Византийская алтарная преграда - темплон. Формы и эволюция
События




Поначалу это было невысокое ограждение из мраморных плит с рельефом, помещенных между столбиками. Подобные ограждения широко использовались в римской архитектуре.


Рельеф на пьедестале Обелиска Феодосия, Стамбул.


Реконструкция алтаря из Israel Museum, Иерусалим.



Раннехристианская базилика в Олимпии.



В более развитом варианте над ограждением появляется второй ярус из тонких колонок, несущих архитрав-эпистилий.





Реконструкция раннехристианской церкви из Ливии, Athrun


Именно эта форма сохранилась на века и менялась прежде всего в зависимости от размера церкви.


Самый простой ее вариант для крошечной церквушки выставлен в музее Монемвасии.


Аналог из статьи Лазарева.




На этом фото виден размер церкви, в которой находился этот темплон.



Алтарная преграда церкви Santa Maria Assunta, Торчелло IX-XI в.

В широком пространстве базилики и темплон растянулся в ширину.

Очень похоже на темплон из Торчелло.



Церковь Св. Апостолов в Афинах. X в. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Athens_-_Church_of_the_Holy_Apostles_01.jpg
Алтарь с тремя конхами потребовал соответствующей алтарной преграды.



Трехчастная алтарная преграда, разделенная подкупольными столбами.


Кафоликон монастыря Осиос Лукас, ХI в.


Церковь Митрополия, Мистра, XIII-XV вв.
Здесь та же схема, но столбы художественно обыграны, на них появились фрески.(Простите за качество фото)


Схема темплона Дафни абсолютно идентична предыдущему.




Декор подкупольного столба, включенного в темплон Митрополии.


Вот, кстати, про церковь Богородицы из монастыря Осиос Лука забыла.



Церковь св. Софии в Монемвасии во многом повторяла формы церкви Дафни, и алтарная преграда, вероятно, была аналогичной.
К сожалению  сохранились только ее фрагменты.


Плутео.


Эпистилий.


Арка над фреской на столбе.

Источник

Другие публикации на портале:

Еще 9