Видео: Иконопись Искусство Византии. История искусства
События

Лекции Бориса Моисеевича Бернштейна (1924-2015), искусствоведа, доктора искусствоведения, профессора Академии художеств Эстонии. Автора более 300 публикаций на различных языках (в том числе монографий и альбомов) по истории эстонского искусства, общей истории искусств и теоретическому искусствоведению. Областью исследовательских интересов: были теория искусства и методологические проблемы искусствознания, русское искусство XIX в., современное искусство Эстонии. На эти темы были опубликованы книги, альбомы и статьи на русском, эстонском, немецком, английском, испанском, польском, словацком, латышском, литовском и др. языках.





Периодизация

1. Искусство 4-5 вв.

313 год - Миланский эдикт признает христианство официальной религией Римской империи.

· Начали возводить христианские храмы.

· Создавать монументальные живописные циклы.

Поскольку христианская иконография еще не была разработана, живопись этого времени насыщена

· тайной символикой (от раннехристианского искусства);

· прямыми заимствованиями из античной живописи.

Произведения 4-5 веков – это сплав античных и раннехристианских форм искусства.

2. Искусство 6 века – эпоха первого расцвета византийского искусства, связанная с деятельностью императора Юстиниана (527-565).

Искусство отличается грандиозностью замыслов, масштабностью проектов.

· в архитектуре - становление типакрестово-купольного храма

· в живописи – появляется икона.

3. Иконоборческий период - 8-перв. пол. 9 вв.

Отрицая саму возможность изображения Бога в человеческом образе, иконоборцы ратовали за отвлеченные символические изображения, бессюжетные декоративные темы, буколические мотивы («ландшафты», «натюрморты» и т. д.).

Движение иконоборцев окончилось торжественным восстановлением иконопочитания (843 г). В результате чего восторжествовал основной принцип античного искусства – художественный антропоморфизм.

4. «Искусство средневизантийской эпохи» (втор. пол. 9 в. – 1204 г.)

- время полного оформления всех принципов «византинизма»,

- наивысшей духовной насыщенности византийского искусства, наибольшей отточенности его стиля,

- время широкой экспансии византийского искусства во все страны православного круга и даже в западноевропейские государства.

2 подпериода:

«Македонское Возрождение»- 862-1057

«Искусство Комнинов» - 1057-1204

5. «Палеологовское возрождение» - 1261-1453

Время экономической и политической немощи Византии и блестящего расцвета ее искусства.

Ведущая область искусства - живопись.

Характерные особенности художественных произведений: артистизм, хрупкость, усиление светского начала.

Источник ИСТОРИЯ ИСКУССТВА HISTORY OF ART

Другие публикации на портале:

Еще 9