Фонд «Христианская Россия» проводит международную конференцию, посвященную проблемам миграции
События

Участников конференции, среди которых были члены «Христианской России», движения «Communione e Liberatione», преподаватели и студенты миланских вузов, православные священнослужители из Милана, гости из России, заочно приветствовали Папа Франциск, глава Миланской епархии кардинал Анджело Скола; епископ Сальваторе Рино Физикелла, президент Папского совета по содействию новой евангелизации, многие итальянские епископы, архиепископ Паоло Пецци (Москва). В их посланиях был выражен большой интерес к теме форума.

Организаторы конференции предложили проанализировать проблему миграции в современном мире, которая ставит европейское общество перед новыми вызовами, с христианской точки зрения. Задача форума – «проверить гипотезу» о том, что страх, тревожность, недоверие, нетолерантность по отношению другому-чужому (в самом широком смысле) исходят из «отрицания религиозного измерения». Принять новую реальность, научиться не вступать с ней в конфронтацию, видеть в ней не только опасность, но и надежду, можно в «перспективе милосердия», о чем постоянно напоминает Папа Франциск. Тема форума звучит особенно актуально в связи с «Годом милосердия», который провозгласил понтифик.

Трехдневная дискуссия началась со статистического обзора, дающего представление о проблеме мигрантов в самой большой итальянской епархии Римско-Католической Церкви – Миланской. Диакон Роберто Пагани, сотрудник епархиального отдела экуменизма и межрелигиозного диалога, сообщил, что в Милане мигрантов больше, чем в среднем по Италии, где они составляют примерно 8% населения. 24% приезжих устремились в Ломбардию из африканских стран, 25% - из азиатских, но больше всего – 38% – выходцев из европейских стран, а среди них, в свою очередь, преобладают румыны – народ, который имеет «глубокие православные традиции». Эти данные позволяют «избавиться от предрассудков»  и опасений «засилья мигрантов-мусульман» в итальянском обществе, отметил Р. Пагани. Он призвал внимательно отнестись к изучению нового национально-демографического тренда, а также всемерно участвовать в разных формах межрелигиозного и межконфессионального диалога, используя для этого такие зарекомендовавшие себя институты, как Совет христианских церквей (куда входят 19 деноминаций), ежегодную Молитву о единстве христиан, подготовку священников, ориентированных на пастырство мигрантов, летние межконфессиональные детские лагеря и т.д. Важно понимать, что «в каждом вызове можно увидеть шанс встречи с другим, лучше понять себя и укрепить свою веру», сказал докладчик. Он напомнил слова Папы Франциска о том, что милосердие – это тот взгляд, который позволяет правильно смотреть на реальность, видеть в мигрантах братьев и стремиться к развитию диалога с ними.

Профессор Массимо Интровинье в докладе « Истоки нетерпимости и безразличия в западном мире» критически проанализировал громкие публикации, которые раздувают тревожные настроения в итальянском обществе, ненависть по отношению к мигрантам. Сам профессор посетил множество лагерей беженцев по всей Европе и утверждает, что оснований у авторов этих панических статей нет, накал их не стоит преувеличивать, что они продиктованы страхом и фактически направлены против Папы Франциска и католического епископата, но не могут спровоцировать реальный раскол в итальянском обществе и Церкви.

Профессор Адриано Делл’Аста напомнил о том, что Европа столетие назад уже переживала массовый наплыв беженцев с Востока, связанный с русской революцией и гражданской войной. Что дали они Западу? По словам докладчика, русские мигранты в большинстве своем стали «благословением для Европы»: потеряв все, они сохранили «внутреннюю свободу», передав ее европейской культуре. В числе проявлений этой свободы профессор акцентировал внимание на «новой возможности жить в новой реальности», на культурном и духовном вкладе русской эмиграции, на «свободе жить в милосердии» в самых трудных условиях. Ту «встречу» Европы и России можно воспринимать как «провиденциальную», полагает Адриано Делл’Аста.

Второй день конференции, который проходил в Сериате, в штаб-квартире фонда «Христианская Россия», начался с доклада монс. Франческо Браски «Любовь, милосердие, социальные проблемы в учительстве Папы Франциска». Священник показал, что с первых дней своего понтификата Франциск в центр своей проповеди поставил тему милосердия, которой он придал новое измерение. Так, понтифик предложил в первую очередь задуматься не столько о том, как творить милосердие, сколько каждому признать себя «объектом милосердия Божьего», задуматься о своей нужде в милосердии, любви и прощении. Такой подход позволяет тем, кто «дарит добро», получать еще «большее благо», чем адресаты его помощи и, соответственно, испытывать к ним чувство благодарности. По словам докладчика, неверное понимание слов Франциска порождает обвинения его в релятивизме, в том, что он якобы стирает границы между добром и злом, призывая терпимо относиться к греху. В связи с этим о. Франческо дал анализ проблемы соотношения справедливости и милости в учении Католической Церкви, а также в наследии предшественников Папы Франциска – Иоанна Павла II и Бенедикта XVI. Докладчик подчеркнул, что в «Год милосердия» особенно важно понять, что милосердие – это «не привести жизнь в порядок или добавить что-то полезное в трудной ситуации», а это «первичное понятие», которое имеет отношение к «основам мироздания».

Глава Румынской православной епархии в Италии, епископ Силуан (Спан) сделал доклад «Разные лица Запада в глазах православных мигрантов», в котором на основе своего личного опыта (10 лет служения во Франции и 12 – в Италии) и свидетельств своей паствы рассказал о том, какие возможности для православных открывают эти страны и насколько французы и итальянцы открыты к диалогу с мигрантами. «Ваш народ не боится чужих, мы видим открытость и желание узнать других», – обратился он к итальянцам.

Епископ Италийский Силуан в кругу участников конференции

«Новое измерение» милосердия, о котором говорил Папа Франциск, проявилось в сообщениях людей, которые занимаются благотворительностью в разных сферах. Священник Джулиано Савина рассказал о том, как в сотрудничестве с «Каритас» появилась и как работает «Амвросианская трапеза» – приходская столовая для бедных. «Накормить голодного» – этот завет Христа воодушевил полторы сотни волонтеров (не только прихожан), которые обеспечивают ежедневное питание для 300 человек; лучших поваров Италии, которые бесплатно готовят эту трапезу из пожертвованных продуктов; дизайнеров, которые оформили трапезную; писателей, художников, артистов, которые проводят в приходе творческие встречи, и т.д. Кроме того, из «Амвросианской трапезы» родился социальный приют для инвалидов, многодетных беженцев и другие начинания. «Трапеза» стала для нашей общины пророчеством, новым открытием Евангелия. Наши прихожане и волонтеры живут новой любовью к бедным», – подытожил о. Джулиано.

«Одеть нагого» – этот евангельский императив побудил Карлу Соммакал и ее подруг из другого миланского прихода организовать сбор и раздачу одежды для беженцев. Она рассказала о том, как эта практическая работа и молитва помогли преодолеть настороженность перед мусульманами, как многие мигрантки стали включаться в эту работу сами. «Они свидетельствовали, что это преобразило их жизнь. А я открыла, что когда я дарю свое время, это делает меня счастливой»,– поделилась выступавшая. Из этого начинания также выросли другие виды помощи приезжим и бедным женщинам, в частности, службы консультирования для беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Ассоциация «Встреча и присутствие» объединяет около 100 волонтеров, которые посещают заключенных в трех колониях Милана. О ее работе рассказали Фабио Романо и Лоренцо Фалаппи. Добровольцы не приносят в тюрьму передач, не оказывают услуг, они каждую субботу приходят для встречи и получасовой беседы – и обретают новых друзей, в том числе – среди заключенных мусульман, что помогает преодолевать навязываемые стереотипы страха и тревоги по поводу мигрантов. Эта дружба зачастую продолжается и после освобождения тюремных сидельцев, свидетельствовали оба волонтера, которые  также подчеркнули, что эта работа дает им самим очень много.

О примере служения милосердия, который дал в России более полутора столетий назад католик Фридрих Иосиф Гааз, «святой доктор Федор Петрович», подробно рассказала участникам конференции президент фонда «Христианская Россия» Джованна Парравичини. Она выразила надежду, что Фридрих Гааз будет прославлен как «великий экуменический святой», т.к. «истоки его канонизации – православные», а процесс подготовки канонизации был начат в России. Основатель фонда «Христианская Россия» священник Романо Скальфи, который 12 октября отметил 93-летие, сообщил «Благовест-инфо», что приступил к переводу на итальянский язык книги Льва Копелева о докторе Гаазе.

В третий день конференции, 9 октября, разговор о служении милосердия продолжила сотрудница Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Маргарита Нелюбова. Она представила подробную динамику социального служения в Русской Православной Церкви за четверть века и различные его направления, а также наметила возможные сферы обмена опытом и сотрудничества в области диаконии с соответствующими католическими структурами.

Татьяна Краснова (Москва), основатель интернет-сообщества благотворителей «Конвертик для Бога», которое помогает детям из стран СНГ получить лечение в онкологических клиниках Москвы, уже не в первый раз  рассказывает о своей работе в Италии. В ее докладе ««Иной» как благо для меня», который был зачитан на конференции, прозвучали три истории, свидетельствующие о том, что «люди готовы жалеть, помогать, протягивать руку.., что из «геополитического», обесчеловеченного мира нам пора вернуться к миру, обращенному к каждому человеку, то есть – к миру, в котором есть место Богу».

 Выступает профессор Е. Ваэль Фарук 

Большой интерес вызвало выступление мусульманина Эйсса Уаил Фарука, преподающего арабистику в  Миланском католическом университете. Он поставил «главный вопрос: возможно ли совместное существование мусульман и христиан?» и сам же на него ответил: «Не только возможно, но и плодотворно», хотя его собственный опыт свидетельствует о непреодолимых трудностях такого сосуществования, если обе стороны находятся во власти стереотипов. Чтобы «встреча» представителей разных религий состоялась, необходимо «организовывать для нее пространство» и помнить, что «только уверенность в присутствии Божьем позволяет увидеть другого человека и его красоту». «Две религии не встречаются. Но мусульмане и христиане могут встретиться, и это единственный способ жить в современном мире, творить красоту и милосердие», – сказал докладчик.

Тему милосердия в литературе ХХ века раскрыли также два филолога: Светлана Мартьянова (Владимир) рассмотрела с этой точки зрения произведения М. Булгакова, А.Солженицына, В. Гроссмана и других, а  Эмануэла Босси обратилась к примерам из англоязычной литературы.

Конференция завершилась творческим отчетом «Христианской России» о важнейших событиях жизни фонда за прошедший год и разговором о перспективах организации, которая в 2017 г. будет отмечать свое 60-летие.

Юлия Зайцева

Источник blagovest-info.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9