановил события). Всего насчитывается 44 единицы хранения в 26 фонде ОР РГБ. Ф. 26. картон. 1. ед. хр. 7. – Ф. 26. картон. 4. ед. хр. 6. Каждая записная книга содержит в среднем от 100 до 150 листов.

По своей внутренней структуре текст записей довольно хорошо читается, поэтому доступен для любого исследователя. Сами дневники написаны литературным языком, иногда встречаются простонародные слова и выражения. Также довольно часто предложения не согласованы между собой, это говорит о том, что текст не подвергался редакторской правке. Кроме того, характерно употребление различных фразеологизмов, бытовых выражений, публицистических оборотов, однако, иногда автор переходит и на строго научный стиль.

Как нам видится, не все можно и нужно делать достоянием общественности, потому что Александр Дмитриевич бывает довольно откровенен, оставляет записи о сугубо интимных вещах, которые можно назвать его исповедью перед своей совестью. Исходя из вышеуказанных характеристик, следует сказать об уникальности и ценности данных мемуаров, т.к. автор довольно откровенен перед самим собой и старается проводить анализ как своего характера, выявляя как положительные, так и отрицательные стороны.

По своим источникам записи А. Д. Беляева можно условно поделить на первичные, т.е. его личные наблюдения и размышления, и вторичные, те, которые он слышал от очевидцев, либо прочитал в газетах и журналах. Хотя такое деление довольно искусственно, для Александра Дмитриевича новости из газет имели такое же значение, как и события непосредственно им увиденные. По своему мировоззрению, по словам протодиакона Сергия Голубцова, он «придерживался консервативных взглядов» [2, с. 80], и, нужно отметить, что эти консервативные политические взгляды прослеживаются в дневниковых записях на протяжении всех лет.

Для нас, в первую очередь, интересны те записи в дневниках, в которых автор был непосредственным очевидцем. Это, прежде всего, относится к истории МДА и Троице-Сергиевой лавры. В его записях отражаются даже мельчайшие изменения во внутреннем строе жизни академической корпорации, студенческом коллективе, учебном процессе, хозяйственном положении, совершении богослужения и т.д. Жизнь академии, конечно же, невозможно представить в отрыве от лавры, поэтому монастырь, как гармоничная часть академии, также занимает значительное место в записях автора. В этом плане дневники важны для описания торжеств и праздников, посещения лавры и академии высокими гостями, характеристики бытовой жизни обители, паломнических традиций и простого русского благочестия.

Кроме того, он довольно часто путешествовал, не только по России, но и за рубежом, что добавляет определенный колорит дневникам. Да и вообще, для Александра Дмитриевича в описаниях была характерна, на наш взгляд, излишняя скрупулезность, из-за которой бывает довольно трудно вычленить интересующую информацию. Например, он ежедневно записывал погоду, а в конце месяца делал сводку, что может заинтересовать специалистов в области истории климата центральной России.

Достоверность тех или иных событий, описываемых в дневниках, может быть подтверждена по другим источникам. Хотя, относиться нужно с определенной долей критичности к тем характеристикам, которые он дает персоналиям. Зачастую в них видно отражение межличностных отношений, которые неизбежно возникают в любом коллективе.

На страницах мемуаров Александр Дмитриевич довольно подробно освещает жизнь современного ему общества. Он не просто констатировал те или иные события, а пытался их осмыслить, понять причину их возникновения, так, например, он внимательно осматривал Ходынское поле в Москве после известной трагедии.

Неотъемлемой частью жизни общества является жизнь Церкви. Александр Дмитриевич, будучи сам человеком верующим и происходящим из духовного сословия, неплохо разбирался в церковных проблемах своего времени. У него встречаются довольно интересные комментарии на те или иные церковно-исторические события. Сам проф. А. Д. Беляев был активным участником важного церковного события – Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917 — 1918 гг. На страницах дневников можно также прочесть интересные сведения о различных церковных деятелях.

Записи дневника изобилуют и краеведческим материалом. Так, на его страницах мы можем встретить культурные и бытовые особенности повседневной жизни Сергиева Посада, Москвы и других городов, куда путешествовал профессор. Для него было характерно подмечать красоту природы этих мест.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что дневники проф. А. Д. Беляева являются интересным и информативным свидетельством кон. 70-х гг. XIX в. – нач. 20-х гг. XX в. С их помощью, как нам видится, исследователь, занимающийся данным периодом истории сможет почерпнуть много интересного, как о жизни духовно-академической и церковной среды, так и о жизни всего общества в целом.

 

Библиографический список.

  1. ОР РГБ. Ф. 26. (Беляев А. Д.) Дневники: 1) 1875–1876 гг. // картон. 1. ед. хр. 7 ; 2) 1876–1878 гг. // картон. 1. ед. хр. 8 ; 3) 1879 г. // картон. 1. ед. хр. 9 ; 4) 1882 г. // картон. 1. ед. хр. 10 ; 5) 1883 г. // картон. 1. ед. хр. 11 ; 6) 1884 г. // картон. 1. ед. хр. 12; картон. 1. ед. хр. 13 ; 7) 1885 г. // картон. 1. ед. 14 ; 8) 1886 г. // картон. 1. ед. хр. 15 ; 9) 1887 г. // картон. 1. ед. хр. 16 ; картон. 1. ед. хр. 17 ; 10) 1888 г. // картон. 1. ед. 19 ; 11) 1889 г. // картон. 1. ед. хр. 20 ; картон. 1. ед. хр. 21 ; картон. 1 ед. хр. 22 ; 12) 1890 г. // картон. 1. ед. хр. 25 ; 13) 1891 г. // картон. 1. ед. хр. 24 ; 14) 1892 г. //  картон. 1. ед. хр. 26 ; 15) 1893 г. // картон. 2. ед. хр. 1 ; 16) 1894 г. // картон. 2. ед. хр. 2 ; 17) 1895 г. // картон. 2. ед. хр. 3 ; 18) 1896 г. // картон. 2. ед. хр. 4 ; 19) 1897 г. // картон. 2. ед. хр. 5 ; 20) 1898 г. // картон. 2. ед. хр. 6 ; 21) 1899 г. // картон. 2. ед. хр. 7 ; 22) 1900 г. // картон. 2. ед. хр. 8 ; 23) 1901 г. //  картон. 2. ед. хр. 9 ; 24) 1902 г. // картон. 3. ед. хр. 1 ; 25) 1903 г. // картон. 3. ед. хр. 2 ; 26) 1904 г. // картон. 3. ед. хр. 3 ; 27) 1905 г. // картон. 3. ед. хр. 4 ; 28) 1906 г. // картон. 3. ед. хр. 5 ; 29) 1907 г. // картон. 3. ед. хр. 6 ; 30) 1908 г. // картон. 3. ед. хр. 7 ; 31) 1909 г. // картон. 3. ед. хр. 8 ; 32) 1910 г. // картон. 3. ед. хр. 9 ; 33) 1911 г. // картон. 3. ед. хр. 10 ; 34) 1912 г. // картон. 4. ед. хр. 1 ; 35) 1913 г. // картон. 4. ед. хр. 2 ; 36) 1914 г. // картон. 4. ед. хр. 3 ; 37) 1915 г. // картон. 4. ед. хр. 4 ; 38) 1916 г. // картон. 4. ед. хр. 5 ; 39) 1917 г. // картон. 4. ед. хр. 6 ; 40) 1918 г. // картон. 4. ед. хр. 7 ; 41) 1919 г. // картон. 4. ед. хр. 8.
  2. Голубцов С. А., протод. МДА дореволюционного периода. Кафедры и личный состав Академии: в 3 т. // Т. 2. Ч. 5. (А-В) М., 2002.
  3. Сухова Н. Ю. Беляев А. Д. // Православная Энциклопедия Т. 4. М., 2009. С. 586–588.

 К. А. Черепенников аспирант 2-го года обучения отделения Церковной истории Московской духовной академии

Доклад был опубликован в сборнике «Румянцеские чтения — 2017»

Источник http://history-mda.ru

Добрые дела вместе с порталом Богослов.ru

Человек страннолюбивый — чистая пшеница (прп. Ефрем Сирин).

Покажем православное насление Марий Эл во всей красе http://www.nachinanie.ru/Project/Index/75169



Другие публикации на портале:

Еще 9