Статья. (Анти) клерикальный дискурс и алетургия: к постановке проблемы
События

В статье рассматриваются философские основания представлений о священстве — клерикальном, которое в общем и целом складывается в эпоху патристики, и антиклерикальном, характерном для эпохи Просвещения. Особый интерес представляет преемственность фигур философа и священника в первом случае и их противопоставление — во втором. Статья не претендует быть завершенным исследованием, но лишь предлагает некую рабочую гипотезу, позволяющую найти внутреннее объяснение такого «смещения». Методология исследования основывается на концепции дискурса, представленной в «Археологии знания» М. Фуко, и его же понятии алетургии (манифестации истины). Предлагается следующая рабочая гипотеза: изменение механизмов манифестации истины ведет к трансформации объекта дискурса о священниках и его переоценке. Преобладающий модус алетургии в философии XVII в. — высказывание истины от первого лица — проблематизирует модус, в котором истина и ее источник является внешним по отношению к говорящему. Данный модус является ключевым для фигуры священника, поэтому она также проблематизируется. «Власть над душами» трансформируется во «власть над совестью». Вне рамок истины оказываются и основные механизмы выражения истины, которыми пользуется священник. Управление душами, генеалогически восходящее к психагогии Платона, «пересчитывается» в красноречие, носящее демагогический характер. Иррациональное выражение истины в таинствах, что концептуально пересекается с философской теургией, в философии Нового времени оказывается недостоверным, поскольку оно не может осуществиться от первого лица и сохранить общезначимость.

Воронцов Сергей Александрович — кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского государственного университета, Москва.

Текст статьи

Другие публикации на портале:

Еще 9