О предках и родственниках
Владимир Алексеевич Троицкий, будущий архиепископ и священномученик, родился 13 сентября 1886 года в семье Алексия Троицкого, приходского священника села Липицы Каширского уезда Тульской губернии. Липицы — «село большое, двухштатное»[1], «в 5–6 км ниже Серпухова по течению Оки»[2]. В октябре 1923 года Каширский уезд вошел в состав Московской губернии[3]. Возможно, по этой причине некоторые жизнеописания ошибочно относят место рождения архиепископа Илариона (Троицкого) к Московской губернии[4], что, впрочем, сам владыка Иларион вряд ли стал бы расценивать как ошибку: «Липицкие-то ведь московские, — писал он из ярославского тюремного изолятора в 1926 году, — значит, и я стал природный москвич!»[5] Кроме старшего Владимира в семье отца Алексия Троицкого было еще четверо детей: Дмитрий, Алексей, Ольга и София. Дмитрий (род. 6 октября 1887 г.) после окончания Санкт-Петербургской духовной академии принял монашество с именем Даниил. Впоследствии он стал викарием Орловской и Смоленской епархий, затем епископом Орловским и архиепископом Брянским. Так же, как и его старший брат, архиепископ Даниил был активным борцом с обновленческим расколом и исповедником.
Наследие тюрем и ссылок, тяжелый и изнурительный недуг стал причиной ранней смерти владыки Даниила 17 марта 1934 г. О дне своей кончины он был извещен явлением ангелов. Перед смертью соборовался и причастился Святых Таин[6]. Алексей (род. 24 марта 1891 г.) стал священником, заняв место скончавшегося в 1917 году родителя. Позже, как и старшие братья, подвергся репрессиям (кроме прочего — и за борьбу с обновленческим расколом), а 23 сентября 1937 г. был расстрелян на подмосковном полигоне Бутово[7]. О сестрах владыки Илариона известно следующее. София (род. 17 марта 1889 г.) в 1914 г. преподавала в одной из московских школ, не закончив до конца женские курсы[8]. В 1915 году мы находим ее состоящей «в замужестве за преподавателем Симферопольской Духовной Семинарии»[9]. Но вскоре, в феврале 1916 года, в неполные 27 лет[10] она скончалась, по некоторым источникам — во время родов. Ольга (род. 27 мая 1897 г.) в 1915 г. служила «учительницей М.[инистерства] Н.[ародного] Пр.[освещения] школы сельца Шепилова»[11], что в 2–3 километрах от Липиц, а в 1920–22 годах жила в Москве[12] и трудилась «где-то на легком месте, конечно задаром, как и все совработники»[13]. В дальнейшем Ольга Алексеевна также проживала в столице, работала бухгалтером. Скончалась 25 октября 1967 года[14].
Те же чувства остаются неизменными и с наступлением старости: «День моего ангела. Уже минуло 60 лет. Увы мне! Ничего доброго в жизни своей доселе не укрепил. Остаюсь доселе игралищем страстей. Не положил еще начала благочестию. На Тя, Господи, уповаю, спаси мя!»[43] Даже архиерейские благословение и присутствие при участии в некоторых несвоевременных мероприятиях не заглушают укоров его совести: «…был в дворянском собрании на лекции Попечит. округа „Жизнь доисторического человека“, причем были исполнены музыкальные пьесы и хоровые — от всех учебных заведений. Посетили собрание оба архиерея. Но потом осудил себя: быть во время св. Четыредесятницы на веселой музыке и пении нашему брату позорно. Так изменились наши нравы!»[44] При тесных дружеских отношениях священников Капитона Виноградова и Алексия Троицкого естественно предположить, что подобного рода благочестивые мысли и настроения были присущи и отцу Алексию. Поэтому не выглядит случайным, что священство для его детей стало осознанным выбором, а не вынужденной мерой, обусловленной сословной принадлежностью. Видимо, исходя из опыта своей семьи, на Поместном соборе 1917–18 годов архимандрит Иларион говорил о том, «что пастыри Церкви и детей своих готовили к дорогому для них пастырству»[45]. Судьбы Алексея Петровича, его отца Петра Ивановича и его деда Ивана Ивановича объединяло одно печальное жизненное обстоятельство — все они рано овдовели. Так, Алексей Петрович остался без супруги уже в 35 лет. «Первое горе этой семьи осталось в памяти своей неожиданной великой скорбью — матушка Варвара Васильевна, совсем еще молодая, цветущая, живая женщина, — трагически скончалась, утонув, купаясь в Оке, оставив пять сирот»[46]. Произошло это в 1898 году[47]. Варваре Васильевне было 32 года[48]. Володе шел тогда 12 год, а его младшей сестренке Ольге — немногим больше года. «Отец Алексий мужественно нес свой крест»[49]. С этого времени в заботе об оставшихся без матери детях отцу Алексию стала помогать незамужняя сестра покойной, Надежда Васильевна, преподавательница церковно-приходской школы.
Детство и юность
Рано освоив грамоту, Владимир в возрасте пяти лет уже участвует в храмовом богослужении, читает часы и шестопсалмие. Если старший современник Владимира Троицкого писатель А. П. Чехов вспоминал, что он и его братья в детстве пели на клиросе, но «в это время чувствовали себя маленькими каторжниками»[53], то будущий священномученик с детства относился к богослужению с любовью, которую пронес через всю жизнь: «Однажды он сказал мне, — вспоминал об архимандрите Иларионе (Троицком) бывший студент МДА Сергей Волков, — что церковное богослужение, исполненное по уставу, с любовью и тщанием, прекраснее лучшей оперы с ее „нелепыми руладами и часто посредственным смыслом“... Эту красоту церковного богослужения, которая привлекала меня в академии, сильно и глубоко чувствовал Иларион»[54]. В том же пятилетнем возрасте Володя в компании младшего брата сделал попытку уйти в Москву «учиться», но вскоре силы малолетнего Димитрия иссякли. «Ну и оставайся неученым», — был суровый ответ Владимира на жалобы заплаканного и утомленного длительным путешествием братишки[55]. На отцовские упреки старший из беглецов приводит пример Ломоносова, который ради учебы отправился в Москву пешком из Архангельска. Н. Кривошеева в своем жизнеописании владыки Илариона с печальной иронией замечает: «Спустя тридцать лет он поедет „продолжать свое образование“ из Москвы в Архангельск»[56].
В клировых ведомостях по городу Кашире и уезду за 1900 год (Владимиру Троицкому в это время 14 лет) можно найти заметки о содержании библиотеки липицкого храма: «В церкви есть библиотека, в коей находятся книги и с противораскольническим содержанием, а именно: журнал „Братское слово“ с 1886 по 1890 гг., а также за 1894, 1895, 1897 и 1898; журнал „Миссионерское обозрение“ за 1896 г.; сочинения архимандрита Павла в 2-х томах; „Выписки из старопечатных книг“ Озерского в 2-х частях; „О перстосложении для крестного знамения“ высокопреосвященного Никандра; „Истинно-древняя и истинно-православная Церковь“ митрополита Григория; две книги о беспоповщинской исповеди профессора Ивановского; миссионерские статьи „Истина“ и „Уветник“ — Панова»[57]. Естественно предположить, что будущий богослов при его любви к просвещению не упустил возможности ознакомиться с перечисленными произведениями, что впоследствии помогало ему в полемике с сектантскими и еретическими идеями. Таким образом, основные жизненные интересы Владимира определились уже с первых лет его жизни. Кратко их можно определить двумя словами — Церковь и наука. Впрочем, второй интерес, то есть наука, был для него производным от первого, поскольку наука имеет смысл только тогда, когда она, так или иначе, служит Церкви: «наука должна быть ancilla Ecclesiae»[58]. И если о науке архиепископ Иларион всегда вспоминал как о «своей первой и единственной любви»[59], то Церкви были посвящены не только почти все его богословские работы, но и вся его жизнь. В 10 лет Владимир поступает в Тульское духовное училище, по окончании которого в 1900 году продолжает образование в Тульской духовной семинарии, где учится с неизменным успехом. В 1906 году Владимир Троицкий поступает на казенный счет в Московскую духовную академию. Кроме того, ему присуждается частная стипендия имени профессора В. Д. Кудрявцева-Платонова.
25 сентября 2016 г.
[1] Крупный приход, имевший в своем составе 2 священников, 1–2 диаконов и 2 псаломщиков.
[2] В. К. [Виноградов, Виктор Капитонович] Воспоминания / публикация, вступ. ст. и примеч. Н. А. Кривошеевой // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. II:1 (34). С. 122.
[3] Фомин Н.К. Районирование в Тульской губернии (1924 г.) URL: http:// tounb.ru/tula_region/ historyregion/histori_fakts/sobitiya_34.aspx
[4] Напр.: Иларион (Троицкий), архим. Христианства нет без Церкви. — М.: Православная беседа, 1992. С. 3.
[5] Иларион (Троицкий), архиеп. Письмо Л. П. Архангельской от 3 февр. 1926 г. — Архив А. В. Никитского.
[6] Архиепископ Брянский и Севский Даниил (Троицкий; 6 октября 1887 — 17 марта 1934) / [сост.] Отд. агиологии Брянского Епархиального упр-ния // Брянский Монастырский Вестник, 2008. № 3. С. 7.
[7] Золотухина Н. В. Навеки свободны: Свидетельства о вере новомучеников города Серпухова и Серпуховского района // Воскресная газета Покров: Общероссийская просветительная образовательная газета / гл. ред. игум. И. В. Киприан (Ященко), чл. ред. совета: Евгений, архиеп. Верейский и др. № 20. Ноябрь 2008. С. 6.
[8] Иларион (Троицкий), архим. Письмо Л. П. Архангельской от 24 нояб. 1914 г. — Архив А. В. Никитского.
[9] ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 640, л. 214.
[10] Никитский В. А. Родные люди и родные места священномученика Илариона // Засечный рубеж (газета), 2004, май, № 18. С. 7.
[11] ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 640, л. 214.
[12] Ольга жила по адресу: ул. Рождественка, д. 29, кв. 4, недалеко от Сретенского монастыря, где в эти годы епископ Иларион был настоятелем.
[13] Иларион (Троицкий), еп. Письмо Л. П. Архангельской от 7 мая 1921 г. — Архив А. В. Никитского.
[14] В. К. [Виноградов, Виктор Капитонович] Воспоминания. С. 125.
[15] Второе название села.
[16] Ведомость о Церкви Святыя и Живоначальныя Троицы Тульскаго уезда села Квашнина за 1840-й год // «Клировая ведомость церквей Тульского уезда» [1840]. ГАУ ТО, ф. 3. оп. 17, д. 940, л. 335 об.
[17] Тульский синодик (1558–2009) / авт.-сост. Георгиевская Т. В., Петрова М. В. — Тула: АСТРАПРИНТ, 2010. С. 241.
[18] Ведомость о Церкви Святыя и Живоначальныя Троицы Тульскаго уезда села Квашнина за 1840 - й год // «Клировая ведомость церквей Тульского уез да» [1840]. ГАУ ТО, ф. 3. оп. 17, д. 940, л. 335 об.
[19] К.[апитон] В[иноградо]-в, [свящ.] Священник Петр Иванович Троицкий. (Некролог) // Тульские епархиальные ведомости. 1892, № 18. С. 163.
[20] Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей / авт.сост. П.И. Малицкий. Изд. 2-е, испр. и доп. — Тула: Пересвет, 2010. С. 364.
[21] ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 940, л. 333.
[22] Там же, л. 335 об.
[23] Там же, л. 334 об., л. 42 об.
[24] ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 587, л. 75 об.
[25] Там же.
[26] Там же, л. 78 об.
[27] ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 603, л. 42 об. — 43.
[28] Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский, викарий Московской епархии // Он же. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия: Жизнеописания и материалы к ним. — Тверь: Булат, 2005. Кн. 4. С. 379.
[29] ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 623, л. 172 об.
[30] Тульские епархиальные ведомости. 1917, № 13–14, 1–8 апреля. С. 84.
[31] ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 623, л. 172 об.
[32] Там же.
[33] ГАУ ТО «Государственный архив», ф. 3, оп. 17, д. 640, л. 213.
[34] Там же, ф. 3, оп. 17, д. 623, л. 173 об.
[35] Там же, ф. 3, оп. 17, д. 640, л. 213 об.
[36] В. К. [Виноградов, Виктор Капитонович] Воспоминания. С. 122.
[37] Там же.
[38] Виноградов Капитон, прот. Семейная хроника. Рукопись. — Архив храма в честь св. блгв. кн. Александра Невского г. Тулы.
[39] Здесь и далее — орфография оригинала.
[40] Виноградов Капитон, прот. Дневник. 1901 г. 18 февраля. Рукопись. — Архив храма в честь св. блгв. кн. Александра Невского г. Тулы.
[41] Там же. 1912 г. 3 августа.
[42] Там же. 1906 г. 14 мая.
[43] Там же. 1913 г. 7 марта.
[44] Там же. 1913 г. 26 марта.
[45] Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.: Деяния 118–136. — М.: ГАРФ, Новоспасский мон-рь. 2000. Т. 9. С. 119.
[46] В. К. [Виноградов, Виктор Капитонович] Воспоминания. С. 122.
[47] Там же, с. 125, сноска 3.
[48] Никитский В. А. Родные люди и родные места священномученика Илариона // Засечный рубеж (газета), 2004, май, № 18. С. 7
[49] В. К. [Виноградов, Виктор Капитонович] Воспоминания. С. 122.
[50] Иларион, (архиеп. Верейский), сщмч. Без Церкви нет спасения / вступ. ст. мон. Софии: Житие сщмч. Илариона (Троицкого). — М.; СПб: Сретенский монастырь, Знамение, 2000. С. 550.
[51] Там же.
[52] Иларион (Троицкий), архим. Христианства нет без Церкви // Он же. Христианства нет без Церкви. — М.: Православная беседа, 1992. С. 31.
[53] Гитович Н. И. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова. — М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1955. С. 14.
[54] Волков Сергей. Последние у Троицы: Воспоминания о Московской духовной академии. — М., СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. С. 116, 117.
[55] Иоанн (Снычев), митр. Санкт-Петербургский и Ладожский. Священномученик Иларион, архиепископ Верейский: Житие и свидетельства. — М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 1999. С. 3.
[56] Кривошеева Наталия. Блаженни непорочнии в путь ходящии: Жизнеописание архиепископа Илариона (Троицкого) [начало] // Москва (журнал). 1998. № 1. С. 211.
[57] Клировыя ведомости по городу Кашире и уезду. За 1900 год. — ГАУ ТО, ф. 3. оп. 17. д. 623. л. 172.
[58] Служанка церкви (лат.). См.: Иларион, (архиеп. Верейский), сщмч. Без Церкви нет спасения. С. 373.
[59] Иларион (Троицкий), архиеп. Письмо Л. П. Архангельской от 3 февр. 1926 г. — Архив А. В. Никитского.
Источник pravoslavie.ru