Статья. Художественные версии евангельского сюжета в культуре первой трети XX века
События

Аннотация:Предметом нашего исследования стал анализ художественной трансформации евангельского сюжета в произведениях трех авторов первой трети XX века (Д. С. Мережковского, Л. Н. Андреева, М. А. Булгакова). Целью исследования было определение характера изменений евангельского сюжета на событийном и композиционном уровнях в каждом произведении. Анализ проводился в контексте русской и европейской художественно-философской литературы. Материалом исследования послужили три произведения выше указанных авторов: роман «Иисус Неизвестный», повесть «Иуда Искариот» и роман «Мастер и Маргарита». Результатом каскада социальных и научных революций рубежа веков стал духовный кризис русской культуры, выход из которого отечественная литература искала в обращении к Священной истории; особое внимание художников начала XX века привлекало Евангелие. В романе «Иисус Неизвестный» «сохранены» ключевые евангельские события и персонажи, однако авторская их компоновка и вкрапление цитат из Апокрифов и собственных рассуждений показывают, что автор выступает в роли евангелиста, а свой роман пишет в жанре «Неизвестного Евангелия». Анализ показал, что в повести Андреева и романе Булгакова есть как редукция евангельских событий, так и наращение авторских. Однако принципы включения или пропуска евангельских событий у авторов различны: если Андреев выстраивает событийный ряд вокруг Иуды, акцентируя его образное решение, то Булгаков, исключая из сюжета события, наполненные Божественным предопределением, определяет Иешуа как бродячего философа, а проблему античного романа – как вневременную проблему ответственности человека. Даже единство авторов в редукции Воскресения обусловлено разными целями: Андреев, таким образом, усиливает характерный для его творчества апокалипсический мотив, а Булгаков подчеркивает человеческую природу Га-Ноцри. Можно сделать вывод, что в переломный период истории русская литература активно переписывала евангельский сюжет, вкладывая в новые произведения соответственно новый смысл. В трех произведениях, которые являлись предметом нашего исследования, сказалась трагедия отпадения человека от Бога и осознание невозможности жизни человеческой без Бога, без истинной веры.
Ключевые слова:сюжет, роман Д. С. Мережковского «Иисус Неизвестный», повесть Л. Н. Андреева «Иуда Искариот», роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», Евангелие.

Читать статью

Литература

Источник academy.petrsu.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9