Фрески псковской школы живописи в Мелётове могут быть утрачены
События

- Александр Анатольевич, почему церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове, на Псковской земле вызвала такой интерес у сообщества реставраторов?

 

- Прежде всего потому, что этот памятник находится на грани обрушения, на грани подлинной смерти. Вместе с реставраторами Межобластного Научно-реставрационного Художественного Управления мне довелось побывать там в ноябре этого года, и эти, незаметные глазу несведущего человека, факторы аварийного состояния древних фресок очевидны. В некоторых местах фактурная живопись лежит на многослойной штукатурке, и каждый из ее слоев может обрушиться в любой момент. Это повлечет за собой ухудшение дальнейшего состояния облика памятника. Особенно заметны разрушения архитектуры в алтарной части южного придела, там трещины в нижней части стены достигают четырех-пяти сантиметров. Такие повреждения фундамента влияют на последующее разрушение живописи, даже в самых отдаленных от этой зоны участках храма. В сентябре в Мелётове проходило выездное заседание специалистов секции памятников живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Научно-методического совета Минкультуры РФ во главе с доктором искусствоведения Львом Лившицем (заведующим сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания). Специалисты сделали заключение о том, что если ничего не будет предпринято, то через пять-шесть лет эту живопись мы не увидим уже никогда.

 

- Вы можете рассказать о мелётовских фресках, известны ли их авторы?

 

- В закладной записи упоминаются те, кто заказывал выполнение работ. Но сами авторы остались неизвестны. Эти фрески принадлежат школе псковской живописи XV века. Несмотря на то, что церковь в Мелётове совершенно исключительна по художественным и иконографическим особенностям, этому памятнику не были посвящены никакие научные монографии, развернутые исследования, то есть по большому счету храм абсолютно не изучен.

 

- В конце пятидесятых годов церковь реставрировалась. Что тогда было сделано?

 

- Сначала проводилось исследование архитектуры, ее реставрация, включавшая удаление элементов позднейших перестроек. Затем приступили к реставрации настенной живописи, успешно завершенной в 1968 году. А предыстория реставрации такова - Николай Николаевич Померанцев, художественный руководитель центра Грабаря, побывал в этом храме и сделал фотографии фресок. Он пытался организовать реставрационные работы, но, к сожалению, Министерство культуры не сразу откликнулось на его просьбу. Тогда Померанцев обратился к молодому реставратору из нашего центра, Адольфу Николаевичу Овчинникову, попросив его сделать копии мелётовских фресок в натуральную величину. До некоторой степени это можно считать началом реставрации монументальной живописи. Сейчас эти шесть копий, выполненные Овчинниковым в 1961 году, хранятся в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Они послужили визуальным аргументом для того, чтобы в то время были выделены средства на реставрацию храма. В дальнейшем Адольф Николаевич посвятил многие годы своей жизни копированию этих росписей, и в этом году передал свою коллекцию копий в дар государству. В центре Грабаря создан отдел, который обрабатывает эту художественную коллекцию. В следующем году мы надеемся организовать выставку, которая привлечет внимание к судьбе этого храма, и как случилось уже более пятидесяти лет назад, копии Адольфа Николаевича Овчинникова станут отправной точкой новой реставрации.

 

- Как бы Вы могли оценить шансы привлечь общественность к восстановлению этого храма?

 

- Наши шансы вполне реальны. В нашем недавнем реставрационном совете участвовал Лев Исаакович Лифшиц, который рассказал о своей встрече с представителями Министерства культуры по поводу Мелётово. Его заверили, что деньги на аварийные работы будут выделены, но нам кажется, что этого недостаточно. В дальнейшем надо будет продолжать работы не только по реставрации, но и по разработке концепции использования этого памятника. Мелётово нужно изучать, привлекать к нему всеобщее внимание. И не только как к православному храму и как объекту художественного наследия, но и как важной вехе нашей истории. Памятник, который находится в полуразрушенном состоянии, нуждается в особо тщательном исследовании специалистов. На наш взгляд, это очень важно, чтобы специалисты-реставраторы нашли контакт с обществом, и наглядно, в формате выставки и конференции  показали его истинную ценность и плачевность нынешнего его состояния.

 

- Вам приходилось, как реставратору, работать с чем-то подобным?

 

- Я нахожу что-то общее с реставрацией иконы XII века «Богоматерь Боголюбская», фаза активной реставрации которой уже закончена, сейчас проходит мониторинг ее сохранности. В 2009 году она также находилась в аварийном состоянии и казалось, что невозможно остановить этот разрушительный процесс. Однако, благодаря привлечению новых технологий и накопленному за последние годы опыту в нашей отрасли, удалось не только остановить этот процесс, но и выявить древнюю живопись. Хочется надеяться, что реставрационные исследования и работы не только спасут храм в Мелётове от разрушения, но и помогут показать его подлинное место в ряду памятников  всеобщей истории  искусств, раскрыть его общенациональное значение, столь важное для формирования будущего нашей страны.

Источник restsouz.ru

Добрые дела под Рождество вместе с порталом Богослов.ru
Не грешники только спасаются милостью, но и праведники ограждаются милостью (свт. Иоанн Златоуст).
Поможем создать иконописную мастерскую для детей. Подробнее...

 


Другие публикации на портале:

Еще 9