Конференция молодых ученых «Новые подходы и методы в социологии: современные исследовательские практики» (Москва, 19-20 апреля 2017 года)
События

Цель конференции состоит в создании дискуссии вокруг теоретических и эмпирических проблем, возникающих при изучении новой социальной реальности, а также – в налаживании научных коммуникаций между молодыми учеными, специализирующимися в области социологии и смежных дисциплин. В рамках конференции планируется работа секций и круглых столов по следующим направлениям.

1. Теоретико-методологические подходы и решения в изучении современного общества

Руководитель: Ирина Чудова, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

В настоящий момент социология сталкивается с вызовом времени — стремительно видоизменяющееся в контексте развития технологий в целом и средств коммуникации в частности общество актуализует вопрос применимости прежнего методологического и теоретического арсенала в социологии. В то же время изменение ритмов, способов и форм существования идентичностей, социальных сообществ и институциональных взаимодействий провоцирует попытки создания новых теоретических описаний и объяснений.

В означенном контексте нуждается в обсуждении вопрос о том, «работают» ли прежние классические и постклассические теоретические идеи и понятия в изучении современных социальных феноменов и трендов (теории социализации, ценностей, стратификации и т.д.), возможна ли их адаптация, переосмысление и модификация в исследованиях с учетом современных социальных реалий. Также продуктивным представляется обсуждение вопросов о том, какие теоретические метафоры и концептуальные сюжеты содержатся в новых, появившихся в последние десятилетия в социальной мысли теорий, какие методологические ракурсы они открывают в актуальных исследованиях (к примеру, работы С.Жижека, У.Бека, Н.Лумана, З.Баумана, М. де Серто и т.д.).

В поле современной социологии интенсивно продуцируется множество исследований, выполненных в обретших популярность направлениях, среди которых исследования Интернет и сетевого взаимодействия, телесных практик, эмоционального регулирования. В рамках работы секции ожидается обмен опытом относительно методологических наработок, ориентиров, подходов, применимых в актуальных исследованиях современности, методологическая рефлексия места и возможностей существующих «старых» и «новых» теорий и методологических идей в изучении современных феноменов и процессов.

2. Методический арсенал социолога в XXI веке: от традиций к креативности?

Руководитель: Анна Стрельникова, Институт социологии РАН, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Сфера методического оснащения социологических исследований традиционно считается наиболее стабильной, однако и она реагирует на бурные изменения социума. Современному социологу приходится учитывать, что его «объект» живет в мире многообразия новых технологий, оказывающих влияние на формы коммуникации, восприятие пространства и времени, логику управления и контроля повседневной жизни. В связи с многогранностью и разным масштабом этих изменений возникает целый ряд методических проблем и возможностей. Например, привычные опросные методы перемещаются в онлайн-среду, традиционные анкеты принимают игровой формат, происходит комбинирование различных методов, свою нишу занимают мобильные методы, связанные с перемещениями исследователя и респондента, и т.д.

На секции предполагается обсудить следующие вопросы: Какими способами можно привлечь к участию в исследовании современного респондента? Должна ли медиализация жизни сопровождаться технологизацией методов исследования, то есть вести к активному включению новых технологий (мобильных приложений и т.д.) в социологические исследования? Каковы возможности и ограничения творческих, креативных, геймифицированных методов? Каков потенциал традиционных методов сбора данных в новых социальных реалиях?

3. Этносоциология: проблемы и новые подходы в исследованиях

Руководитель: Екатерина Арутюнова, Институт социологии РАН, Государственный академический университет гуманитарных наук

Современный мир полон вызовов и противоречий, связанных с восприятием этнического многообразия на фоне социальных проблем, миграциями в международном и региональном масштабе, множественными идентичностями в меняющемся мире. В нашей стране в целом и для отечественных социологов эти вопросы чрезвычайно актуальны в силу многих причин. Сложный исторически контекст межэтнических взаимодействий, трансформация миграционных процессов в условиях нарастающих социальноэкономических проблем, старые и новые напряжённости и конфликты актуализируют обсуждение этой тематики с использованием как новых теоретических рамок, так и новых и трансформирующихся методов фиксации данных.

Секция этносоциологии в рамках конференции предлагает к обсуждению вопросы, связанные с проблемами консолидации полиэтнических обществ; формирования и соотношения разных идентичностей (гражданской, этнической, региональной, локальной, религиозной и др.); возможностей формирования нации; проблем миграции; межэтнической напряжённости.

4. Социальное измерение инновационных процессов в образовании

Руководитель: Екатерина Попова, Институт социологии РАН

Фундаментальные международные исследования свидетельствуют, что серьёзные инвестиции по созданию инновационной среды в системе образования или обеспечению новейшими гаджетами зачастую не приводят к трансформации образовательного процесса и не оказывают должного эффекта на результаты обучения. Однако именно становление инноваций во всех сферах социальной жизни выступает в качестве одного из показателей успешности национального развития. При этом мы прекрасно понимаем, что инновации не происходят в вакууме, что более важно, развитие инновационной среды представляется невозможным без включения социального окружения на микро и макроуровнях.

В измерении инновационных процессов социальной действительности встаёт ряд важных для социологии вопросов, которые предлагаются к обсуждению на данной сессии через призму образовательной реальности.

Одни из них разворачивают дискуссию в теоретическом, концептуальном срезе: что подразумевается под инновациями в образовании; существуют ли различия в таких концептах как «инновации», «изменения», «реформы» в современном образовательном дискурсе. Другой блок вопросов вовлекает методические и методологические аспекты изучения данной проблематики: какая исследовательская стратегия – количественная или качественная – наиболее оптимальна в изучении эффективности инноваций в образовании; какова система показателей в виде эмпирических индикаторов; какие смежные области изучения образовательной реальности позволят выйти на новый уровень осмысления этих процессов. Не менее существенными представляются и вопросы об объекте инновационных процессов – на кого они ориентированы; помогают ли сокращать разрыв между приобретаемыми в образовании знаниями, навыками и требуемыми компетенциями на рынке труда; открывают ли доступ к образованию новым социальным группам молодёжи, тем самым сокращая неравенство?

Примечание: Секция может быть организована и в формате круглого стола.

5. Социология управления и социальные технологии

Руководитель: Владимир Богданов, Институт социологии РАН, Государственный академический университет гуманитарных наук

Практика социального управления и выстраиваемые в ней социальные отношения, как никогда ранее требует сегодня разработки новых подходов и методов изучения проблем управляемости социальными объектами и процессами на различных уровнях социального взаимодействия (межличностном, организационном, социетальном). Для отечественных социологов эта задача актуализируется и связана в первую очередь с тем, что на фоне геополитических и социально-экономических вызовов, а также в условиях интенсификации гибридизации социальных и инфотехнологических практик, российское общество оказалось в новых реалиях самоопределения, столкнулось с назревшей необходимостью выработки нового пути социокультурной и технико-технологической модернизации, о чем сегодня много говорится, издается немалое количество научных трудов по результатам научно-исследовательских работ (Хе Чуаньци, Н.И. Лапин и др.).  Вместе с этим назревает необходимость организации эффективного социологического сопровождения проектов по восстановлению социальных институтов и утраченных производств, требуются новые социальные технологии управления на базе знаний социальных наук. Эта задача стоит сегодня как перед состоявшимся научным сообществом, так и перед молодым кадровым резервом социологов, которые должны определить перспективы интеграции социологического знания в современные практики управления, а также наладить беспрерывный процесс приращения нового знания за счет изучения управления не только как социальной практики, но и как социологического феномена. Эти и другие проблемы предлагается обсудить на данной секции.

6. Социальная политика как объект социологических исследований

Руководитель: Марина Корнилова, Институт социологии РАН,  Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы

Социальная политика представляет собой комплекс практических мер, направленных на повышение и/или стабилизацию уровня благосостояния социума. Теоретические основы социальной политики и обоснование основных ее механизмов представлены в работах как зарубежных, так и российских ученых (Т. Парсонс, В. Жуков, Н. Римашевская, В. Роик, А. Чирикова, О. Шкаратан и др.). Одним из наиболее распространенных подходов к реализации социальной политики является экономическое регулирование социальных процессов и отношений, обеспечение устойчивости общества за счет компенсаторного воздействия со стороны государственных институтов. В период спада экономики и снижения покупательских возможностей населения изучение специфики влияния социальной политики на благополучие людей особенно актуально. Но как измерить ее эффективность? Как оценить действенность тех или иных направлений и конкретных мер социальной политики в плане обеспечения гражданам достойного качества и приемлемого уровня жизни? Анализ социальной реальности демонстрирует как положительные, так и негативные результаты реформ в социальной сфере, что актуализирует потребность исследователей-практиков, а также представителей научного сообщества к поиску ответов на данные вопросы средствами эмпирической социологии. Оценка эффективности мероприятий социальной политики должна основываться на научном обосновании, прежде всего социологическом. Такая задача поставлена сегодня перед основными субъектами социальной политики: государственными ведомствами и учреждениями, органами местного самоуправления, общественными, религиозными, благотворительными и др. негосударственными фондами, коммерческими и бизнес структурами, гражданскими движениями. И здесь четко прослеживается проблема недостаточной изученности специфики социальной политики по отношению к определенным социальным группам, а также в региональном аспекте. Ситуация усугубляется еще и тем, что результаты проведенных исследований как правило закрыты для обсуждения, носят ведомственный, отчетный, а не практико-ориентированный характер. На секции предполагается рассмотреть имеющиеся и обосновать продуктивность новых практик внедрения результатов социологических исследований в области социальной политики, что может способствовать привлечению внимания молодых представителей научного сообщества к изучению данной проблематики.

7. Исследования науки и технологий: теория и методология

Руководители: Лилия Земнухова, Социологический институт РАН и Николай Руденко, Социологический институт РАН

За 40 лет в области исследования науки и технологий (STS) происходили значительные изменения. Классические теоретические решения и методологические подходы пересматривались и обретали неожиданные перспективы, а междисциплинарность области способствовала экспериментированию с методами и техниками, еще не освоенными социальными науками. В поле STS сходились представители разных научно-исследовательских направлений — истории, философии, антропологии, географии, социологии, — привнося свои перспективы и методы. Влияние феминизма, постколониализма, поворотов к материальности, пространству и времени, появление (пост-)акторно-сетевой теории, — все это сказывалось на том, как меняются основополагающие метафоры взаимодействия общества и технонауки, как и концептуальный аппарат STS.

Исследования науки и технологий всегда ставили своей целью работу с постоянно меняющимся окружающим миром, что определяет новые вызовы в отношении проверки и доработки теоретических схем и методологических ходов, а также включение в описательный и объяснительный потенциал новых областей (медицина, рынок, политика, культура). Берущие свое начало в этнографических исследованиях, STS сталкиваются теперь с такими вызовами, как цифровизация мира, появление феноменов “больших данных”, “умных городов”, “юзабилити интерфейсов”. Это способствует нахождению новых языков описания, выработке новых методологий сбора, организации, анализа и интерпретации данных.

К работе секции приглашаются заинтересованные и исследователи в области STS и цифровой методологии. Делая акцент на цифровых методах и их эффектах на STS исследования, мы планируем построить обсуждение вокруг следующих вопросов: Какие теоретические направления становятся наиболее востребованными в контексте поворота к цифровым методам? Как меняются этнографические подходы в связи с массовым обращением к большим данным? В чем состоят основные сложности интеграции старых и новых методов, и как их преодолеть?

8. Новые общественные движения в России: подходы к изучению и интерпретации

Руководитель: Ольга Усачёва, Институт социологии РАН

Еще в середине прошлого столетия на смену традиционным подходам к изучению общественных движений, основанных на классовом антагонизме, пришла новая парадигма, в рамках которой рассматриваются современные формы коллективного действия. По сей день идут дискуссии между множеством школ об условиях возникновения, развитии, результатах деятельности общественных движений. Большинство из теорий развиваются в США и Европе, описывая реалии Западного мира, а отечественным социологам приходится адаптировать их к российским реалиям и разрабатывать свои подходы, тем более, что события последних лет («Болотное движение», городские инициативы, мобилизация волонтерских сетей в периоды экологических и техногенных катастроф) возобновили научный интерес к данной теме и стимулировали активные дискуссии как в научной среде, так и в медиа. Задача данной секции также состоит в обсуждении и поиске наиболее адекватных подходов и возможных форм интерпретации коллективных действий, включая вопросы о существующих формах самоорганизации, участии граждан в процессах формирования городской среды (экологическое, жилищное движения и проч.), правовых аспектах деятельности общественных движений и организаций и т.д.

9. Новые явления в социальной структуре современного российского общества: в поиске адекватных ответов

Руководители: Павел Сушко, Институт социологии РАН,  Государственный академический университет гуманитарных наук и Василий Аникин, Институт социологии РАН, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

В связи с усложнением и динамизмом социальных изменений, происходящих в российском обществе, с неравномерностью и неуравновешенностью различных областей и сфер социальной жизни давно назрел вопрос о содержательном и методическом переосмыслении проблем социальной стратификации. При этом необходимо сосредоточить внимание не только на различных формах социального неравенства и их влиянии на социальную структуру населения, на тенденциях в социальной динамике и принципиальных институциональных преобразованиях. Важно сфокусироваться именно на свойствах социальной структуры, порождающих новые формы социальных взаимодействий и отношений между различными группами людей. Нельзя упускать из виду и социальную мобильность, подразумевающую под собой перемещения индивидов в целом спектре различных измерений и зачастую формирующую несоизмеримость статусных позиций в этих иерархиях (статусную неконсистентность). При этом в последние годы все чаще звучат вопросы о новых основаниях для стратификации современных экономически развитых обществ, о новых социальных группах и «опасных классах», меняющих структуру занятости и представляющих угрозу для экономических систем. Эти и другие вопросы нуждаются в глубоком научном анализе и будут представлены в рамках данной секции.

10. Будущее промышленных городов в России: тенденции и перспективы развития

Руководители: Пётр Иванов, Московская высшая школа социальных и экономических наук и Александрина Ваньке, Институт социологии РАН, Государственный академический университет гуманитарных наук

В настоящее время при переходе на постиндустриальную стадию развития современные западные общества переживают интенсивные процессы деиндустриализации. Эти процессы носят глобальный характер, сопровождаются не только переопределением функций урбанистических пространств, созданных некогда вокруг крупных промышленных комплексов, но и вынуждают действующих в этих пространствах акторов менять репертуары действий в отношении объектов индустриально-урбанистической инфраструктуры. В этом смысле Россия не является исключением и движется в сторону автоматизации производства и сворачивания крупных промышленных комплексом. Подобные изменения ставят проблемы поиска новых смыслов и функций бывших промышленных городов. В рамках круглого стола планируется обсудить перспективы развития российских городов, которые встроены в глобальные тренды экономического, социального и культурного освоения территорий вокруг индустриальных центров.

Организационный комитет приглашает молодых ученых подавать заявки на участие в конференции.

Для этого необходимо направить название и аннотацию выступления объемом в 4000 знаков с пробелами электронную почту Совета молодых ученых ИС РАН youngscientists.isran@gmail.com. В заявке следует указать ФИО автора(-ов), аффилиацию и название секции.

На основе конкурсного отбора лучшие заявки будут включены в программу. По итогам конференции планируется публикация сборника статей.

Дедлайн по подаче заявок: 15 января 2017 года

Источник

Другие публикации на портале:

Еще 9