Религия и революция
События

По словам французского ученого, идеологи Просвещения сразу выступили как враги христианства. Если в XVIII веке борьба с христианством была чертой небольшого круга лиц, при этом большинство населения во Франции оставались верующими католиками, то революционеры захватили государственную власть и решили навязать свои антихристианские убеждения всему обществу. «Они мечтали построить общество на основе рационализма, индивидуализма и материализма», - сказал господин Пишо-Бравар. 

Целью революции были тотальная «регенерация» общества, то есть создание такого «нового мира», из которого изгнан Иисус Христос, где введена антихристианская религия. Революционеры считали своим врагом католическую церковь, но при этом они понимали важную организационную роль религии в обществе. Поэтому они решили создать свою религию, назвав ее «гражданской религией» и заменив ею христианство. «Декларация прав человека изгоняет Бога из того государства, в котором она действует. Человек становится центром всего», - подчеркнул господин Пишо-Бравар.

Гражданская религия призванная заменить христианство, копировала его формы, например, она предполагала совершение «гражданской мессы», которая впервые совершилась через год после взятия Бастилии в 1790 г. Мессу в качестве священника проводил министр Талейран и в ней совершалось поклонение государству, занявшее место Христа.

Революционеры проводят активную политику дехристианизации государства, они закрывают храмы или превращают их в храмы «богини разума», арестовывают священников или изгоняют их из страны.

Конвент заменил старый календарь, отменил христианские праздники, заменив их революционными, такими как взятие Бастилии и убийство французского короля, заменил семидневную неделю десятидневной, чтобы уничтожить память о воскресном дне.

Попытки навязать католической Франции новую антихристианскую религию и сопротивление этой политике привели к тому, что Наполеон Бонапарт, придя к власти, все же вернул католикам права исповедовать христианство.

После доклада участники смогли задать свои вопросы. Заведующий кафедрой философии ПСТГУ Виктор Петрович Лега задал вопрос, почему во Франции праздник день взятия Бастилии положительно воспринимается в обществе, в то время как день 7 ноября - начало русской революции, в России воспринимается отрицательно?

Филипп Пишо-Бравар считает, что причина этого в том, что во Франции до сих пор существуют сторонники кровавой Французской революции. Французское общество разделено по отношению к революции на «красных» - социалистов, сторонников первой революции, «синих» - сторонников второй революции, и «белых» - противников обеих революций. Причина положительного отношения к празднованию взятия Бастилии коренится в подмене понятий. В официальном дискурсе противопоставляется «хорошая революция» 1788 г. и «плохая революция» 1792 г., когда начались массовые кровавые казни. «Но это заблуждение», - говорит Филипп Пишо-Бравар, - поскольку «кровавые казни начались сразу во время первой революции, разница только в масштабе убийств».

В последнее время появились исследования, которые показывают, что революция стала причиной многочисленных жертв. И двухсотлетний юбилей революции несколько лет назад привел к увеличению негативного отношения в обществе к Французской революции, произведя эффект, противоположный тому, на который рассчитывали организаторы юбилея. Французы еще не переосмыслили эту страницу своей истории», - убежден Филипп Пишо-Бравар.

«Мне уже много лет, я помню времена Брежнева, и, если бы мне тогда сказали, что в России произойдет падение коммунизма, я бы не поверил. Сейчас мы ориентируемся на вас, желая возрождения французской духовности», - завершил свое выступление Филипп Пишо-Бравар. Филипп Пишо-Бравар - доктор юридических наук, доцент Университета Западной Бретани (Франция), автор книги «Французская революция».

Источник pstgu.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9