Календарные заметки на 14 декабря: память святого пророка Наума
Сегодня Церковь совершает память святого пророка Наума.
Статья

О пророке Науме нам известно только из библейской книги, носящей имя пророка. Почти вся информация о нем самом содержится в надписании этой книги: «Пророчество о Ниневии; книга видений Наума Елкосеянина» (1:1). Одновременно надписание это является и названием текста. Здесь, несмотря на лаконичность, можно попытаться извлечь немало ценной для нас информации об авторе.

Само имя пророка, Нахум, которое переводится с древнеевреякого как «утешение» или «утешитель», могло быть псевдонимом или прозвищем автора пророческого текста. Родиной Наума называется Елкос, или Елкош. Иероним в IV веке предлагал видеть под указанным названием одну из деревень в Галилее, которую он именует «Элкеза» или «Элкезеум».[1] А вот автор сочинения «Жизни пророков» (VI в.), которое ошибочно приписывали Дорофею Тирскому, идентифицировал Елкош с иудейским селением под названием Бет-габре (соременный — Бейт-Джебрин, в древности также называвшийся Элевтерополь), которое находилось на расстоянии примерно 32 км на юго-запад от Иерусалима, на территории колена Симеонова.[2] «Средневековое раввинистское толкование, — пишет по этому поводу И. Вайнберг в своем "Введении в Танах", — локализует ее на территории колена Шимеон, т. е. на юге Йехуды, где в эпиграфическом материале VIII-VI вв. до н. э. из Лахиша встречается уникальное в Танахе личное имя Нахум. Если учесть мнение французского исследователя А. Лемэра о существовании в позднее доменное время местной школы писцов в Лахише, то идея искать в этой среде создателя книги Нахума выглядит не такой уж невероятной».[3]

Касательно времени, когда книга была составлена, имеются некоторые ориентиры: так в Наум 3:8 упоминается о падении «Но-Амона», под которым явно подразумевается город («Но» — калька древнеегипетского слова nt, означающего «город»), где особо почитался божество Амон, то есть Фивы в Египте - самый значимый религиозный центр страны. О взятии города в 663 г. сообщается в надписи Ашшурбанипала, который захватил его. Этот год как раз и служит верхней границей для примерного определения времени написания книги пророком. Нижней же границей признается 612 год, когда в свою очередь была взята столица стремительно тогда клонившейся к закату ассирийской империи — Ниневия. Дискуссии по поводу последней даты ведутся до сих пор. Многие эгзегеты предлагают считать наиболее вероятной датой 625 г., когда на историческую сцену вступает основатель халдейской династии Вавилоне, отец Новуходоноссора II — Набопаласар, начавший сразу же активную и успешную борьбу с ассирийцами. Также вполне можно допустить и время уже после падения Ниневии, учитывая местами довольно точные подробности в описании штурма у пророка Наума. Данное предположение совершенно не противоречит восприятию текста как пророчества, так как под последним имелось в виду у евреев не столько предсказание будущего, сколько провозглашение воли Бога относительно тех или иных событий и деяний (как, например, пророческое обличение Нафаном преступлений царя Давида в 2 Цар 12). Впрочем, непосредственное впечатление от текста такое: Ниневия еще не взята, хотя угроза, нависшая над ней, как утверждает пророк, неотвратима, и она вскоре должна осуществиться.

Ослабление Ассирийской военной державы, выразившееся в целом ряде поражений, которые нанесли ей в ходе восстания ваваилонсие и мидийские правители, стало основным внешним поводом, подвигшим Наума взяться за написание книги. Вместе со многими мыслящими людьми своего времени как в Иудее, так и за ее пределами пророк почувствовал наступление весны освобождения от рабства, угнетения и насилия, которые на протяжении полутора столетий чинили в отношении многих народов и государств ассирийские цари.

Пророк исполняется необыкновенного духовного энтузиазма и облекает свою речь в торжественную поэтическую форму. Но Наум, будучи захвачен обличительным пафосом, не просто радуется освобождению и жестко иронизирует над бессилием некогда могущественного государства-тирана; прежде всего он богословствует. Именно с поэтических рассуждений о божественном возмездии начинается его книга. Бог-Яхве, совсем было оставивший Израиль, снова начинает проявлять себя как Спаситель и Судия, совершая отмщение ассирийцам за весь «обман, убийства и... грабительства» (Наум 3:1), которые они практически беспрепятственно творили так долго. Финикийцы и евреи, египтяне и халдеи, эламиты и кавказцы — все успели ощутить на себе тяжкую руку солдатской державы и теперь видели, что она стоит перед лицом возмездия. Но указывая на всеобщее освобождение, пророк делает особый упор на том, что во всех совершающихся событиях видит, прежде всего, предзнаменования «восстановления величия Иакова» (2:2). И эти чаяния, конечно, оправдались в определенной степени в царство царя Иосии.

Однако при чтении книги Наума бросается в глаза разительный контраст с Книгой пророка Ионы. Книга Ионы провозглашает исполненное универсализма и толерантности, божественное прощение Ниневии ее жителям и правителям, тогда как Книга Наума дышит неприкрытым мстительным восторгом в отношении города, ставшего воплощением зла и насилия: «Нет лекарства для раны твоей, [Ниневия], болезненны язвы твои, все услышавшие весть о тебе (т. е. о гибели) рукоплещут, ибо на всех простиралась злоба твоя» (3:19).

Но несмотря на указанную историческую и в определенной степени нравственную ограниченность мировосприятия автора книги, один принцип, изложенный в ней, имеет абсолютно непреходящее значение: любых тиранов, как показывает история, рано или поздно настигнет Суд; безумие и жестокость, на которые они опирались, обернутся против них самих.



[1] Hieronymus. Commentariorum In Naum Prophetam Liber Unus, 536 A — http://www.documentacatholicaomnia.eu/02m/0347-0420,_Hieronymus,_Commentariorum_In_Naum_Prophetam_Liber_Unus,_MLT.pdf

[2] Smith, Ralph L. Nahum // Micah-Malachi.Dallas, Texas: Word Books, Publisher. 1998 (Word Biblical Commentary, Volume 32) - электронный ресурс.

[3] Введение в Танах. Часть 3. Пророки. Глава VII. Двенадцать «малых» пророков. — http://www.biblicalstudies.ru/Books/Weinberg50.html.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9