Святой и общество: конструирование святости в агиографии и социальной памяти
События

Изучение святости и культов святых уже с сер. прошлого века вышло за рамки узкоспециализированной отрасли, каковой на протяжении столетий были агиографические исследования. Феномен святости и связанные с ним религиозные практики рассматриваются как один из важнейших источников знаний о религиозности, ментальности, поведенческих моделях и системе социально-политических представлений общества. Агиографические тексты, включающие разнообразные по своим жанровым и функциональным особенностям сочинения, позволяют не только проследить специфику литературного процесса в тот или иной период истории, но и проанализировать механизмы отражения реальности в письменной традиции, нацеленной на воспроизведение стереотипов и идеализацию героев повествования. Святой предстает в них как воплощение наиболее значимых добродетелей, являя своей жизнью пример осуществления религиозных заповедей и этических норм. Повествования о святых, в том числе и легенды о них, складывавшиеся вне официального церковного дискурса, обладали высоким дидактическим потенциалом, представляя аудитории образец идеального христианина. Изучение риторики агиографических сочинений и ее трансформации позволяет понять как в разные эпохи и в разных сообществах определялось соотношение между универсальными религиозными декларациями и социально значимыми моделями поведения. Святой, однако, не был лишь персонификацией этической нормы, но и воплощал более широкий круг религиозных и социальных представлений. К их числу, прежде всего можно отнести восприятие сверхъестественного, поскольку способность творить чудеса была неотъемлемым атрибутом святого, зачастую главным основанием для возникновения культа и его успешного развития. Образ святого-чудотворца был тесно связан с такой его функцией, как патронат – покровительство и защита почитающего его сообщества. В этой роли легко обнаруживается тесное переплетение собственно религиозных (через посредничество святого осуществляется божественная воля и присутствие в земной жизни) и собственно социальных (святой становится значимым символом идентичности и устойчивости сообщества) функций святости.
В разработке темы приветствуется компаративистский подход к проблеме, нацеленный прежде всего на то, чтобы выявить общие и  различные черты в концептах святости и социальных функциях культов, сформированных в разные эпохи или в разных социально-культурных контекстах.
 
В рамках нашего круглого стола мы хотели бы обсудить следующий круг вопросов:

- Каковы причины формирования культов святых и что предопределяло их разную судьбу: успешное развитие, исчезновение или возрождение после длительного забвения.
- Как почитание святых было связано с конкретными интересами отдельных социальных групп или институций: инициаторов культов и их пропагандистов.
- Кто такие «вымышленные святые»: святые, которых никогда не было или реальные люди, достоверное повествование о которых полностью вытеснено клише и «общими местами» агиографического дискурса
- Что говорят о культуре и социальной традиции ритуалы и практики почитания святых.
- Каким образом агиография и практики церковного почитания святых находили баланс между собственно религиозной традицией и стереотипами сознания светской среды.
Хронологические и географические рамки докладов могут определяться предельно широко: от Поздней античности до наших дней, от Европы и Византии до христианских общин Азии и Нового Света. 

Круглый стол пройдет в Институте всеобщей истории РАН (Ленинский пр-т 32а), письма с заявками об участии и предложениями тем докладов (в заглавии письма указывать «конфернция 31 мая») просим посылать  на электронную почту альманаха: odysseus1989@mail.ru 

Источник http://igh.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9