О богослужении. «Ступени веры» на «Книжной полке»
События

Автор книги «Как устроено богослужение Церкви», Мария Сергеевна Красовицкая, — старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ, регент и мама девятерых детей. Будучи профессиональным педагогом, она постепенно, не перегружая читателя, рассказывает об основах церковного «времяисчисления»: о суточном, седмичном и годовом богослужебных кругах, пересечение которых формирует богослужебное наполнение каждого дня, абсолютно неповторимое. Помогает осмыслить «необъятное» всенощное бдение и почувствовать место литургии в богослужебном времени — место явления вечного во временном.

Начиная говорить о богослужении, по словам автора, имеет смысл сначала разобраться, где его место в жизни христианина? Мы зна­ем, что есть молитва личная, домашняя, когда человек на­ходится один на один с Богом, и есть молитва храмовая, общая, в рамках богослужения. И вот, начиная разговор о богослужении, автор предлагает задуматься над вопросом: что такое общая молитва? В чем ее особая ценность, сила, почему она так необходима? В чем отличие домашней молитвы от храмовой? По сути вопрос о молитве — основной в жизни человека: это вопрос о богообщении. Оказывается, — пишет Красовицкая, — самое удивительное в земной жизни — это общение «по вертикали», общение с Богом. Оно человеческую душу из замкнутой системы (а мы знаем, что замкнутые системы быстро себя исчерпывают и погибают) делает разомкнутой, открытой. В богообщении жизнь человеческая выходит на новые ру­бежи, в ней начинает вырабатываться результат самый главный — знакомство с Богом и приближение к Нему.

Служения христианские, внешние проявления хри­стианской веры могут у разных людей быть различны­ми. Каждый христианин, как об этом говорил преподоб­ный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым, должен делать духовно выгодное для себя дело: для кого-то это — дело милосердия, для другого — храмостроительство и благотворительность, для третьего — путь священства, пастырство… А вот молитва — это общий знаменатель. Без этого никто не может: ни миссионер, ни сестра милосердия, ни преподаватель. О какой молитве идет речь: общей или личной? Священное Писание говорит и о том, и о другом. С одной сто­роны, мы слышим слова Христа: «Войди в келью свою, затворись и помолись Богу тайно», и этим утверждает­ся ценность личного, уединенного духовного подвига. А с другой стороны, мы видим, что Христос вокруг Себя собирает общину: сначала это первые два апостола, потом их уже двенадцать, затем — семьдесят… И оказывается, что спасаться можно вместе, только вместе и рядом с дру­гими: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я по­среди них».

Иногда человек говорит: «Хочу один молиться. Мне мешают: кашляют, бегают, болтают на служ­бе; хочу один, меня это все отвлекает!» Но Христос хотел иного: «Да будут все едино». Общность в хри­стианстве осознается как сокровище Церкви. И поэтому так трагически переживается разделение Церквей, и поэтому существует прошение в ектенье о соединении всех: «О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и со­единении всех Господу помолимся!» Единство — это цель, это блаженство, наслаждение для христианина, и единство в молитве — высшее наслаждение, высшая радость. О противопоставлении частной и общей молитвы нужно забыть: здесь нет никакого конфликта, и то и другое нужно, ценно, и то и другое угодно Богу.

Как же человеку в церковную службу войти, с чего начать? В этом вопросе, как отмечает автор, есть вечное и есть актуальное. Веч­ное — это то, о чем сказал Христос, говоря: «сие творите в Мое воспоминание». Это Евхаристия. Господь собира­ет общину учеников, миссионеров, проповедников, в тече­ние трех лет они вместе живут, учатся, растят свою веру, и на пике жизни этой общины совершается первая Евха­ристия. Оказывается, что и нам единство у евхаристиче­ской Чаши оставлено, заповедано; оно предельно важно: это таинство остается главным в жизни Церкви. «Сие творите в Мое воспоминание». А что здесь актуально для каждого человека? Как творить? Раз в жизни перед смертью? Раз в год? Четыре раза в год? Нет, на это есть вполне ясный ответ Церкви: воскресная литургия — основа жизни христианина. По древним правилам не при­чащавшийся без особенной причины (арест, болезнь) три воскресенья подряд отлучался от Церкви: по сути, сам себя отлучал.

Как рассказывает автор, один современный нам проповедник выразил этот принцип обезоруживающе просто:

«Надо каждое воскре­сенье приносить свое тело в церковь». Почему надо бывает «приносить»? Есть такое свя­тоотеческое сравнение: «Тело — это осел, на котором мы едем в Небесный Иерусалим. Если ты его перекормишь, он станет слишком сильным и тучным, взбесится и ски­нет тебя, убежит. Если ты его недокормишь, осел твой упа­дет и не сможешь ты выполнить свое земное предназна­чение и добраться до Небесного Иерусалима».

И тут мы можем встретить сопротивление: тело не всегда «захочет» идти в церковь, душа не всегда победит лень, дух окажется слабым, а идти обязательно надо. И в приведенной фразе очень ясно показано, кто здесь должен быть главным: дух, а не тело. Христианин спасается вместе с другими, вместе с теми, кто послан ему жизнью, Богом… Вот это «вместе» актуализируется в Причастии на воскресной литургии в родной общине. Человек может не все понимать, может порой столкнуться с тем, что в храм ему придется «нести себя» через силу, сверх силы трудиться, но при этом созна­вать, что смысл этих усилий — заповеданное Господом ев­харистическое единство.

Но вот, — продолжает автор, — мы пришли в храм на службу. Как разобраться в том, что поют, читают? Если говорить о постижении логики службы — скажем, всенощного бдения, которое обычно вызывает наибольшее недоумение и огромное количество вопросов, — то здесь не все так сложно, как может показаться делающему первые шаги прихожанину. Логику может помочь почувствовать история богослужения. Здесь можно провести аналогию с тем, как человек знакомится с произведениями искусства. Для того, чтобы по-настоящему оценить красоту той или иной картины, нужно понять, какой шаг мастер своим творением сделал вперед по сравнению с другими художниками. И по мере изучения искусства предшествующих эпох — первобытного мира, Античности, Средневековья — начинаешь ощущать поступь человеческого духа, видеть его искания и прозрения и тогда можешь по-настоящему оценить красоту и уникальность картины.

Кроме того, по словам автора, чем больше ты узнаешь о художнике как о человеке, тем лучше поймешь его искусство: оно для тебя зазвучит по-особенному. Как, например, звучит жизнера­достная музыка Шуберта на фоне его трагической судьбы, его нищенской, совершенно не устроенной, по человече­ским меркам, жизни. Или как откроется музыка Рахмани­нова, если знать, что он, будучи эмигрантом, всегда ста­рался послужить своей родине: присылал посылки, спасал людей от голодной смерти, отправлял деньги во время войны на вооружение… Все зазвучит по-другому, все будет смотреться по-новому. Так же и с богослужением, подробнее о котором рассказывает данная книга.

Источник nikeabooks.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9