БОГОСЛОВИЕ Андреев А. В. Кем был Иисус из Назарета: реконструкции образа исторического Иисуса конца XX — начала XXI века Стр. 9 – 25 Аннотация: В настоящей статье рассматриваются реконструкции личности, жизни и учения «истори- ческого Иисуса», выполненные ведущими участниками «Поиска исторического Иисуса» конца XX — начала XXI в. Анализируется специфика современного этапа «Поиска исто- рического Иисуса» в ее отличии от более ранней эпохи (XVIII — нач. XX в.). В частности, поднимаются вопросы о богословской безотносительности современных исследований, повышенного внимания к методологическим проблемам, а также переосмысления самой идеи «исторического Иисуса». Представлены работы наиболее авторитетных европей- ских и американских исследователей в этой специализации: Э. П. Сандерса, Дж. Мейе- ра, Дж. Д. Кроссана, М. Борга, Н. Т. Райта. Показывается, в каких аспектах результаты их исследований отличаются друг от друга. В качестве основных параметров сравнения выступают два вопроса: насколько образ «исторического Иисуса» в той или иной работе соотносится с межзаветным иудаизмом и каково место эсхатологии в реконструируемом учении Христа. Также в статье высказываются некоторые предположения, почему к на- стоящему моменту активность участников «Поиска исторического Иисуса» снизилась и благодаря чему данное движение может вновь возродиться. Ключевые слова: Иисус, библеистика, Новый Завет, Сандерс, Мейер, Крос- сан, Борг, Райт Пылаев М. А. Философия и теология в «неоортодоксии» Карла Барта Стр. 26 – 40 Аннотация: В предложенной статье исследуется концепция Слова Бога в теоцентристской теоло- гии К. Барта, а также теология раннего К. Барта времени второго издания «Послания к Римлянам» в аспекте их фундированности философией. Автор сопоставляет блок философско-теологических тем, таких как теория темпоральности, диалектика, концеп- ция начала (Ursprung) и другие, внутри типов философских дискурсов, использованных К. Бартом (платонизма, неокантианства, экзистенциализма, схоластики, феноменоло- гической философии и других) с его теологией. В статье дается краткая реконструкция теологии Слова Бога у К. Барта в двух ее взаимодополняющих проекциях, как они пред- ставлены в «Эскизе христианской догматики» и в «Церковной догматике». В ходе изло- жения читатель также знакомится и с третьей проекцией концепции Слова Бога у К. Бар- та в момент ее генезиса в книге «Fides quaerens intellectum». В статье апробируется гипо- теза о том, что и второе издание «Послания к Римлянам», и «Fides quaerens intellectum», и «Эскиз христианской догматики» вместе с «Церковной догматикой» эксплицируют ту форму христианской теологии, которая, впитывая в себя прежде всего важнейшие до- стижения философии ΧΙΧ–ΧΧ вв., тем не менее пытается оставаться свободной от них. Используя различные формы философских дискурсов, К. Барт реализует свою собствен- ную задачу построить христианскую теологию вне метафизики, истории и человеческой экзистенции. Ключевые слова: К. Барт, Слово Бога, Откровение, теология, диалектика, время, экзистенциализм, схоластика, феноменология, философия ФИЛОСОФИЯ Судаков А. К. Философская идея церковно-государственного отношения у И. В. Киреевского Стр. 43 – 61 Аннотация: В статье анализируется взгляд И. В. Киреевского на отношения Церкви и государства в христианском обществе. Православное церковно-государственное отношение есть, по Киреевскому, аналогичное отношению духа и плоти в человеке, иерархическое двуедин- ство, где Церковь задает духовные ориентиры общественному составу и направляет его движение к высшим целям, не вмешиваясь, однако, в самобытное развитие мирского организма. Церковь в христианском обществе господствует, однако не государствует. Этот взгляд Киреевского одинаково строго отделяется им как от католического «духовно- светского» устройства, так и от протестантского по происхождению идеала государ- ственной Церкви и не совпадает с популярной у позднейших славянофилов программой «освобождения Церкви» и отделения ее от государства. Для Киреевского Церковь и госу- дарство есть вопрос, которому «очень пора проснуться». Это его убеждение проясняется в контексте общего исторического взгляда славянофилов, их предчувствия окончания петровского периода русской истории и православного возрождения России. Ключевые слова: Киреевский Иван Васильевич, Церковь, государство, хри- стианское общество, монизм, дуализм, монодуализм, латинский взгляд, проте- стантский взгляд, христианское служение государства Резвых Т. Н. Трактат Ф. Эбнера «Слово и духовные реальности» в контексте философии диалога XX века Стр. 62 – 77 Аннотация: В статье исследуются основные идеи работы Ф. Эбнера «Слово и духовные реально- сти». В начале статьи говорится о ситуации появления «философии диалога», излагают- ся специфические черты философии диалога на примере работ Ф. Розенцвейга «Звезда спасения» и М. Бубера «Я и Ты». Такими чертами являются: отказ понимать человека как нечто общее, отказ от метафизики, ориентированной на неизменное бытие, отно- шение к миру как к объекту. Далее в статье анализируются основные идеи труда Эбнера. Прослеживается его критика идеалистической метафизики, построенной на понятии самосознания. Деятельность самосознания превращает человека в объект. Понятие са- мосознания приводит человека к абсолютной замкнутости. Автор анализирует понятие «одиночества Я», которое трактуется Эбнером как производное от определенной онто- логической установки. Далее в статье анализируется идея понимания человека как един- ства «Я и Ты». По Эбнеру, Я вообще не имеет абсолютного существования. Я охватывает реальность рядом с собой, оно — не просто Я, но «Я и Ты». В статье рассматривается переход Эбнера от понятия диалога к постановке проблемы языка. Далее анализируется вопрос об именовании, которое доказывает изначальность отношения Я — Ты. В свою очередь, от проблемы языка автор переходит к ключевой идее Эбнера — вере в Бога. Ав- тор приходит к заключению, что специфика эбнеровской философии диалога заключа- ется в оправдании веры. Его философия языка направлена на обретение Бога. Ключевые слова: философия диалога, другой, персонализм, самость, самосо- знание, мышление, язык, вера, религия Карпов К. В. Гилеморфизм в современной аналитической философии Стр. 78 – 93 Аннотация: Господствовавший в XX столетии в аналитической метафизике сциентистский редук- ционизм, поставивший метафизику в тематическую и методологическую зависимость от естественных наук, сменяется в последнее время новыми течениями, отстаивающими ав- тономность метафизического знания, сохраняя при этом такую важную отличительную черту аналитической философии, как естественнонаучная ориентация. Гилеморфизм — одно из таких течений неоаристотелевского типа. Современный гилеморфизм неодно- роден, имеет множество ответвлений, которые объединяются представлением о том, что все материальные объекты состоят из двух начал: материи и формы. Последняя часто понимается как форма в собственном смысле слова, как структура, как конституция, как сила. Рассматривается основная трудность, с которой сталкиваются все гилеморфист- ские онтологии: если материя и форма — самостоятельные начала, то что объединяет их в единый композит? Особое внимание уделяется приложению гилеморфистских онтоло- гий к решению таких актуальных философских и теологических проблем, как проблема материальной конституции, психофизический дуализм, отношения лиц внутри Троицы. Анализу последней отводится особое место. Показываются как достоинства предложен- ных гилеморфистских решений, так и связанные с ними основные недостатки. Основ- ное достоинство заключается в удивительной гибкости гилеморфистской онтологии, по- зволяющей легко вводить новые уточняющие принципы, приспосабливающие ее к той или иной проблеме. Недостатки же гилеморфистских решений являются прямым про- должением главного достоинства и лежат в области слабой проработки вводимых новых принципов между собой. Ключевые слова: аналитическая метафизика, гилеморфизм, материя, форма, структуры, субстанция, композит, единство субстанции, материальная консти- туция, психофизический дуализм, Троица РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Дамте Д. С. Психология религии в Московском университете: Троицкий, Грот, Астафьев Стр. 97 – 111 Аннотация: В отечественной философии религии и психологии религии второй половины XIX — начала XX в. отчетливо прослеживаются два направления — духовно-академическое и университетское. В рамках данной статьи мы рассматриваем вторую из названных традиций, обращаясь к наследию Матвея Михайловича Троицкого (1835–1899), Нико- лая Яковлевича Грота (1852–1899) и Петра Евгеньевича Астафьева (1846–1893) — трех крупных русских философов, представителей Московского университета и Московского психологического общества, которые своими трудами способствовали развитию в Рос- сии не только философии, но также и тогда еще совсем молодой психологической науки. Мы рассматриваем связь их общефилософских взглядов с подходом к анализу религии, выделяя в рамках нашего исследования психологический аспект их анализа и подроб- но обсуждая проблемы религиозных чувств и психологических функций религии, а так- же рассматривая их оригинальные взгляды на эволюцию религиозных представлений. Мы показываем, что три мыслителя, рассмотренные нами в статье, едины в признании внутреннего опыта в качестве важнейшего (но не единственного) источника религиоз- ной веры и религиозных представлений. При этом мы отмечаем важное различие между ними в понимании источников и форм проявления внутреннего опыта: если Троицкий отводит решающее место в формировании религиозного сознания механизмам ассоциа- ции и абстрагирования, то у Грота можно зафиксировать смещение акцентов в сторону чувства как источника религиозного мировоззрения, тогда как Астафьев развивает ори- гинальную концепцию воли как конституирующего элемента религиозного сознания. Ключевые слова: русская философия, философия религии, психология рели- гии в России, история религиоведения, Троицкий, Грот, Астафьев, религиозная вера, религиозное чувство Черный А. И. Понятие «кризиса священства» в католическом богословии XX века Стр. 112 – 127 Аннотация: Современные проблемы священства, его богословские основания, исторические истоки и положение в современном мире становились в XX в. предметом рассмотрения самых из- вестных католических богословов. При этом обращает на себя внимание, что почти всегда священник рассматривается в их работах через понятие «кризис». Однако само понятие «кризис священства» нигде не находит систематического осмысления, оно присутствует в богословских трудах как некий лейтмотив, как аксиома, не нуждающаяся в доказатель- ствах. В литературе речь идет в основном об отдельных кризисных явлениях, связанных с католическим священством. Чаще всего авторы отмечают сокращение численности свя- щенников, кризис священнической идентичности в современном мире, потерю смысла целибата, появление «пастырских» и светских профессий, составивших священникам конкуренцию, утрату религией в современном обществе своих традиционных функций, в результате чего страдают в первую очередь священники как основные представители ре- лигии. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что и эти явления не являются новыми для Католической Церкви и допускают различные и подчас взаимоисключающие интерпретации. В данной статье анализируются основные проявления кризиса, описанные в католической литературе, и высказывается предположение, что кризис священства — не данность, а некая форма осмысления действительности. Риторика о кризисе позволяет осмыслить современную ситуацию как вызов, который требует мобилизации церковных сил и адекватного богословского ответа, способного изменить социальную реальность. Ключевые слова: Богословие священства, кризис, Католическая Церковь, философия кризиса, Второй Ватиканский собор, церковное служение, обще- ство постмодерна, религия РЕЦЕНЗИИ Носачев П. Г. Eagleton T. Culture and the death of God. Yale University Press, 2014 Стр. 131 – 134 Пименов С. С. О современном протестантском лютероведении Рец. на: The Oxford Handbook of Martin Luther’s Theology / R. Kolb, I. Dingel, L. Batka, eds. Oxford University Press, 2014 Стр. 135 – 139 Забаев И. В. Ghosh P. Max Weber and «The Protestant Ethic»: Twin Histories. Oxford University Press, 2014 Стр. 140 – 143 Лаврентьев А. В. Dittrich L. Antiklerikalismus in Europa. Off entlichkeit und Sakularisierung in Frankreich, Spanien und Deutschland (1848–1914). Vandenhoeck&Ruprecht, 2014 Стр. 143 – 148 Васильев А. В. Willert T. S. New voices in Greek Orthodox thought: untying the bond between nation and religion. Aldershot: Ashgate, 2014 Стр. 148 – 152 Сведения об авторах Стр. 154 – 154 |
|
|