Статья. Журнал Историк: Лики святого князя
События

Конечно, прижизненные изображения князя портретными можно назвать весьма условно. Ведь речь идет о портрете на монетах, которые начали чеканить в Киеве из золота и серебра вскоре после Крещения Руси.

Златники и сребреники, выполненные по типу византийских, имели изображение великого князя и соответствующую надпись – «Владимиръ на столѣ» (на престоле). Известные отечественные нумизматы, такие как Иван Спасский, не без оснований полагали, что на монетах был отчеканен реальный портрет князя, правда небольшой размер златников и характер этих изображений, естественно, позволяли передать лишь самые общие детали его внешнего облика.

Здесь Владимир, облаченный в регалии, восседает на троне. Он показан бородатым и усатым мужчиной, причем на некоторых типах изображений усы достаточно длинные и опущены вниз. Борода же сравнительно невелика. Историк Михаил Свердлов отмечает, что у князя «грозно сдвинутые брови», «крупный нос», а лицо выбрито. Впрочем, последняя деталь не представляется столь однозначной. Свердлов усматривает сходство во внешнем виде князя, каким он был изображен на монетах, с описанием внешности отца Владимира – князя Святослава Игоревича – византийским историком Львом Диаконом. Как бы то ни было, прижизненный портрет Владимира все-таки не дает возможности увидеть детальные черты его облика.

Дальнейшие изображения Владимира связаны уже с его канонизацией. Мы не знаем точно, когда князь был причислен к лику святых, однако древнейший список церковной службы, посвященной ему, датируется серединой XIII века. Тогда Владимир уже почитался как святой равноапостольный великий князь, и с конца XIV столетия до нас дошли и его изображения в этом статусе. Например, на шитой пелене (воздухе), исполненной в 1389–1390 годах по заказу вдовы московского князя Симеона Гордого Марии Александровны, дочери тверского князя Александра Михайловича (поэтому в историографии воздух иногда неверно называют пеленой княгини Марии Тверской). Этот замечательный памятник древнерусского шитья находится в собрании Государственного исторического музея. На пелене изображен Спас Нерукотворный с предстоящими, а под центральной композицией – целый ряд святых, в том числе и князь Владимир. Он, как и все другие, показан весьма условно, но именно этот церковный образ крестителя Руси, вероятно, самый ранний из сохранившихся.

Читать статью полностью на сайте источника


Другие публикации на портале:

Еще 9