Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Руководство к исповеди

10 февраля 2017 г.
Публикуемый текст представляет собой четвертую главу первой части «Руководства к исповеди» преподобного Никодима Святогорца. Здесь дается Декалог пророка Моисея (Исх. 20:2-17) для подготовки человека к исповеди. Текст переведен в рамках исследования, посвященного истории написания «Руководства к исповеди» и влияния западного богословия на его содержание.

Предисловие переводчика

«Руководство к исповеди» (Ἑξομολογητάριον) преподобного Никодима Святогорца (17491809), вышедшее впервые в Венеции в 1794 году, в последующие два века стало настоящим повседневным руководством для пастырей Греческой Церкви при совершении исповеди. Оно состоит из трех частей. Первая часть содержит наставления для духовника, вторая – номоканон святого Иоанна Постника с толкованиями преподобного Никодима, третья – поучения для кающегося. Начиная со второго издания, вышедшего тоже в Венеции в 1804 году, в книге появляется «Слово душеполезное» (ΛΟΓΟΣ ΨΥΧΩΦΕΛΗΣ) и становится его заключительной частью.

В настоящем материале мы решили представить небольшой отрывок из «Руководства к исповеди», а именно – четвертую главу первой части этого произведения, в которой святой Никодим повествует о Декалоге Моисеева закона. Он не только перечисляет заповеди, но и дает краткое объяснение того, кто и как именно может погрешать против той или иной заповеди.

Как следует из объяснения самого Святогорца, эта глава была написана по двум причинам: «Для духовника и для кающегося. Для духовника, чтобы, научившись отсюда, он на исповеди с легкостью вопрошал кающихся, погрешили ли они против них. Для кающегося же, чтобы он прежде исповеди испытывал свою совесть, погрешил ли он против какой-либо заповеди. Таким образом он с легкостью обнаружит свои грехи, вспомнит о них, чтобы исповедовать их как должно».

В этой главе преподобный Никодим следует традиционному подходу к исповеди, которая начинается с анализа своей жизни. Анализ подразумевает знание заповедей Божиих и их применение к себе. В числе произведений, на которые ссылался при написании своего «Руководства к исповеди» святой Никодим, была книга Патриарха Иерусалимского Хрисанфа (Нотары) (16631731) под названием «Διδασκαλία ὠφέλιμος περὶ μετανοίας καὶ ἐξομολογήσεως» (Поучение полезное о покаянии и исповеди), вышедшая в Венеции в 1724 году. В состав этой книги также входит разбор Декалога (страницы с 31 по 55), причем занимает в ней очень заметное место[1].

«Руководство к исповеди» было написано в атмосфере духовной жизни греческого народа XVIII века. Следует помнить, что Греция в это время находилась под турецким гнетом. Для этой эпохи характерно засилье западной схоластики, что проявляется в публикуемом тексте святого Никодима, когда он, к примеру, делает неоднократные ссылки на «Православное исповедание», принадлежащее перу митрополита Киевского Петра (Могилы).

Обширные подстрочные примечания, занимающие иногда даже больше места, нежели основной текст, – обычный метод работы преподобного Никодима. Современные исследования его произведений показывают, что Святогорец скорее был не самостоятельным автором, а лишь автором-составителем или даже издателем тех книг, которые выходили под его именем. Зачастую именно подстрочные примечания в наибольшей степени являются собственным текстом самого Преподобного. Поэтому они дают ценный материал для понимания образа мыслей святого Никодима Святогорца.

протоиерей Василий Петров
преподаватель КДС

ГЛАВА 4

 О десяти заповедях

К тому же тебе, отче, будущему духовнику, необходимо знать десять заповедей, и кто согрешает против каждой из них, согласно Православному Исповеданию[2].

О первой заповеди

«Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския, от дому работы: да не будут тебе бози инии разве Мене» (Исх. 20, 2-3).

Против этой заповеди согрешают безбожники, многобожники, те, кто отвергает промысл Божий, веря в судьбу и рок; все волшебники, гадатели, суеверы и все, кто ходит к ним[3]; еретики, кто не по православному верует в Троичного Бога. И, просто сказать, все те, кто более уповает на человека или на самих себя, а также на природные и приобретенные блага, чем на Бога[4].

О второй заповеди

«Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им» (Исх. 20, 4-5).

Против этой заповеди погрешают те, кто совершает непосредственное идолослужение, кланяясь твари вместо Творца, как нечестивые идолопоклонники, или опосредованно – в стремлении к веществу и мирским вещам, как корыстолюбцы, о которых сказал божественный Павел: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3, 5),  и к тому же пресыщающие чрево, о которых он сказал: «Их бог – чрево» (Фил. 3, 19). И просто, все, кто имеют лицемерное, а не истинное благочестие. И все те, кто ограничивают благочестие внешними предметами и небрегут о важнейшем в законе – суде, милости и вере (Мф. 23, 23)[5].

О третьей заповеди

«Не возмеши (то есть не помяни) имени Господа Бога твоего всуе: не очистит бо Господь приемлющаго имя Его всуе» (Исх. 20, 7).

Против нее погрешают богохульники. Те, кто дают клятвы, или преступают их, или принуждают других давать клятвы[6]. Кто каждый раз говорит: «Боже мой! Бог его знает!»,  и другое подобное тому. Кто обещает Богу сделать какое-либо доброе дело, а потом не исполняет своих обещаний[7]; лжепророки и те, кто просит у Бога недолжного, согласно своей воле[8].

О четвертой заповеди

«Помни день субботный, еже святити его: шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седмый, суббота Господу Богу твоему» (Исх. 20, 8-10).

Против этой заповеди погрешают те, кто не ходит в церковь в воскресный день, на который перенес Господь ветхую субботу. И потому что Сам Он – Господь субботы (Мф. 12, 8), и не починяется никому. Потому что в этот день произошло Его Воскресение и обновление всего мира[9]. Кто не ходит в церковь также и в иные Господские и Богородичные праздники, в праздники святых, чтобы слушать божественные словеса. Или идут в церковь, но лишь по привычке, чтобы провести время, не внимая службе, но пустословят и беседуют о своих мирских делах. Кто от безмерного пожелания богатства работает в праздники или заставляет работать других[10]. Кто совершает в эти дни игрища, танцы, пирушки и драки, и подобные неуместные вещи. Кто обучен грамоте, но не читает в праздники священных книг. Те пастыри и предстоятели церквей, кто не поучает в эти дни народ[11]. Кто не дает от своих имений малейшую часть на сбор для нищих, который бывает в праздники. О чем пишет божественный Павел (1 Кор. 16).

О пятой заповеди

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20, 12).

Против нее погрешают те дети, которые не почитают своих родителей в следующих четырех предметах: почитании, любви, послушании и благодарности. Как и дети должны получать от них следующее: питание, добрый словесный совет, добрый жизненный пример на деле, охрану от злого общения, обучение грамоте или какому-нибудь искусству у добрых учителей и мастеров, а также телесное наказание для вразумления. Кто не почитает своих духовных отцов, архиереев, иереев, учителей и своих старцев в ангельском образе[12]. Рабы, не почитающие своих хозяев[13]. Подчиненные, не почитающие царей и своих владык[14]. И просто те, кто не почитает своих благодетелей[15].

О шестой заповеди

«Не убий» (Исх. 20, 13).

Против нее погрешают те, кто совершает телесное убийство либо рукой, либо посредством другого предмета, или советом, или своей помощью и побуждением[16]. Те, кто убивает душевно, как еретики, лжеучители и все те христиане, которые соблазняют других плохим примером своей жизни. Те, кто во время чумы, зная, что они заражены, общаются с другими и заражают их. Те, кто убивают самих себя. И просто все те, кто подвергает риску себя или других. Сюда относятся также гнев, зависть и другие страсти, которые становятся причиной убийства[17].

О седьмой заповеди

«Не прелюбы сотвори» (Исх. 20, 14).

Против этой заповеди погрешают не только прелюбодействовавшие с замужней женщиной ближнего, но и блудящие с незамужней. Потому что, согласно 4 правилу святого Григория Нисского, блуд вменяется как прелюбодейство. Те монахи, которые блудят или женятся. Те, кто падает в духовное прелюбодейство, то есть в ересь и злославие. Сюда относится чревобесие, песни, распутные и эротические зрелища, и все то, что относится к прелюбодейству[18].

О восьмой заповеди

«Не укради» (Исх. 20, 15).

Против этой заповеди погрешают явные воры, а также разбойники, насильники и грабители. Воры тайные, кто ворует тайно[19]. Воры-лжецы, как те торговцы и все те, кто обманывает других, продавая с помощью обманных весов и мер, а также используют тысячи других средств, кто использует ложь. Потому и Господь назвал торговцев разбойниками и ворами, сказав: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 13). Также и те, кто берет проценты[20]. Преступлением этой заповеди является и сребролюбие, к которому относятся страсти и грехи, рождающиеся от сребролюбия, о которых мы сказали[21].

О девятой заповеди

«Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна» (Исх. 20, 16).

Против нее погрешают те, кто приносят ложное и несправедливое свидетельство, чтобы нанести ущерб или повредить своему брату[22]. Те, кто питают подозрения на своего брата[23]. Те, кто осмеивают природные недостатки ума, или голоса, или лица, или других членов тела ближнего, потому что человек не является виновником этих недостатков. А также те судьи, которые либо по лицеприятию, либо за подарки, либо хорошо не исследуют дело и творят несправедливый суд[24].

О десятой заповеди

«Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего» (Исх. 20, 17).

Предшествующие пять заповедей, учащие обязанностям по отношению к ближнему[25], препятствуют человеку лишь во внешних словах и делах греховных. Настоящая же заповедь запрещает даже само внутреннее пожелание души. То есть запрещает желать греха в своем сердце, ибо это желание является причиной и корнем всех внешних слов и дел[26]. Против этой заповеди погрешают все те, кто хотя на деле и не берут чужой вещи, но желают душой и сердцем иметь ее, чем бы оно ни было: женой, животным, имением и другим чем[27].


[1] Подробнее см.: Протоиерей Василий Петров. Руководства к исповеди на православном Востоке в XVIXVIII веках // Богословско-исторический сборник. Юбилейный выпуск. Калуга, 2016, с. 82-100.

[2] По двум причинам мы приводим здесь тех, которые погрешают против десяти заповедей: для духовника и для кающегося. Для духовника, чтобы, научившись отсюда, он на исповеди с легкостью вопрошал кающихся, погрешили ли они против них. Для кающегося же, чтобы он прежде исповеди испытывал свою совесть, погрешил ли он против какой-либо заповеди. Таким образом он с легкостью обнаружит свои грехи, вспомнит о них, чтобы исповедовать их как должно (прим. преп. Никодима).

[3] Смотри 32 правило святого Иоанна Постника и примечание к нему (прим. преп. Никодима).

[4] Против этой заповеди погрешает еще тот, кто по собственной воле питает помыслы неверия в какой-либо предмет веры, или высказал эти помыслы устами. Тот, кто возненавидел Бога или отрекся от Него. Кто искушал Бога, прося у Него чудес, когда в том не было нужды. Кто украл какую-нибудь священную или церковную вещь. Кто продал или купил за деньги благодать Божию. Кто проявил нерадение и не изучил таинства веры и христианское учение. Кто читал книги, противные вере и добродетели. Кто не имел надлежащее благоговение перед божественными предметами. Кто не исповедовался с надлежащим испытанием совести, с болью и решимостью впредь не грешить. Кто причащался Пречистых Таин, пребывая в смертном грехе. Кто наложил руку на церковное имущество. Кто отчаялся в милосердии Божием или решил грешить, пока есть возможность, а потом каяться. Кто, наконец, посоветовал сделать какой-либо из этих грехов, или содействовал ему, или, имея возможность воспрепятствовать ему, не воспрепятствовал ему словом или делом (прим. преп. Никодима).

[5] Против нее погрешают также и те, кто верит в сонные мечтания. И просто те страстные и любосластные люди, которые любят и устремляются к изображениям и идолам своих страстей, которые запечатляются в их умах (прим. преп. Никодима).

[6] Смотри 31 правило святого Иоанна Постника (прим. преп. Никодима).

[7] Смотри 9 главу о том, как должно поступать духовнику с теми, кто дал обеты (прим. преп. Никодима).

[8] Против нее погрешают также и те, кто использует слова Священного Писания для шуток. Кто не переносит несчастья и болезни тела с терпением и благодарностью, но ропщет и несправедливо осуждает Бога. Кто не только хулит Бога или Его святых, но принуждает и других говорить хулу. Кто говорит, что Божественное Писание содержит мифы и противоречия самому себе, и больше хвалит сочинения язычников (прим. преп. Никодима).

[9] Смотри 92 правило Великого Василия и 1-ое правило Феофила (прим. преп. Никодима).

[10] Смотри 29 правило Лаодикийского собора. И божественный Амвросий говорит, что нерабочие дни не должно делать праздниками сладострастия. И Апостолы говорят в своих Постановлениях (книга 3, глава 9): «И в воскресные дни не позволяем вам творить или говорить что-либо неподобное. Ибо Писание в некотором месте говорит: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом». И радость ваша должна быть со страхом и трепетом». И Иоанн Лествичник говорит: «Раб чрева рассчитывает, какими снедями почтить праздник» (Слово 14, 7 // На русском языке: Преподобнаго отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Сергиев Посад, 1908, с. 106). И иной некий Отец говорит: «Не помышляй в праздники совершать винопитие, но обновляйся чистотою ума и души. Если же будешь ублажать чрево и пьянствовать, то скорее прогневаешь Председательствующего на празднике» (схолия к тому же слову) (прим. преп. Никодима).

[11] Смотри 58 апостольское правило и 19 правило Шестого собора (прим. преп. Никодима).

[12] Смотри 55 и 56 правила святых Апостолов (прим. преп. Никодима).

[13] Смотри 82 апостольское правило (прим. преп. Никодима).

[14] Смотри 84 апостольское правило (прим. преп. Никодима).

[15] Против этой заповеди погрешает и тот, кто насильно женил своих детей, или принудил их к вступлению в монашество, или поставил их на иную ступень против их воли. Кто не посылал их в церковь, или не позаботился о том, чтобы привить им благие нравы, или не наказывал их, когда они поступали неправильно, или не научил их грамоте или какому-либо ремеслу. Также погрешают и те дети, которые не позаботились о своих родителях в их нужде, или не помогали им в болезни, или без их согласия пообещали жениться, или не терпят их, когда они состарятся и поступают странным образом. Погрешает и тот муж, который не заботился о своей жене душевным и телесным образом, или ругал ее сверх должного, или наказывал несправедливо. Также и жена, которая не слушала своего мужа. Против этой заповеди погрешают также те хозяева и начальники, которые душевно и телесно не заботится о своих рабах и подчиненных (прим. преп. Никодима).

[16] Смотри 20 правило святого Иоанна Постника (прим. преп. Никодима).

[17] Против этой заповеди погрешает и тот, кто желает зла ближнему или радуется его беде. Кто завидует или огорчается его благоденствием. Кто враждует с другим человеком и желает отомстить ему. Кто не простил своего врага или не попросил у него прощения. Кто изгонял нищих, ругая их. Кто использовал травы для того, чтобы женщина извергла ребенка. Кто покровительствовал злым людям. Кто затевал скандалы и становился виновником драк. Кто бил кого-либо или ранил. Кто несправедливо обличал кого-либо по причине гнева, а не любви. Кто использовал защиту учителя, или судии, или врача, или священника, или духовника, или архиерея, или начальника, не будучи достойным ее, или понудил других людей использовать ее. Кто нанес себе вред многоядением и пьянством, или плотскими наслаждениями и другими неуместными действиями (прим. преп. Никодима).

[18] Против нее погрешает тот муж или жена, которые делали себе прически, или одевались, или использовали краски и благоухания со злой целью и соблазняли другого человека. Кто побудил какого-либо человека к плотскому греху или стал посредником для этого посредством писем, сообщений, подарков или другого подобного (прим. преп. Никодима).

[19] Смотри 27 правило Постника (прим. преп. Никодима).

[20] Смотри 7 раздел после правил святого Иоанна Постника (прим. преп. Никодима).

[21] Против нее погрешают также и те, кто покупает ворованную вещь, зная это, чтобы заплатить меньше, чем она стоит. Кто выдавал поддельные деньги за подлинные, или негодные и неполноценные вещи за хорошие. Рабочий, который работал не так, как должно, или работал худо, и взял свою плату. Кто не заплатил работавшим на него. Кто нашел что-либо и удержал у себя, не узнав, кто это потерял. Кто не сдержал договора. Кто нерадел о том, над чем был поставлен: о сиротах, или вдовах, или церквях, или школах, или товариществе. Кто давал подарки судье, чтобы он творил несправедливый суд, или кто брал подарки. Кто просит милостыню, не имея в том нужды. Те торговцы, которые продают непригодную вещь как хорошую, или перемешивают ее с хорошей. Кто продает вещь за большую, чем она стоит, цену, или покупают за меньшую. Кто заключает сговор с другими торговцами, чтобы продавать по несправедливой цене. Кто продает дороже неопытному покупателю, или покупают дешевле у неопытного продавца. Кто продает не так, как повелевают власти. Кто дает властям подарки, чтобы продавать так, как хочет. Кто не дает полного отчета своим компаньонам. Кто ради того, чтобы воспользоваться чужими деньгами, лжет, что обанкротился. Тот раб, который продает дороже, чем повелел ему хозяин. Кто имеет чужую вещь или залог, и позволяет ему портиться или продает его. Кто играл в карты или другие азартные игры с детьми, или другими неизвестными людьми, чтобы обмануть их. Против этой заповеди погрешает тот, кто наносит ущерб вещи или имуществу брата. Кто переносит границы полей или домов, чтобы взять место у поля или дома своего ближнего. Кто рубил деревья брата. Такого гражданские законы наказывают как вора. Кто воровал скот. Такого законы наказывают ссылкой или отсечением руки. Кто развратится и переманит работавшего у другого человека, обещая платить больше. Кто откроет грамоту и прочитает ее, или подделает подпись, или перепишет, или сотрет, или разорвет ее. Таковой человек согласно гражданским законам наказывается ссылкой и конфискацией имущества. Все это – воровство, взятое нужно вернуть обратно, если они желают получить прощение (прим. преп. Никодима).

[22] Смотри 75 апостольское правило. Соломон же говорит: «Свидетель лживый не без муки будет» (Притчи 19, 5).

[23] Ложь, согласно Авве Дорофею, бывает тройной (слово о лжи): в уме, когда человек питает на своего брата ложные подозрения; в слове, когда кто-либо осуждает ложно; и в жизни, и на деле, когда кто-либо, будучи на самом деле иным, притворяется другим и ложно является людям. Таковой человек называется лицемером. О том, что такие люди подобны диаволу, говорит Господь: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44). То есть он – отец лжи, согласно Феофилакту. Потому и священный Августин (книга о назначении и цели) говорит, что говорить ложь никогда не позволительно, какие бы благие цели ни преследовал произносящий ее (прим. преп. Никодима).

[24] Против нее погрешает также тот, кто дает совет или побуждает другого человека давать ложное свидетельство. Кто несправедливыми осуждениями препятствовал другому человеку получить какое-либо звание. Кто мог воспрепятствовать осуждениям и лжесвидетельствам, но не захотел. Кто говорит слова и сообщает что-либо, чтобы причинить ущерб ближнему. Кто осудил, или оклеветал, или наслаждался клеветой других, или хвалил клеветника. Лишь тогда разрешается рассказывать о зле другого человека, когда советуешься с другим человеком об исправлении согрешившего. И когда желаешь предостеречь другого, чтобы он не пал в этот грех по неведению, согласно Великому Василию: «Думаю, что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком» (Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах. Ответ 25 // На русском языке: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Часть 5. ТСЛ, 1901, с. 192). Кто льстил и ложно хвалил кого-либо (прим. преп. Никодима).

[25] Первые четыре заповеди учат обязанностям по отношению к Богу, и согласно Православному Исповеданию были написаны на первой скрижали (с. 231). Шесть же последующих заповедей учат обязанностям по отношению к ближнему, и были написаны на второй скрижали. Потому и Господь в Евангелии десять заповедей свел к двум – к заповедям о любви к Богу и ближнему, о которых сказал так: «Ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (то есть десяти заповедей) (Мф. 5, 18),  согласно Православному Исповеданию (там же) (прим. преп. Никодима).

[26] Поэтому и Господь некогда говорил о похоти: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Иногда же: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19). И Златоуст говорит, что «как пламя зажигает тростник, так и похоть воспаляет душу. И как дым ослепляет и повреждает глаз, так и похоть – ум». И снова: «Корень прелюбодейства – похоть распутства». И снова: «Поэтому не только прелюбодейство осудил (Христос), но и похоть наказал» (Слово второе о посте) (прим. преп. Никодима).

[27] Мы замечаем здесь две вещи. Первое, что кающийся не должен заучивать все прегрешения, которые мы написали, к каждой заповеди, но лишь те, которые соделал, и исповедоваться в них. И второе: несмотря на то, что все это – не смертные грехи, все-таки духовнику их нужно открывать так, как они сделаны (прим. преп. Никодима).

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (6)

Написать комментарий
#
13.02.2017 в 20:11
Εντάξει, δεν ήξερα να μας διαβάζουν και οι Ελληνες αναγνώσται. Ξέρουν ρωσσικά; Αφού το άρθρον μου είναι στα ρώσσικα. Ομως, εντάξει, ας είναι και στα ελληνικά, να έχω και εγώ, στη Ρωσσία, λίγη εξάσκηση ελληνικής γλώσσας.
Σχετικά με το βιβλίο του γέροντος Ιωσήφ, είναι δυσκολίες της μεταφράσεως, μπορεί να διαφέρει μεταξύ τους το πρωτότυπο κείμενο και η μετάφραση. Βέβαια, ξέρω τί σημαίνει θεανδρικαί και θεανθρώπιναι ιδιότητες. Εχουν περάσει πολλά χρόνια, τώρα δεν θυμάμαι σε τί οφείλεται. Μπορεί να γράψουν έτσι οι εκδότες.
Что же касается западного пленения, но Вы, наверное, в курсе, что оно было и довольно сильным. Достаточно прочитать Христоса Яннараса "Ορθοδοξία και Δύση στη Νεώτερη Ελλάδα" (Православие и Запад в Новейшей Греции) или о. Василия Каллиакманиса (у него, кстати, есть глава об учении Ансельма, воспринятом св. Никодимом) "Θεολογικά ρεύματα της Τουρκοκρατίας" (Богословские течения эпохи туркократии). Не буду уж приводить ссылки на св. Нектария Пентапольского (Эгинского).
Святость не подразумевает безошибочность (το αλάθητον), или "непогрешимость" в вопросах веры. Такая непогрешимость, по вере католиков, есть только у Папы. А в Православии - συμφωνία πατέρων (согласие отцов) - вот критерий истины. Γιαυτό, δεν αμφιβάλλω της αγιότητα του αγ. Νικοδήμου. Μή γένοιτο! Поэтому я не сомневаюсь в святости св. Никодима. Да не будет! Но и у отцов бывали разногласия, свои мнения, θεολογούμενα, которые не были приняты полнотой Церкви. Они были, к примеру, у св. Григория Нисского, а он был "каноном православия" для отцов Второго Вселенского Собора! Если не писать о спорных вопросах (чему посвящены некоторые мои статьи о творчестве св. Никодима), то к чему вообще богословская мысль? От нее иногда все же бывает и польза.
Приятно обсудить некоторые вопросы со знающим человеком. Благодарю! Ευχαριστώ θερμώς.
Ответить

#
Алэксандрос, Ελληνική Δημοκρατία
14.02.2017 в 12:40
К сожалению, ваша фраза" святость не подразумевает безошибочность в вопросах веры...и поэтому я не сомневаюмь в святости св.Никодима" укрепляет мои подозрения. Как и то,что вы не ответили считаете ли св.Никодима непричастным к богословским заьлуждениям западных...Δυστυχώς η έκφρασή σας "η αγιότητα δεν προυποθέτει το αλάθητο στα περί πιστέως...και γι' αυτό δεν αμφιβάλλω την αγιότητα του εν λόγω πάτρος" ενισχύει τις υποψίες μου. Όπως και η μη απάντησή σας στο ερώτημά μου αν συμφώνειτε ή ου με το ότι ο Αγ.Νικοδημος ήταν αμέτοχος στις θεωλογικες πλάνες των δυτικών...Да безошибочность в тончайших моментах веры наверное не есть не обходимый кртитерий святости. Это к вашему примеру со св.Григорием...Но ορθή πίστη =правильная вера абсолютно необходимый критерей святости в православии. и необходимое,хоть и не единствεнное условие спасения.Имею ввиду именно соотвествие согласию отцов. И св.Никодим безусловно в этом согласии с древними отцами. У вас иное мнение? Μπορεί η σωστή γνώμη περί λεπτώτατες έννοιες της πίστεως να μην είναι απαραίτητη προυπόθεση. Όμως η ορθή πίστη είναι απολύτως αναγκαία προυπόθεση της αγιότητος. Εννοώ την συμφωνία με τους αρχαίους πατέρες, την οποία την έχει ο εν λόγω Άγιος απόλυτα...Διαφωνείτε; Θα σας ήμουν ευγνόμων να δώσετε παραμπομπές στα άρθρα σας, όπου ίσως παρατηρείτε κάποια ,κατά την γνώμη σας, θεολογικά σφάλματα του Αγίου...Διότι εγώ δεν τα βρίσκω. Όσον σφορά στην δυτική επίδραση στους Έλληνες, την οποία υπερβάλλει και δεν κατανοεί ο κ-ς Γιανναράς, οφείλω να πώ ότι δεν είναι το ίδιο με την ρωσική "δυτική αιχμαλωσία"...και είναι μεγάλο λάθος να ταυτίζονται δυο διαφορετικά φαίνομενα...Στο ελληνορθόδοξο χώρο υπήρχαν εκτός από πλανεμενούς και παρά πολλοί ορθοδωξότατοι άνδρες, ένας εκ των οποίων ήταν και ο Αγ.Νικοδήμος...Η γνώμη το π-ς Βασιλείου είναι η προσωπική του θεώρηση η οποία με την προσεκτική μελετή αποδεικνύεται άβασιμη. Что же до зпарадного влияния на греков,которое преувеличивает и не понимает г-н Яннарас,должен сказать,что оно не тоже самое что русское "латинское пленение". Большая ошибка отождествляьь два этих различных феномена. В эллинопрпвославном промтранстве кроме заблуждающихся бвло много и рравославнейших мужей,один из которых св.Никодим. Мнение о.Василия-это его личное видение,кое при внимательном исследовании вопроса оказывается неосновательным. Είμαι σίγουρος, ειληκρινά το λέω, πως φταίνε οι εκδώτες για "θεανθρωπότητα".
Ευχαριστώ πολύ κ'αίγω.
Ответить

#
12.02.2017 в 23:42
Αλέξανδρε, αγαπητέ! Διατί θέλετε να σας γράψω ελληνικά; Δεν πιστεύετε να ξέρω ελληνικα; Και εγώ εφοίτησα από το Πανεπιστήμιο Αθηνών, αλλά θεολογική σχολή, το 2002. Δυτική επίδραση σημαίνει να χρησιμοποιεί ο αγ. Νικόδημος όχι μόνο τους όρους της δυτικής (σχολαστικής) θεολογίας, αλλά και σχεδόν ολόκληρα τα βιβλία της ρωμαιοκαθολικής πνευματικότητας. Σχετικά με το "Εξομολογητάριον", ήθελα να πω, ότι οι βασικές πηγές του έργου τούτου είναι δύο βιβλία του Paolo Segneri "Il penitente istruito" και "Il confessore istruito" στη μετάφραση του Εμμανοήλ Ρωμανίτη "Ο μετανοών διδασκόμενος" και "Ο πνευματικός διδασκόμενος" (Εν Βενετία, 1742). Βλ. Τσακίρης Βασίλειος Οἱ
μεταφράσεις τῶν ἔργων Πνευματικὸς Διδασκόμενος
καὶ Μετανοῶν Διδασκόμενος τοῦ Paolo Segneri ἀπὸ τὸν Ἐμμανουὴλ Ρωμανίτη καὶ ἡ ἐπίδρασή τους στὸ Ἐξομολογητάριον τοῦ Νικοδήμου τοῦ Ἁγιορείτου. Εἰσαγωγικὴ μελέτη // PAOLO SEGNERI Ὁ Μετανοῶν Διδασκόμενος Μία μετάφραση τοῦ Ἐμμανουὴλ Ρωμανίτου. Ἔκδοσις
Θεσβίτης, Θήρα, 2005.
Теперь по-русски:
Дорогой Александр! Почему Вы хотите, чтобы я написал Вам по-гречески? Вы не верите, что я знаю греческий язык? Я тоже закончил Афинский Университет, только богословский факультет, в 2002 году. Западное влияние означает, что св. Никодим не только использует терминологию западного (схоластического) богословия, но и почти целые книги римо-католической духовности. Что же касается "Руководства к исповеди", то я хотел сказать, что главными источниками этого труда являются две книги Паоло Сеньери "Il penitente istruito" и "Il confessore istruito" в переводе Эммануила Романитиса "Ο μετανοών διδασκόμενος" и "Ο πνευματικός διδασκόμενος" (Венеция, 1742). См. исследования Василия Цакириса Οἱ μεταφράσεις τῶν ἔργων Πνευματικὸς Διδασκόμενος καὶ Μετανοῶν Διδασκόμενος τοῦ Paolo Segneri ἀπὸ τὸν Ἐμμανουὴλ Ρωμανίτη καὶ ἡ ἐπίδρασή τους στὸ Ἐξομολογητάριοντοῦ Νικοδήμου τοῦ Ἁγιορείτου. Εἰσαγωγικὴ μελέτη // PAOLO SEGNERI Ὁ Μετανοῶν Διδασκόμενος Μία μετάφραση τοῦ Ἐμμανουὴλ Ρωμανίτου. Ἔκδοσις Θεσβίτης, Θήρα, 2005.
Ответить

#
Алэксандрос, Ελληνική Δημοκρατία
13.02.2017 в 14:34
+++Διατί θέλετε να σας γράψω ελληνικά; Δεν πιστεύετε να ξέρω ελληνικα;+++

Αγαπητέ πάτερ, δεν είχα καμία αμφιβολία περί της ελληνόμαθείας σας. Αν και παρατηρώ, κατα την γνώμη μου, κάποιες ανακρίβειες στις μεταφράσεις σας...(1)Π.χ http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopedskij/ot-smerti-k-zhizni/#0_14 Σε τι οφείλονται δεν ξέρω...
Να μας διαβάζουν λίγο και οι Έλληνες:) Kακό είναι; :) Διότι δεν ξέρουν τι γίνεται εδώ. Όταν λέγω Π.χ ότι οι ορισμένοι Ρώσσοι ιεράρχες διδάσκουν ούτως: "πριν την γέννηση Της η Παρθένος Μαρία προκαθαρίστηκε με το Πνεύμα έτσι ώστε οι συνέπειες του προπατορικού αμαρτήματος δεν εξαπλώθηκαν σ΄ Αυτήν " δεν το πίστευουν... Είπε κάτι τέτοιο ο Άγιος Νικοδήμος; Δηλαδή είναι αμέτοχος στις θεολογικές πλάνες των δυτικών. Συμφωνείτε; Αυτό ήθελα να υπογραμμίσω.Αν τυχών θελήσετε να τα πουμε πιο ελεύθερα , είμαι στην διάθεσή σας εδώ http://rwmios-f.livejournal.com

+++св. Никодим не только использует терминологию западного (схоластического) богословия, но и почти целые книги римо-католической духовности.+++

Дорогой отче, вот здесь мое несогласие. Когда я читаю св.Никодима я вижу у него ту же терминологию и те же смыслы, что и у древних греческих отцов. Никаким догматическим богословским заблуждениям западных, в частности не пониманию различия между сущностью и ипостасию, т.е не понимания когда синонимы когда нет, у св.Никодима не наблюдается. Согласны? У читателя может создаться впечатления что у греков было такое же "западное пленение" как у рууских, т.е именно богословское-догматическое влияние. А это совсем не так. Не то же. Иначе было бы не возможно то, что сейчас. В ЭПЦ Слава Богу сейчас вообще нет юридистов например в сотериологии и т.д....



(1)глава "Богочеловечество", в оригинале Η ΘΕΑΝΘΡΩΠΗΣΙΣ =бого(о)человечение. Богочеловечество по гречески Θεανθρωπότις –θεανθρωπότητα.Θκφδφ "Богочеловеческие свойства", в оригинале ΘΕΑΝΔΡΙΚΑΙ ΚΑΙ ΘΕΑΝΘΡΩΠΙΝΑΙ ΙΔΙΟΤΗΤΕΣ- богомужние и богочеловеческие свойства.
Ответить

#
10.02.2017 в 22:54


Спасибо отцу Василию за перевод!



Очень актуальный и полезный текст для
исповедующихся. Особенно часто мы, новоиспечённые христиане Посткоммунистической
Эпохи, грешим против Третьей заповеди: всуе произносим имя Божье, превращая его
в пустое междометие, употребляемое для выражения эмоций, радуемся шуткам горе-юмористов,
которые цитируют Священное Писание в легкомысленном контексте. Но вот вопрос:
нужно ли относить к греху жанр поучительного анекдота на церковные темы? Что бы
сказал об этом жанре прп. Никодим?
Ответить

#
Алэксандрос, Ελληνική Δημοκρατία
10.02.2017 в 12:19
Δηλάδη τι θέλει να μας πει ο πατήρ Βασιλείος; Το να καταγίνεται κανείς με τις εντολές του Θεού σηναίνει δυτική επίδραση;
Вопрос адрессован автору перевода и предисловия. Просьба ответить и по гречески.
вопрос по русски "То есть что именно хочет сказать о.Василий? Усердно размышлять над Божиими заповедями-это западное влияние?"
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс