Протонационализм в чешских землях XVI века
События

9 марта 2017 г. в Лаборатории в рамках проекта «От nationes Средних веков к  нациям  Нового времени», организованного ГИИМ (А.В. Доронин), ЛМИ и Центром украинистики и белорусистики Истфака МГУ (М.В. Дмитриев) прошёл семинар, посвященный «протонационализму» в чешских землях в XVI в.

В центре внимания, как и в предшествующих семинарах, воркшопах и коллоквиумах были спорные и неизученные проблемы нациогенеза в европейских и не-европейских культурах Средних веков и раннего Нового времени.

В этот раз повестку дня составили следующие вопросы:

- присутствует ли в культуре чешских земель XVI в. представления об «чешском народе», которые соответствовали (более  или менее…) бы представлениям о «чешском народе» в XIX в.?

- как этнические мотивы «чешской» идентичности взаимодействуют с дискурсами конфессиональной принадлежности в XVI в.?

- понятие «протонационализм» применительно к европейским культурам до-индустриального периода подвергается сомнению из-за его предполагаемой телеологичности… Справедливо ли это в «чешском случае»?

- с другой стороны, каковы связи между средневековыми дискурсивными традициями и представлениями о «чешском» в Новое время?

- что наши источники позволяют сказать о распространении идей чешского самосознания (в том или ином смысле) в широких слоях населения чешских земель?

Семинар был открыт докладом Георгия Павловича Мельникова (Институт славяноведения РАН) «Конфессия и этнос: религиозные аспекты чешской национальной истории в сочинениях раннего Нового времени».

Резюме доклада: Сопоставляются концепции чешской истории католика Вацлава Гаека из Либочан (середина 16 в.) и гусита Павла Странского (начало 17 в.). Выявляются общие позиции этно-патриотического характера и конфронтация по вопросу о преемственности христианской веры от миссии Кирилла и Мефодия. Собственно говоря, сформировалась тенденция «приватизации»  кирилло-мефодиевской традиции гуситами и католиками, когда каждая сторона считала эту традицию основой христианства в Чехии и, в силу этого, одной из основ "национальной" религиозной традиции. Концепции противоположны, но патриотический пафос един. Это ставит проблему конфессионального раскола единого этноса в раннее Новое время, что и отразили анализируемые исторические сочинения. Также обозначается дилемма: что выше, важнее для сознания человека - конфессиональная принадлежность (вера) или понимание этнической общности приверженцев разных конфессий? 

Рассматривается также проблема связи этнического, государственного и конфессионального сознания в условиях официальной толерантности, господствовавшей в Чешском королевстве во второй половине XVI в.

 

Семинар собрал 15 человек, и  дискуссия была долгой, интенсивной и по временам почти драматической. Подготавливаемый А.М. Шпиртом (ЦУБ МГУ) отчет  и о содержании доклада, и о причинах «повышенного градуса» дискуссии будет опубликован чуть позже.

Источник https://medieval.hse.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9