Книжная суббота. «Трапеза как слепок времени»: симпозиум памяти Н.Л. Трауберг прошел в ББИ
События

Так, протоиерей Алексей Шевчук (Кимры, Тверская обл.) размышлял на тему «Трапеза как игра», полемизируя с известным философом Йоханом Хейзингой, который считал игру архаичным элементом культуры. Докладчик показал, что роль игры не только не уходит в прошлое, но мутирует и трансформируется, никуда не исчезая. Алексей Каменских (Пермь) сделал доклад на тему «Метафорика эсхатологического пира в гностических сочинениях II-IV вв.». Тема Романа Соколова могла бы показаться весьма экзотической, но из доклада «Образ трапезы в гаитянском вуду» можно было вполне сделать вывод о том, что христианство в низовой народной культуре нередко переплетается с язычеством, и это происходит не только в Латинской Америке.

О том, как пересекались в русской культуре православие и хлыстовство, рассказала Ксения Сергазина в докладе «Будни и праздники в московских монастырях. 1745 г.». Об особенностях восприятия пищи в условиях советского дефицита было сообщение Петра Чистякова, свое сообщение он построил на дневниках сельского учителя, которые сегодня уже являются весьма ценным историческим документом и свидетельством.

Как всегда, большая часть докладов была посвящена трапезе в произведения литературы. Это доклады Ирины Багратион-Мухранели «Слом культурной парадигмы и устойчивость традиции трапезы советского времени в романе А.П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени», Елены Федотовой «Рассказ А. Куприна “Гастрономический финал” как социолого-психологический этюд», Елены Кнорре «Пир на войне: образы “застолья” зверей и людей в дневниках и художественных произведениях М. Пришвина периода Первой мировой и гражданской войн».

Особый ракурс всегда возникает, если речь идет о детской литературе, тут еда становится средством воспитания, как показали в своих выступлениях Людмила Сумм «”Смех, еда и немного милосердия”: этика и поэтика застолья в романе Алексея Гедеонова “Случайному гостю”» и Ольга Смолицкая «Еда как воспитание чувств в трилогии А. Бруштейн “Дорога уходит вдаль”».

Наталья Мирская поведала о застольях в доме поэта Давида Самойлова. Она выступала как очевидец и живой свидетель, поскольку была в 80-х гг. литературным секретарем поэта.

Светлана Мартьянова (Владимир) в докладе «Запах и вкус Пасхи в книге "Из богословия сквериков и деревушек"» размышляла о трапезе и проповеди двух францисканских монахов, живших в советское время в Литве — уже ставшего легендой о. Станислава Добровольского (1918-2005), и о. Юлиуса Саснаускаса.

Изобразительному искусству были посвящены два доклада: Натальи Лихтенфельд «Шесть пиров и ни одного пира. К интерпретации картины Рембрандта "Артаксеркс, Аман и Эсфирь"» и Ирины Языковой «”У самовара я и моя Маша”. Чаепитие в картинах русских художников».

Во все времена трапеза была важнейшей частью жизни и потому наделялась множеством социальных и религиозных смыслов. Сакральная, символическая, праздничная, «потаенная» и «запретная» еда, гастрономические табу, привилегии и ограничения, «пиры владык» и пища бедняков, изобилие и голод, культура застолья и представления и гостеприимстве – все это может сказать о каждой эпохе не меньше, чем прямые исторические свидетельства.

Идея таких конференций принадлежит Наталье Леонидовне Трауберг, хотя при своей жизни она не смогла ее осуществить. Зато теперь, когда в ББИ появилась уже устойчивая традиция ежегодных симпозиумов, кажется, что каждый раз сама Наталья Леонидовна принимает участие в формировании программы. В любом случае, участвовавшая в конференции дочь Н.Л. Трауберг Мария подтвердила: присутствие Натальи Леонидовны здесь ощущается.

Источник http://blagovest-info.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9