Епископ Меркурий провел первое совещание по вопросам преподавания ОПК с представителями «экспериментальных» регионов
События

Собрание было весьма представительным: на совещании присутствовали архиепископы Петропавловский и Камчатский Игнатий, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, Ставропольский и Владикавказский Феофан, Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Томский и Асиновский Ростислав, епископы Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Балтийский Серафим (викарий Калининградской епархии), Люберецкий Вениамин. Задачей совещания было обсуждение практических вопросов, связанных с реализацией эксперимента, согласование совместных действий церковной и светской сторон.

В начале заседания было зачитано приветствие Святейшего Патриарха Кирилла, в котором он высказывает свежие мысли о перспективах введения в общеобразовательных учреждениях новой предметной области по основам религиозных культур и светской этике. По словам Патриарха, данный федеральный экспериментальный проект является первым шагом «на пути создания в России современной непрерывной системы образования и духовно-нравственного воспитания». «Изучение основ своей религиозной культуры призвано привнести в образовательный процесс дух сотрудничества и взаимопонимания, защитить традиционные нравственные ценности народов России», -- отмечается в послании. Подчеркивается также, что наработанный в этой сфере «положительный опыт в значительной мере уже принят обществом и должен быть интегрирован в систему изучения религиозных культур и этики по выбору семьи школьника». «Каждому человеку, каждой российской семье, независимо от их конфессиональной принадлежности и отношения к религии, должна быть обеспечена свобода выбирать и получать полноценное, систематическое этическое воспитание и образование в соответствии с культурными особенностями, мировоззренческими и религиозными убеждениями», -- говорится в тексте приветствия.

Первый доклад был сделан Игорем Реморенко, директором департамента государственной политики в образовании – структурного подразделения министерства образования и науки РФ. Чиновник рассказал о реализации эксперимента по введению нового курса по основам религиозных культур и светской этике в 19 (а не в 18, как первоначально говорилось в поручении президента РФ) регионах. Было подчеркнуто, что курс состоит из 6 модулей (основы православной, исламской, иудейской, буддийской культур, история мировых религий и светская этика); он будет преподаваться 2 часа в неделю в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го класса. Все эти модули должны иметь единую методическую основу.

Как сообщил докладчик, для выполнения поручения президента РФ и распоряжения правительства РФ от 29.10.09 создан Межведомственный координационный совет, который возглавил министр образования и науки РФ Анатолий Фурсенко. В совет вошли представители полпредств в регионах, администрации президента, правительства, РАН и РАО. Епископ Зарайский Меркурий представляет в этом Совете Русскую Православную Церковь. В Совете будут также работать представители Совета муфтиев России, Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России, Традиционной буддийской сангхи России, Русской Православной Старообрядческой Церкви. При этом Совете создана специальная рабочая группа по подготовке пособий к новому курсу; в группу входят представители религиозных организаций и светские ученые. Координатором этой группы является известный религиовед, профессор философского факультета СПбГУ Марианна Шахнович.

Как сообщил И. Ремаренко, работа по созданию учебных пособий для нового предмета уже завершается; 7 декабря 2009 года проекты учебников будут рассмотрены на заседании Координационного совета.

Касаясь вопроса о кадрах, представитель министерства образования сказал, что необходимо в короткий срок подготовить как минимум 15 тыс. преподавателей, при этом министерство не настаивает, чтобы это были только историки. Решение о том, какие предметники будут проходить подготовку по новому курсу, будет принимать каждая школа. На курсах повышения квалификации учителей по новой специальности могут обучаться и старшекурсники педагогических вузов. Отвечая на вопрос о двойной аттестации учителей (со стороны государства и соответствующей религиозной организации), чиновник отметил, что законодательство такой возможности не дает. В то же время, взаимодействие педагогов и религиозных организаций на местах «на уровне личных контактов» выступавший приветствует.

Епископ Меркурий в своем докладе настаивал на том, что такое сотрудничество – органов образования в регионах и епархий – должно быть системным, строиться на основе специального «протокола о взаимодействии». Он обратился к архиереям «экспериментальных» епархий с просьбой выделить из числа сотрудников епархиальных отделов по религиозному образованию специалиста, который бы координировал эту работу. Епископ Меркурий разъяснил, что нет необходимости включать в эксперимент все школы региона, но только те, где есть подготовленные кадры и желание апробировать новый курс. Анализ результатов эксперимента позволит избежать ошибок на следующем этапе, когда, согласно планам президента РФ, преподавание основ религиозной культуры и светской этики станет обязательным повсеместно (к 2012 г.). Кроме того, епископ не раз подчеркивал в своем докладе, что необходимо разработать перспективную программу образовательной области ДНК (духовно-нравственная культура) на все годы обучения в школе. «Очевидно, что не за 35, ни даже за 70 часов школьники не смогут постичь духовно-нравственную культуру, тем более – не приходится говорить о воспитании за такие сроки», -- сказал глава Синодального отдела.

Отстаивая, по его словам, «чистоту эксперимента», он обращал особое внимание на то, что все образовательные программы по новым курсам для обучения учителей и школьников должны разрабатываться при активном участии РПЦ, с участием педагогов-профессионалов. Поручение президента ставит перед участниками эксперимента множество задач: это и «отработка технологии преподавания», и «создание механизма для обеспечения свободного выбора предмета», и создание методобъединений учителей соответствующего модуля, и разработка мер общественного контроля за ходом эксперимента, и создание критериев его оценки -- эти и многие другие конкретные проблемы упомянул епископ Меркурий в своем докладе. Он также подчеркнул, что в ходе эксперимента необходимо сохранить ту успешную практику преподавания ОПК, которая уже есть во многих регионах.

Добавим, что в кулуарах совещания многие руководители региональных органов образования выражали беспокойство по этому поводу: в рамках регионального компонента ОПК преподается в их школах со 2-го по 7-й класс. «Как мы должны теперь вставить эти две экспериментальные четверти в наш курс?» -- недоумевали они. Региональных министров также чрезвычайно волнуют проблемы с перераспределением нагрузки, с обеспечением преемственности нового курса: ведь, заканчивая начальную школу в 4-м классе, многие дети переходят в другие школы и т.д.

Впрочем, на совещании многие из региональных министров образования выступили «позитивно и оптимистично», как оценил епископ Меркурий. Они рассказали об уже имеющемся опыте взаимодействия с епархиями, о том, как программы новых курсов связываются с историей региона, о наличии уже подготовленных учителей, а также привели статистику выбора родителей.

Так, в Ставропольском крае 1/3 участников эксперимента выбрала ОПК, половина родителей четвероклассников отдали свои голоса за историю мировых религий и светскую этику, незначительное число захотело ознакомиться о основами ислама и других религий. В Карачаево-Черкесии расклад иной -- выбор родителей находится в прямой корреляции с национальным составом жителей республики: 1/3 населения (русские) – выбрали ОПК, остальные – основы исламской культуры. Как отметила министр образования Карачаево-Черкесии, в процессе подготовки к эксперименту выяснилось, что «неверующих учителей в школах нет, все верующие».

В Тамбовской области из 4 600 семей 55% выбрали ОПК, 37% - светскую этику, 7% -мировые религии. В Новосибирской области 60% – за светскую этику, 18% предпочли ОПК, 15% – мировые религии, ислам – меньше 1%. В Калининградской области те же 60% – светская этика, 30% – ОПК, остальные 10% – мировые религии. В Смоленской области наоборот: 60% семей хотят, чтобы дети изучали ОПК. Руководители местных органов образования отмечали в беседе с «Благовест-инфо», что католические и протестантские семьи выбирают, как правило, курс истории мировых религий.

Обстоятельный доклад об опыте преподавания ОПК в Московской области сделал начальник управления развития образования Министерства образования и науки Московской области Владимир Чайковский. Он рапортовал, что за 8 лет тесного сотрудничества правительства Московской области и Московской епархии достигнуты значительные результаты: более 65 тыс. учащихся с 1 по 11 класс, более 60% школ Подмосковья охвачены разными вариантами курса православной культуры. «Мы начали с 70 образовательных учреждений, а теперь их 840», -- сказал чиновник, отметив также , что проблема подготовки учительских кадров по этим курсам «системно решена».

В дискуссии, которая состоялась во второй половине заседания, поднимались важные практические вопросы, связанные со скорым введением нового курса, с подготовкой учебных пособий. Епископ Меркурий не раз подчеркивал, что успех эксперимента во многом определяется профессионализмом его участников. Говоря о сотрудничестве светских властей и религиозных организаций, он отметил, что необходимо научиться «говорить на одном языке», «слушать друг друга». Отвечая на вопрос о новом учебнике по ОПК, он сказал, что возглавляемый им Синодальный отдел рекомендовал министерству образования два проекта: под редакцией протодиакона Андрея Кураева и Людмилы Шевченко. «Главное – заинтересовать ребенка новым предметом, но и сделать так, чтобы знания остались, чтобы можно было поставить оценку», -- сказал епископ.

По итогам заседания была принята резолюция.

Благовест-Инфо


Другие публикации на портале:

Еще 9