Где: Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5, Российская государственная библиотека, конференц-зал (3-й подъезд, 3-й этаж)
Когда:23 октября 2016 года, 16:00
Вход:обязательная регистрация на сайте «Арзамас» (уже закрыта)
Смотрите онлайн-трансляцию (23 октября в 16:00)
Лектор — Андрей Виноградов, кандидат исторических наук, доцент школы исторических наук НИУ ВШЭ, старший научный сотрудник Лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ, член Международной ассоциации по изучению христианской апокрифической литературы (AELAC).
В IV веке нашей эры в Римской империи произошёл мощный процесс христианизации. Столетиями историки пытаются понять, почему это случилось именно тогда и как религия страдающего Бога смогла заменить собой языческий пантеон, просуществовавший много веков. Как найти ответы на эти вопросы?
Основные тезисы лекции:
- В IV веке могущественная Римская империя отказалась от победоносного почитания «отеческих богов» и даже от обожествления императора — эта многовековая практика ушла всего за несколько десятилетий. Место языческого пантеона заняла странная иудейская религия страдающего Бога, которую сами римляне прежде считали суеверием. В новую веру переходили целые семьи, города (в отличие от сёл, которые долго оставались языческими) и даже соседние «варварские» народы. О причинах этого поразительного феномена учёные спорят уже больше ста лет.
- Понять причину этого слома можно, если взглянуть на то, как христианство распространяется по территории Pax Romana (Римского мира). И здесь выясняется, что в разных уголках империи происходят очень похожие вещи. Города отказываются от своих древних героев-основателей в пользу христианских исповедников (замученных жителями тех же городов); аристократические семьи обретают свою новую идентичность в монашеском статусе; указы римских магистратов учатся говорить на языке христианского богословия, и, что особенно интересно, само христианство начинает изъясняться языком языческой философии и мифологии.
- Другой путь — это изучение опыта христианизации отдельных городов, которые в сумме своей могут дать картину обращения в новую веру целых римских провинций. Особенно интересны случаи поздней и насильственной христианизации в разных концах огромной империи, например в палестинской Газе и крымском Херсонесе. Они ставят перед историком ряд сложных вопросов, иногда трудноразрешимых. Был ли у язычества шанс выжить? И если был, то почему оно им не воспользовалось?
Смотрите онлайн-трансляцию (23 октября в 16:00) на сайте «Арзамаса»
Источник rsl.ru