Чему и как учить магистров храмового зодчества
События

С начала нынешнего учебного года в Московском архитектурном институте (МАрхИ) заработала новая кафедра храмового зодчества. На вопросы «Православной Москвы» ответил ее научный руководитель – ректор МАрхИ, доктор искусствоведения, профессор Дмитрий Швидковский

– Дмитрий Олегович, в чем общий смысл новации? Разве нельзя было обучать студентов храмовой архитектуре в рамках прежних кафедр?
– Вы, возможно, удивитесь, но специализации проектирования и сооружения построек религиозного и культового назначения в нашем вузе до сих пор не было. Студентов в рамках различных курсов мы учили реставрировать храмы. Но это, согласитесь, немного иная тема. В то же время игнорировать колоссальный общественный запрос на строительство церквей (только в Москве одновременно их проектируют и строят сотни, а по всей России – тысячи) неверно. Я много езжу по стране и вижу, как очень часто храмы сооружаются вообще без участия архитектора – хозспособом. Но это еще не самое страшное: как правило, речь идет о скромных постройках, не относящихся к архитектурным доминантам, которые в крайнем случае можно сравнительно легко разобрать. Гораздо хуже, когда возводится храм большой, дорогой и… неудачный. Увы, такие примеры налицо.

– Назовете хотя бы один?
– Пожалуйста. Лично мне очень не нравится Храм на Крови в Екатеринбурге – в отличие, кстати, от удивительно гармоничного и деликатного монастыря святых царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Так что появление новой кафедры обусловлено самим временем. Можно сказать, храмовое зодчество по степени своей важности и по востребованности в отечественной строительной отрасли вернуло собственные дореволюционные позиции. Но вот кадрами приемлемого профессионального уровня эта востребованность подкрепляется далеко не всегда. Поэтому мы не просто хотим ограничиться, условно говоря, выпуском двух десятков специалистов ежегодно. Мы замахиваемся на создание учебного центра, который в перспективе координировал бы усилия ведущих российских специалистов в обучении студентов стандартам современной храмовой архитектуры.

– Какая специальность будет записываться в дипломы выпускникам новой кафедры?
– Архитектор – как и всем остальным выпускникам МАрхИ. Дело в том, что государством профессиональные стандарты ни по одному из культивируемых у нас образовательных направлений пока официально не утверждены.

– Какова предметная специфика учебных дисциплин на этой кафедре? Будут ли им читаться абсолютно уникальные, специфические курсы?
– Прежде всего, это магистерская кафедра. Для двухлетнего обучения на нее принимаются дипломированные архитекторы-бакалавры. Зачисляем абитуриентов мы по конкурсу, причем, конечно, не только москвичей (в этом году пять из двадцати ребят приняли из провинции).

– Каким был конкурс в нынешнем, дебютном, году?
– Около четырех человек на место. Но продолжу о профессиональной специфике кафедры. Обучение мы строим не по диссертационному, а по проектному принципу. В течение первого года студенты последовательно проектируют объекты нарастающей сложности: часовни, приходские комплексы, монастыри. Причем вне зависимости от возможности последующей реализации этих учебных проектов мы договариваемся с архиереями на местах, чтобы они предоставляли в пакете с заданием места с реальными адресами. Так, по благословению епископа Воскресенского Саввы, наши студенты проектировали часовню возле Новоспасского ставропигиального монастыря. В начале второго года обучающиеся выбирают для себя конкретный диапазон, в рамках которого готовят дипломный проект (например, это может быть кафедральный собор, богадельня или духовная академия). Что же касается отдельных спецкурсов, их читают самые опытные профессора МАрхИ – Юрий Алонов, Николай Петров-Спиридонов. Курс реставрации будет вести бывшая глава института «Спецпроектреставрация» Татьяна Каменева, историю архитектуры вместе со мной – лауреат золотой медали Российской академии наук Юлия Ревзина и Юлия Клименко. Основные дисциплины, что не очень привычно для МАрхИ, будут преподаваться не только в рамках лекций, но и на семинарских занятиях. Кроме того, преподавание ряда предметов реализовано в форме мастер-классов, в том числе с привлечением квалифицированных педагогов-совместителей.

– Чтобы корректно учить студентов, необходимо представлять себе хотя бы общий оптимальный вектор развития конкретной специальности. Вы знакомы с реализованными проектами программы возведения новых храмов в столице, наверняка обсуждаете их с коллегами. Какой, на ваш взгляд, храм сегодня нужен нашему мегаполису?
– Лично мне из построек недавнего прошлого по душе церковь во имя преподобной Евфросинии Московской в Котловке. Что касается общего подхода к обучению, нам важно, чтобы будущие магистры научились «лепить» внутреннее храмовое пространство при помощи крестово-купольной системы и ряда ее производных. Второй принципиальный момент, которым мы руководствуемся при составлении учебных планов: преемственность поколений в русской храмовой архитектуре утрачена, поэтому крайне важно обращаться к лучшим работам эпохи расцвета этой области отечественного зодчества – к проектам 1900–1917 годов (причем как реализованным, так и нереализованным).

– Достаточно оживленно в профессиональной среде протекает дискуссия о каноне в нашей храмовой архитектуре. Разрешите поинтересоваться вашим мнением: он существует или нет?
– Если под каноном понимать определенное конструктивно-планировочное решение – конечно, такой визуальный символ русской православной архитектуры, как, скажем, Ковчег Завета или Иерусалимский храм, вычленить невозможно. Посмотрите на два всемирно признанных шедевра отечественного зодчества из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО – храм Покрова на Нерли и собор Василия Блаженного на Красной площади – и попробуйте ответить, какой из них каноничнее! И все же канон в нашей архитектуре существует! Он – в литургической наполненности внутреннего пространства и в подчинении его организации Евхаристии, движению причастников к Чаше, перемещениям священно– и церковнослужителей во время богослужения. Разумеется, опираться этот канон может исключительно на национальные традиции: православный храм из стекла и бетона будет выглядеть фальшиво.

Михаил Терентьев

Студент Алексей КАПУСТИН:

– Защитив диплом бакалавра на кафедре градостроительства, очень обрадовался, что в нашем вузе появилась кафедра храмового зодчества, и решил продолжить образование на ней. Я архитектор в четвертом поколении, поэтому изучение традиций нашего зодчества мне очень важно и интересно.

27 ноября 2016

Источник: "Православная Москва"

 


Другие публикации на портале:

Еще 9