Запад: Как языческий Рим стал христианским миром
События

Где: Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5, Российская государственная библиотека, конференц-зал (3-й подъезд, 3-й этаж)
Когда:23 октября 2016 года, 16:00
Вход:обязательная регистрация на сайте «Арзамас» (уже закрыта)

Смотрите онлайн-трансляцию (23 октября в 16:00)

Лек­тор — Ан­дрей Ви­но­гра­дов, кан­ди­дат ис­то­ри­че­ских на­ук, до­цент шко­лы ис­то­ри­че­ских на­ук НИУ ВШЭ, стар­ший на­уч­ный со­труд­ник Ла­бо­ра­то­рии ме­ди­е­ви­сти­че­ских ис­сле­до­ва­ний НИУ ВШЭ, член Меж­ду­на­род­ной ас­со­ци­а­ции по изу­че­нию хри­сти­ан­ской апо­кри­фи­че­ской ли­те­ра­ту­ры (AELAC).

В IV ве­ке на­шей эры в Рим­ской им­пе­рии про­изо­шёл мощ­ный про­цесс хри­сти­а­ни­за­ции. Сто­ле­ти­я­ми ис­то­ри­ки пы­та­ют­ся по­нять, по­че­му это слу­чи­лось имен­но то­гда и как ре­ли­гия стра­да­ю­ще­го Бо­га смог­ла за­ме­нить со­бой язы­че­ский пан­те­он, про­су­ще­ство­вав­ший мно­го ве­ков. Как най­ти от­ве­ты на эти во­про­сы?

 

Основные тезисы лекции:

 

    • В IV ве­ке мо­гу­ще­ствен­ная Рим­ская им­пе­рия от­ка­за­лась от по­бе­до­нос­но­го по­чи­та­ния «оте­че­ских бо­гов» и да­же от обо­жеств­ле­ния им­пе­ра­то­ра — эта мно­го­ве­ко­вая прак­ти­ка ушла все­го за не­сколь­ко де­ся­ти­ле­тий. Ме­сто язы­че­ско­го пан­тео­на за­ня­ла стран­ная иудей­ская ре­ли­гия стра­да­ю­ще­го Бо­га, ко­то­рую са­ми рим­ля­не преж­де счи­та­ли суе­ве­ри­ем. В но­вую ве­ру пе­ре­хо­ди­ли це­лые се­мьи, го­ро­да (в от­ли­чие от сёл, ко­то­рые дол­го оста­ва­лись язы­че­ски­ми) и да­же со­сед­ние «вар­вар­ские» на­ро­ды. О при­чи­нах это­го по­ра­зи­тель­но­го фе­но­ме­на учё­ные спо­рят уже боль­ше ста лет.

    • По­нять при­чи­ну это­го сло­ма мож­но, ес­ли взгля­нуть на то, как хри­сти­ан­ство рас­про­стра­ня­ет­ся по тер­ри­то­рии Pax Romana (Рим­ско­го ми­ра). И здесь вы­яс­ня­ет­ся, что в раз­ных угол­ках им­пе­рии про­ис­хо­дят очень по­хо­жие ве­щи. Го­ро­да от­ка­зы­ва­ют­ся от сво­их древ­них ге­ро­ев-ос­но­ва­те­лей в поль­зу хри­сти­ан­ских ис­по­вед­ни­ков (за­му­чен­ных жи­те­ля­ми тех же го­ро­дов); ари­сто­кра­ти­че­ские се­мьи об­ре­та­ют свою но­вую иден­тич­ность в мо­на­ше­ском ста­ту­се; ука­зы рим­ских ма­ги­стра­тов учат­ся го­во­рить на язы­ке хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия, и, что осо­бен­но ин­те­рес­но, са­мо хри­сти­ан­ство на­чи­на­ет изъ­яс­нять­ся язы­ком язы­че­ской фи­ло­со­фии и ми­фо­ло­гии.

  • Дру­гой путь — это изу­че­ние опы­та хри­сти­а­ни­за­ции от­дель­ных го­ро­дов, ко­то­рые в сум­ме сво­ей мо­гут дать кар­ти­ну об­ра­ще­ния в но­вую ве­ру це­лых рим­ских про­вин­ций. Осо­бен­но ин­те­рес­ны слу­чаи позд­ней и на­силь­ствен­ной хри­стиа­ни­за­ции в раз­ных кон­цах огром­ной им­пе­рии, на­при­мер в па­ле­стин­ской Га­зе и крым­ском Хер­со­не­се. Они ста­вят пе­ред ис­то­ри­ком ряд слож­ных во­про­сов, ино­гда труд­но­раз­ре­ши­мых. Был ли у язы­че­ства шанс вы­жить? И ес­ли был, то по­че­му оно им не вос­поль­зо­ва­лось?

Смотрите онлайн-трансляцию (23 октября в 16:00) на сайте «Арзамаса»

Источник rsl.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9