Вышел новый номер. Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. Религиоведение
События

 
 
БОГОСЛОВИЕ
Андреев А. В.
Кем был Иисус из Назарета: реконструкции образа исторического Иисуса конца XX — начала XXI века
Стр. 9 – 25
Аннотация: В настоящей статье рассматриваются реконструкции личности, жизни и учения «истори-
ческого Иисуса», выполненные ведущими участниками «Поиска исторического Иисуса»
конца XX — начала XXI в. Анализируется специфика современного этапа «Поиска исто-
рического Иисуса» в ее отличии от более ранней эпохи (XVIII — нач. XX в.). В частности,
поднимаются вопросы о богословской безотносительности современных исследований,
повышенного внимания к методологическим проблемам, а также переосмысления самой
идеи «исторического Иисуса». Представлены работы наиболее авторитетных европей-
ских и американских исследователей в этой специализации: Э. П. Сандерса, Дж. Мейе-
ра, Дж. Д. Кроссана, М. Борга, Н. Т. Райта. Показывается, в каких аспектах результаты
их исследований отличаются друг от друга. В качестве основных параметров сравнения
выступают два вопроса: насколько образ «исторического Иисуса» в той или иной работе
соотносится с межзаветным иудаизмом и каково место эсхатологии в реконструируемом
учении Христа. Также в статье высказываются некоторые предположения, почему к на-
стоящему моменту активность участников «Поиска исторического Иисуса» снизилась и
благодаря чему данное движение может вновь возродиться.
Ключевые слова: Иисус, библеистика, Новый Завет, Сандерс, Мейер, Крос- сан, Борг, Райт
Пылаев М. А.
Философия и теология в «неоортодоксии» Карла Барта
Стр. 26 – 40
Аннотация: В предложенной статье исследуется концепция Слова Бога в теоцентристской теоло-
гии К. Барта, а также теология раннего К. Барта времени второго издания «Послания
к Римлянам» в аспекте их фундированности философией. Автор сопоставляет блок
философско-теологических тем, таких как теория темпоральности, диалектика, концеп-
ция начала (Ursprung) и другие, внутри типов философских дискурсов, использованных
К. Бартом (платонизма, неокантианства, экзистенциализма, схоластики, феноменоло-
гической философии и других) с его теологией. В статье дается краткая реконструкция
теологии Слова Бога у К. Барта в двух ее взаимодополняющих проекциях, как они пред-
ставлены в «Эскизе христианской догматики» и в «Церковной догматике». В ходе изло-
жения читатель также знакомится и с третьей проекцией концепции Слова Бога у К. Бар-
та в момент ее генезиса в книге «Fides quaerens intellectum». В статье апробируется гипо-
теза о том, что и второе издание «Послания к Римлянам», и «Fides quaerens intellectum»,
и «Эскиз христианской догматики» вместе с «Церковной догматикой» эксплицируют ту
форму христианской теологии, которая, впитывая в себя прежде всего важнейшие до-
стижения философии ΧΙΧ–ΧΧ вв., тем не менее пытается оставаться свободной от них.
Используя различные формы философских дискурсов, К. Барт реализует свою собствен-
ную задачу построить христианскую теологию вне метафизики, истории и человеческой
экзистенции.
Ключевые слова: К. Барт, Слово Бога, Откровение, теология, диалектика, время, экзистенциализм, схоластика, феноменология, философия
ФИЛОСОФИЯ
Судаков А. К.
Философская идея церковно-государственного отношения у И. В. Киреевского
Стр. 43 – 61
Аннотация: В статье анализируется взгляд И. В. Киреевского на отношения Церкви и государства в
христианском обществе. Православное церковно-государственное отношение есть, по
Киреевскому, аналогичное отношению духа и плоти в человеке, иерархическое двуедин-
ство, где Церковь задает духовные ориентиры общественному составу и направляет его
движение к высшим целям, не вмешиваясь, однако, в самобытное развитие мирского
организма. Церковь в христианском обществе господствует, однако не государствует.
Этот взгляд Киреевского одинаково строго отделяется им как от католического «духовно-
светского» устройства, так и от протестантского по происхождению идеала государ-
ственной Церкви и не совпадает с популярной у позднейших славянофилов программой
«освобождения Церкви» и отделения ее от государства. Для Киреевского Церковь и госу-
дарство есть вопрос, которому «очень пора проснуться». Это его убеждение проясняется
в контексте общего исторического взгляда славянофилов, их предчувствия окончания
петровского периода русской истории и православного возрождения России.
Ключевые слова: Киреевский Иван Васильевич, Церковь, государство, хри- стианское общество, монизм, дуализм, монодуализм, латинский взгляд, проте- стантский взгляд, христианское служение государства
Резвых Т. Н.
Трактат Ф. Эбнера «Слово и духовные реальности» в контексте философии диалога XX века
Стр. 62 – 77
Аннотация: В статье исследуются основные идеи работы Ф. Эбнера «Слово и духовные реально-
сти». В начале статьи говорится о ситуации появления «философии диалога», излагают-
ся специфические черты философии диалога на примере работ Ф. Розенцвейга «Звезда
спасения» и М. Бубера «Я и Ты». Такими чертами являются: отказ понимать человека
как нечто общее, отказ от метафизики, ориентированной на неизменное бытие, отно-
шение к миру как к объекту. Далее в статье анализируются основные идеи труда Эбнера.
Прослеживается его критика идеалистической метафизики, построенной на понятии
самосознания. Деятельность самосознания превращает человека в объект. Понятие са-
мосознания приводит человека к абсолютной замкнутости. Автор анализирует понятие
«одиночества Я», которое трактуется Эбнером как производное от определенной онто-
логической установки. Далее в статье анализируется идея понимания человека как един-
ства «Я и Ты». По Эбнеру, Я вообще не имеет абсолютного существования. Я охватывает
реальность рядом с собой, оно — не просто Я, но «Я и Ты». В статье рассматривается
переход Эбнера от понятия диалога к постановке проблемы языка. Далее анализируется
вопрос об именовании, которое доказывает изначальность отношения Я — Ты. В свою
очередь, от проблемы языка автор переходит к ключевой идее Эбнера — вере в Бога. Ав-
тор приходит к заключению, что специфика эбнеровской философии диалога заключа-
ется в оправдании веры. Его философия языка направлена на обретение Бога.
Ключевые слова: философия диалога, другой, персонализм, самость, самосо- знание, мышление, язык, вера, религия
Карпов К. В.
Гилеморфизм в современной аналитической философии
Стр. 78 – 93
Аннотация: Господствовавший в XX столетии в аналитической метафизике сциентистский редук-
ционизм, поставивший метафизику в тематическую и методологическую зависимость от
естественных наук, сменяется в последнее время новыми течениями, отстаивающими ав-
тономность метафизического знания, сохраняя при этом такую важную отличительную
черту аналитической философии, как естественнонаучная ориентация. Гилеморфизм —
одно из таких течений неоаристотелевского типа. Современный гилеморфизм неодно-
роден, имеет множество ответвлений, которые объединяются представлением о том, что
все материальные объекты состоят из двух начал: материи и формы. Последняя часто
понимается как форма в собственном смысле слова, как структура, как конституция, как
сила. Рассматривается основная трудность, с которой сталкиваются все гилеморфист-
ские онтологии: если материя и форма — самостоятельные начала, то что объединяет их
в единый композит? Особое внимание уделяется приложению гилеморфистских онтоло-
гий к решению таких актуальных философских и теологических проблем, как проблема
материальной конституции, психофизический дуализм, отношения лиц внутри Троицы.
Анализу последней отводится особое место. Показываются как достоинства предложен-
ных гилеморфистских решений, так и связанные с ними основные недостатки. Основ-
ное достоинство заключается в удивительной гибкости гилеморфистской онтологии, по-
зволяющей легко вводить новые уточняющие принципы, приспосабливающие ее к той
или иной проблеме. Недостатки же гилеморфистских решений являются прямым про-
должением главного достоинства и лежат в области слабой проработки вводимых новых
принципов между собой.
Ключевые слова: аналитическая метафизика, гилеморфизм, материя, форма, структуры, субстанция, композит, единство субстанции, материальная консти- туция, психофизический дуализм, Троица
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Дамте Д. С.
Психология религии в Московском университете: Троицкий, Грот, Астафьев
Стр. 97 – 111
Аннотация: В отечественной философии религии и психологии религии второй половины XIX —
начала XX в. отчетливо прослеживаются два направления — духовно-академическое
и университетское. В рамках данной статьи мы рассматриваем вторую из названных
традиций, обращаясь к наследию Матвея Михайловича Троицкого (1835–1899), Нико-
лая Яковлевича Грота (1852–1899) и Петра Евгеньевича Астафьева (1846–1893) — трех
крупных русских философов, представителей Московского университета и Московского
психологического общества, которые своими трудами способствовали развитию в Рос-
сии не только философии, но также и тогда еще совсем молодой психологической науки.
Мы рассматриваем связь их общефилософских взглядов с подходом к анализу религии,
выделяя в рамках нашего исследования психологический аспект их анализа и подроб-
но обсуждая проблемы религиозных чувств и психологических функций религии, а так-
же рассматривая их оригинальные взгляды на эволюцию религиозных представлений.
Мы показываем, что три мыслителя, рассмотренные нами в статье, едины в признании
внутреннего опыта в качестве важнейшего (но не единственного) источника религиоз-
ной веры и религиозных представлений. При этом мы отмечаем важное различие между
ними в понимании источников и форм проявления внутреннего опыта: если Троицкий
отводит решающее место в формировании религиозного сознания механизмам ассоциа-
ции и абстрагирования, то у Грота можно зафиксировать смещение акцентов в сторону
чувства как источника религиозного мировоззрения, тогда как Астафьев развивает ори-
гинальную концепцию воли как конституирующего элемента религиозного сознания.
Ключевые слова: русская философия, философия религии, психология рели- гии в России, история религиоведения, Троицкий, Грот, Астафьев, религиозная вера, религиозное чувство
Черный А. И.
Понятие «кризиса священства» в католическом богословии XX века
Стр. 112 – 127
Аннотация: Современные проблемы священства, его богословские основания, исторические истоки и
положение в современном мире становились в XX в. предметом рассмотрения самых из-
вестных католических богословов. При этом обращает на себя внимание, что почти всегда
священник рассматривается в их работах через понятие «кризис». Однако само понятие
«кризис священства» нигде не находит систематического осмысления, оно присутствует
в богословских трудах как некий лейтмотив, как аксиома, не нуждающаяся в доказатель-
ствах. В литературе речь идет в основном об отдельных кризисных явлениях, связанных с
католическим священством. Чаще всего авторы отмечают сокращение численности свя-
щенников, кризис священнической идентичности в современном мире, потерю смысла
целибата, появление «пастырских» и светских профессий, составивших священникам
конкуренцию, утрату религией в современном обществе своих традиционных функций,
в результате чего страдают в первую очередь священники как основные представители ре-
лигии. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что и эти явления не являются
новыми для Католической Церкви и допускают различные и подчас взаимоисключающие
интерпретации. В данной статье анализируются основные проявления кризиса, описанные
в католической литературе, и высказывается предположение, что кризис священства — не
данность, а некая форма осмысления действительности. Риторика о кризисе позволяет
осмыслить современную ситуацию как вызов, который требует мобилизации церковных
сил и адекватного богословского ответа, способного изменить социальную реальность.
Ключевые слова: Богословие священства, кризис, Католическая Церковь, философия кризиса, Второй Ватиканский собор, церковное служение, обще- ство постмодерна, религия
РЕЦЕНЗИИ
Носачев П. Г.
Eagleton T. Culture and the death of God. Yale University Press, 2014
Стр. 131 – 134
Пименов С. С.
О современном протестантском лютероведении Рец. на: The Oxford Handbook of Martin Luther’s Theology / R. Kolb, I. Dingel, L. Batka, eds. Oxford University Press, 2014
Стр. 135 – 139
Забаев И. В.
Ghosh P. Max Weber and «The Protestant Ethic»: Twin Histories. Oxford University Press, 2014
Стр. 140 – 143
Лаврентьев А. В.
Dittrich L. Antiklerikalismus in Europa. Off entlichkeit und Sakularisierung in Frankreich, Spanien und Deutschland (1848–1914). Vandenhoeck&Ruprecht, 2014
Стр. 143 – 148
Васильев А. В.
Willert T. S. New voices in Greek Orthodox thought: untying the bond between nation and religion. Aldershot: Ashgate, 2014
Стр. 148 – 152
 
Сведения об авторах
Стр. 154 – 154
Источник pstgu.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9