Приходская жизнь в мусульманском регионе
События

Татарстан — мусульманский регион?

Иссле­до­ва­тели часто вос­при­ни­мают Рес­пуб­лику Татар­стан как регион, где про­жи­ва­ние этни­че­ских мусуль­ман и число испо­ве­ду­ю­щих ислам столь высоко, что его можно назвать мусуль­ман­ским. Однако это сво­его рода «иде­аль­ный тип».

Согласно немец­кому социо­логу, фило­софу, исто­рику и поли­ти­че­скому эко­но­ми­сту Максу Веберу, «иде­аль­ный тип» — это поня­тие, отсы­ла­ю­щее к куль­турно-исто­ри­че­ским объ­ек­там, интер­пре­ти­ро­ван­ным в свете опре­де­лен­ных цен­но­стей. Опре­де­ле­ния таких поня­тий нахо­дятся между реаль­ными опре­де­ле­ни­ями (опре­де­ле­ни­ями-опи­са­ни­ями) и номи­наль­ными опре­де­ле­ни­ями (опре­де­ле­ни­ями-пред­пи­са­ни­ями)

Он сфор­ми­ро­вался под­чер­ки­ва­нием руко­вод­ством рес­пуб­лики про­ис­лам­ской пози­ции в послед­ние годы, как через испол­не­ние рели­ги­оз­ных прак­тик, так и через соот­но­ше­ние куль­то­вых зда­ний и хра­мов (1527 мече­тей про­тив 330 пра­во­слав­ных хра­мов). В то же время наши иссле­до­ва­ния послед­них пяти лет пока­зы­вают доста­точно ста­биль­ное число веру­ю­щих, как по само­иден­тич­но­сти, так и по реа­ли­за­ции рели­ги­оз­ных прак­тик (числу «испол­ня­ю­щих»). Это при­мерно 32 – 34% пра­во­слав­ных и 34 – 38% мусуль­ман среди веру­ю­щего насе­ле­ния. Еще от полу­тора до восьми про­цен­тов (в зави­си­мо­сти от рай­она) зани­мают пред­ста­ви­тели дру­гих хри­сти­ан­ских кон­фес­сий. Про­цент регу­ляр­но­сти уча­стия в рели­ги­оз­ной жизни зна­чи­тельно выше, нежели в сред­нем по Рос­сии.sch2

Ста­но­вится оче­видна отно­си­тель­но­сть поня­тия «мусуль­ман­ский регион»: соот­но­ше­ние пра­во­слав­ного и мусуль­ман­ского пока­зы­вает лишь нехватку пра­во­слав­ных хра­мов, но не доми­ни­ро­ва­ние ислама.

Изучаем приходы Татарстана

В усло­виях поли­кон­фес­си­о­наль­но­сти реги­она для лон­ги­тюд­ного иссле­до­ва­ния в 2011 году была избрана каче­ствен­ная мето­до­ло­гия, что было обу­слов­лено мик­ро­со­цио­ло­ги­че­ским уров­нем иссле­до­ва­ния и необ­хо­ди­мо­стью ситу­а­ци­он­ного ана­лиза при­хо­дов и общин на тер­ри­то­рии РТ. Исполь­зо­ва­лись кейс-стади, глу­бин­ные интер­вью, вклю­чен­ные наблю­де­ния, социо­мет­рия. Мето­дом «снеж­ного кома» через мит­ро­по­лию были опре­де­лены при­ходы горо­дов (Казани, круп­ных горо­дов и при­го­ро­дов) и рай­о­нов. Исполь­зо­вался прин­цип поиска «клю­че­вых фигур» через актив­ных свя­щен­ни­ков. Это было свя­зано с тем, что руко­вод­ство пред­ла­гало при­ходы образ­цово-пока­за­тель­ного харак­тера, извест­ные в епар­хиях. Нас же инте­ре­со­вал при­ход типич­ный в усло­виях поли­кон­фес­си­о­наль­но­сти.

9cc3427f1c_author_photo_Iske-Kazan-04Мы опре­де­лили 12 посто­ян­ных при­хо­дов, а также до 12 при­хо­дов еже­годно пере­мен­ных, где про­яв­ля­лись инте­рес­ные тен­ден­ции. Из-за реак­ции на тра­ги­че­ские собы­тия 2012 года в Казани (19 июля подо­рвали машину главы Духов­ного управ­ле­ния мусуль­ман Татар­стана Илдуса Фай­зова и убили его заме­сти­теля Вали­улла Яку­пова, два дела были объ­еди­нены в одно и объ­яв­лены тер­ак­том) три «пере­мен­ных» при­хода также стали посто­ян­ными.

Больше мусульман вокруг — община сплоченнее

Теку­щее состо­я­ние иссле­до­ва­ния можно отра­зить в виде орга­ни­граммы-социо­граммы, на кото­рой мы отра­зили состо­я­ние общины в двух полюс­ных ситу­а­циях по кри­те­риям внеш­ней рели­ги­оз­ной среды.

В рай­о­нах, где окру­жа­ю­щая среда пред­став­лена пре­иму­ще­ственно мусуль­ма­нами, внут­рен­няя среда общины зна­чи­тельно плот­нее, соци­аль­ные связи короче и ярко выра­жены. Члены общины хорошо друг друга знают, вза­и­мо­дей­ствуют не только по бого­слу­же­нию, но сов­местно испол­няют раз­лич­ные послу­ша­ния, при­чем соци­аль­ное слу­же­ние не под­раз­де­ля­ется на виды: в общине не хва­тает людей, все функ­ции выпол­ня­ются само­сто­я­тельно и сообща. Община имеет чет­кую форму ядра. Бла­го­де­те­лями чаще ста­но­вятся члены общины, хотя среди них встре­ча­ются совер­шенно внеш­ние, часто нере­ли­ги­оз­ные люди. Зача­стую община при­ни­мает помощь из внеш­них источ­ни­ков, напри­мер, сора­бот­ни­че­ство с мусуль­ма­нами в соци­аль­ном слу­же­нии.

Общины при­хо­дов, рас­по­ло­жен­ных в рай­о­нах с высо­ким или соот­но­си­мым чис­лом этни­че­ских пра­во­слав­ных, имеют более «рых­лую» форму. Длина соци­аль­ных свя­зей уве­ли­чи­ва­ется, появ­ля­ется опо­сре­до­ван­но­сть вза­и­мо­дей­ствия, ино­гда — испол­не­ние отдель­ных функ­ций прак­ти­че­ски не при­над­ле­жа­щими к ядру общины людьми. Интен­сив­но­сть соци­аль­ных свя­зей падает. Удив­ляет, что часть функ­ций по соци­аль­ной работе выхо­дит за рамки общин­ной жизни: пев­чие могут быть нево­цер­ко­в­лен­ными спе­ци­ально при­гла­шен­ными людьми, среди кото­рых встре­ча­лись даже прак­ти­ку­ю­щие мусуль­мане.

Окру­жа­ю­щая внеш­няя среда с дру­гим век­то­ром рели­ги­оз­но­сти суще­ственно вли­яет на функ­ци­о­ни­ро­ва­ние пра­во­слав­ного при­хода и его общин­ной жизни. Если при­ход скла­ды­ва­ется в окру­же­нии пред­ста­ви­те­лей дру­гих рели­гий, высока веро­ят­но­сть, что оно кажется более кон­цен­три­ро­ван­ным и кон­со­ли­ди­ро­ван­ным.

sch


 

Лариса Сергеевна АСТАХОВА
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета, заведующий кафедрой религиоведения

Источник lodka.sreda.org


Другие публикации на портале:

Еще 9