В Москве прошел круглый стол “Классический университет: для чего и для кого?”
События

Общий ход дискуссии 13 октября строился вокруг тезиса о кризисе отечественного образования - как высшего, так и среднего - который начался в гуманитарных науках после 1917 года, а в математике и физике после 1991. Как рассказал ректор УДП доктор физико-математических наук Алексей Савватеев, из России в 90-е годы уехало 80-90% хороших математиков. Причины в те годы были чисто материальные. Но и сегодня, когда проблема осознана и денег в науке стало больше, сама система образования за счет неповоротливости и инерции не дает ученому спокойно работать. Кроме того, у профессора часто нет возможности отчислить неуспевающего студента (поскольку от этого пострадает бюджет вуза) и ему приходится тратить свое время на заведомо немотивированных учеников.

Руководитель магистратуры «Междисциплинарный анализ социально-экономических процессов (МАСЭП)», доктор физико-математических наук Андрей Леонидов считает, что высшее образование не должно ограничиваться изучением прикладных дисциплин, так как обучение профессиональным навыкам всё равно не будет успевать за технологическими изменениями, а значит нужно развивать навыки работы со сложными задачами, для решения которых нет готовых рецептов: «развивать голову». В Университете Дмитрия Пожарского Андрей Леонидов с коллегами создал именно такую синтетическую магистерскую программу, в которой экономика рассматривается в связи с другими научными дисциплинами: теоретической физикой и математической теорией игр.

“Сейчас катастрофически не хватает людей, обладающих фундаментальными знаниями, - рассказал научный сотрудник отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ и руководитель гуманитарной магистратуры УДП Алексей Любжин, - это приводит не только к деградации академической науки, но и к общему культурному упадку. Сегодня, например, очень трудно найти хорошо написанное предисловие к произведениям классической литературы”. Выход из такой ситуации Любжин видит в возвращении к классическому гуманитарному образованию, базирующемуся на изучении древних языков.

Проект Университета Дмитрия Пожарского, в котором в этом году приняли на обучение первых магистрантов, нацелен на преодоление тех негативных факторов, которые влияют на качество образования в существующих вузах, где профессора должны строго придерживаться требований менеджеров от образования, а также не могут в полной мере осуществлять отсев неуспевающих. УДП - это частный университет (финансируется Русским фондом содействия образованию и науке), в котором профессора могут учить как они хотят, а не как этого требуют чиновники. И только тех студентов, в которых видят талант и усердие.

«Наши выпускники смогут стать не просто учеными, принимая у нас эстафету, - рассказывает Алексей Савватеев. - Наша цель - подготовить интеллектуальный спецназ, то есть людей, которые смогут успешно приложить свои силы на любом поприще». Чтобы подготовить такой спецназ, необходимо создать для студентов своеобразный заповедник. Помимо того, что обучение в УДП бесплатное, магистрантам выплачивается стипендия (поскольку освоение сложных программ УДП не позволяет совмещать учебу с работой) и предоставляется общежитие. Но и на этом основатели не останавливаются. Идея “университета без отвлекающих факторов” реализуется в создании кампуса вуза вдали от городского шума, в Тверской области. Активное строительство началось в сентябре. По оптимистичным прогнозам первые студенты и преподаватели приедут под Тверь уже в следующем году. А всё строительство, до достижения университетом численности 2000 студентов, займет десять лет. Сейчас же занятия в университете проходят в Москве, в одном из институтов Российской академии наук.

Источник sedmitza.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9