Статья. Сельское и городское старообрядчество
События

Когда размышляешь над историческим контекстом развития старообрядчества, очевидным становится тот факт, что государственные гонения и последующая миграция являются существенными факторами, повлиявшими на культурно-бытовые характеристики старообрядческих согласий и толков. Как именно эти факторы повлияли на развитие старообрядчества? Какие новые векторы появились в этой связи? Какие перспективы они открывают?


Староверы в наши дни

Развитие старообрядческих общин в условиях урбанизации

Считается, что города в современном понятии — то есть центры культуры, промышленности, торговли, услуг, финансов и информации — появились около трехсот лет назад, хотя поселения, носившие такое название, существуют в России уже более тысячелетия. На сегодняшний день дифференциация города от деревни закончена. Таким образом, у россиян сложились определенные стереотипы, как-то: город — это высшее проявление цивилизации, место утонченности, активности, свободы, изменений и богатства, инструмент решения всех социальных проблем, а с деревней в свою очередь ассоциируются примитивность и отсталость, пьянство и бедность, скука. Остается вопрос: какая же перспектива дальнейшего развития города и деревни относительно вопроса религиозности и культуры?

Описанные ниже миграционные процессы стали причиной развития старообрядческой культуры по двум направлениям: городское и сельское. Общины, оставшиеся в городах, развивались в условиях реформированного общества, в то время как мигрировавшие на окраины и в села оставались замкнутыми и настроенными против какой-либо модернизации. Созидательность идеи — построить свой собственный мир, не затронутый Никоновой реформой, — подкреплялась исключительным трудолюбием и организацией внутренней жизни общины, что послужило закреплению общин как городских, так сельских, однако ход их развития разительно отличался, что видно по состоянию общин на современном этапе.

Одним из векторов развития городской и сельской старообрядческой культуры является самоизоляция и обособление. Каждая из этих культур имеет свои особенности и отличия, которые и являются границами между городом и селом.

Миграция и ее влияние на развитие старообрядчества

Массовые миграции связаны с государственными гонениями, которые начались в 1685 г., когда царевна Софья по настоянию патриарха Иоакима издала против старообрядцев 12 статей. В них содержалось запрещение любым образом поддерживать старую веру. Наказание кнутом и батогами следовало даже тому, кто оказал какую-нибудь милость старообрядцам: дал им пить или есть. Продолжились гонения петровскими преобразованиями, которые сделали социокультурный раскол Руси еще более жестким. Так, например, 16 марта 1718 г. был издан указ против старообрядцев, который был целиком проведен в жизнь. В указе говорилось о надобности хватать и наказывать учителей раскола, арестовывать живущих в лесах иноков и инокинь, запретить избирать как явных, так и тайных раскольников на общественные должности старост и бургомистров и «жестоко наказывать» поддерживающих раскол священников. Гонимые и преследуемые христиане бежали в Поморье, Сибирь, на Дон и за пределы России. Духовными центрами становились монастыри и скиты, которые основывались часто в глухих, незаселенных местах старообрядцами, сбежавшими на окраины России из Москвы и других крупных городов; считалось, что только там осталась возможность вести духовную деятельность.


Шарпанский скит. Семеновский уезд, Нижегородская губерния, 1897 г.

Естественно, для любого правила есть и исключения. В случае взаимоотношений Петра I и старообрядцев нужно сказать, что царь открыто помогал тем из старообрядцев, которые не осуждали, а помогали ему строить империю, то есть помогал старообрядцам пережить преследования только тогда, когда сами они были достаточно сплочены, богаты и влиятельны. Широкая же масса раскольников тяжело страдала от разветвленной, хотя и хаотической системы борьбы с их верой и их общинами.

Сельское старообрядчество

Итак, первым вектором развития в условиях гонения стало сельское старообрядчество. Сельскую религиозную общину отличает, в частности, эскапизм, замкнутость, консервативность, фундаментализм, ориентация на родовую преемственность (генетика). Исходя из вышесказанного, можно сказать, что такая направленность в развитии общины может привести к отсутствию развития, деградации и вымиранию. Считается, что сельские жители более религиозны как по «внешним», так и «внутренним» проявлениям. Из контекста истории видно, что деревня часто являла собой некое пристанище духовности, ведь именно на окраины и в деревни бежали гонимые господствующим строем свободомыслящие.


Поволжье. Деревня Кузнецово, Нижегородская губерния. 1897 г.

Нужно отметить, что важной функцией сельской общины являлось сохранение народных традиций. Сельская община также может быть рассмотрена как субъект воспроизводства традиций, поскольку в ее среде происходило формирование различных локальных вариантов культуры. Семья же выполняла функцию хранения и передачи традиций из поколения в поколение. Для сельской общины характерно сохранение особой внутренней структуры, которая была сформирована еще в царские времена, что в свою очередь не способствует к развитию в современных условиях урбанизации. Сельская община являлась особым социально-бытовым механизмом, создающим и хранящим традиции. Сохранение последних поддерживалось силой общественного мнения и использованием различных методов наказания и психологического воздействия, в частности, изгнание человека из села, общественное осмеяние провинившегося и т. д., что, однако, потеряло положительный результат из-за городского воздействия и миграции. Стоит отметить как факт, что деурбанизация в России невозможна до полного уничтожения прошлых пережитков. Таким образом, можно сделать вывод, что дальнейшая перспектива для развития сельского строя невозможна. Село (деревня) обречена на деградацию и последующее вымирание.

Городское старообрядчество

Вторым вектором развития является старообрядчество городское. В отличие от сельской общины основными чертами городской общины являются: вынужденное социальное общение (отсутствие уединения), в связи с этим послабление в учении, модернизм, неофитство как основополагающий фактор расширения, из чего следует развитие, слияние с другими общинами, эволюция, преобразование. Нередко можно встретить мнение, которое глубоко засело в голове религиозных коренных жителей деревень, о городе как пристанище антихриста, и тому есть немало причин, которые кроются в историческом контексте проблемы. Родственные связи начинают ослабевать, их постепенно заменяют торгово-экономические связи. В результате происходит преобразование или, вернее, перерождение родовой общины в городскую.


Федор Ефимович Мельников в гостях у старообрядческой семьи, г. Измаил. 1931 г.

Из вышеперечисленных черт можно ярко увидеть, что городские общины в основном из-за внешних показателей развиваются по абсолютно другой траектории, нежели общины сельские, что является основополагающим фактором для дальнейшей перспективы. С учетом развития современного городского общества и тенденции к восстановлению «духовности» городского жителя такие отличительные черты для развития имеют исключительно положительную тенденцию. Можно смело сказать, что религиозные общины, развивающиеся в больших городах, обладают огромным потенциалом для развития и обладания определенной общественной нишей.

Неоднозначные перспективы

Из вышесказанного можно предположить, что формирующиеся в городских условиях общины имеют тенденцию к развитию в отличие от сельских общин, которые в силу урбанизации фактически приговорены к вымиранию. Однако, на мой взгляд, вопрос этот необходимо оставить открытым, так как раскрытие проблемы — это первый шаг к ее решению, а сохранение аутентичных старообрядческих сел (деревень), на мой взгляд, заслуживает особого внимания.
Автор: Марина Малафеева

http://ruvera.ru/articles/selskoe_gorodskoe_staroobryadchestvo

Другие публикации на портале:

Еще 9