Заявление секретариата Священного Синода Антиохийской Православной Церкви
События

Отцы поздравили своих чад с праздником святых славных и всехвальных Первоверховных апостолов Пера и Павла, основателей Святого Антиохийского престола. Именно здесь учеников впервые стали называть христианами, и отсюда чада этого престола продолжают нести свидетельство о Воскресшем Христе – в особенности в нашей возлюбленной Антиохии, в мученице Сирии, в страдальце Ливане, в израненном Ираке, в странах Персидского залива и в зарубежных архиепископиях в Америке, Австралии и в Европе.

Отцы вспомнили своего брата митрополита Павла (Язиджи), митрополита Алеппского, который был похищен более трех лет назад при добровольной слепоте окружающих. Его Высокопреосвященство митрополит Павел, как и его брат митрополит Юханна Ибрагим, как и все, кто был похищен, постоянно присутствуют в молитвах и молениях верующих и в ежедневном свидетельстве Церкви.

Отцы вознесли молитвы о упокоении душ всех тех, кто были замучены за то, что они назывались христианами, и попросили их молитв у Божьего Престола о том, чтобы Бог укрепил Свою Церковь и дал Своим чадам силу и мудрость свидетельствовать в истине, здесь и сейчас, Христа, воскресшего из мертвых.

Отцы обсудили тему Великого Православного Собора, созыв которого Православная Церковь готовит уже более пятидесяти лет. Антиохийская Церковь просила отложить созыв Собора для того, чтобы было укреплено всеправославное единства, обеспечено единодушие православных в спорных вопросах, стоящих на повестке собора, и были созданы экклезиологические условия для участия всех Православных Автокефальных Церквей.

В связи с тем, что просьба Антиохийской Церкви отложить собор – наряду с просьбами Русской, Болгарской и Грузинской Церквей – не была принята и – хотя Собор изначально мыслился как Всеправославный Собор – он был созван в отсутствии четырех Автокефальных Церквей, представляющих более половины православных Церквей мира;

В связи с тем, что созыв этого собрания был осуществлен с игнорированием необходимости установления православной соборности на основе евхаристического общения Церквей, которое есть основа этой соборности, в особенности же, с игнорированием поиска – до начала собора – решения проблемы, возникшей в связи с иерусалимской агрессией на канонической территории Антиохийского Престола, когда Вселенский Патриарх своим решением перенес переговоры на послесоборный период;

В связи с тем, что в заявлениях и декларациях, принятых участниками, вина несправедливо возлагается на отсутствующие Церкви, а не на сторону, которая возглавляла подготовительный процесс;

А также рассмотрев свидетельства об обстановке, заявления и позиции, занятые в ходе собрания на острове Крит, и все ложные измышления, распространенные в последнее время, отцы сделали следующие наблюдения:

Первое. Отцы утверждают, что общеправославная работа основывается на участии и единогласии всех Православных Автокефальных Церквей. Они хотят напомнить, что данный принцип является не новой позицией Антиохии, а твердым православным принципом, установленным треблаженной памяти Вселенским Патриархом Афинагором, когда он начал подготовку к Собору. Эту линию продолжил его преемник, треблаженной памяти Патриарх Димитрий, при котором был сформулирован регламент предсоборных совещаний. Статьи этого регламента ясно показывают, что призыв к любой соборной работе – даже если речь идет об уровне подготовительного совещания – исходит от Вселенского Патриарха с согласия Предстоятелей всех Церквей и что все решения должны быть приняты единогласно, всеми Автокефальными Церквами, прежде чем они будут вынесены на Великий Собор.

Второе. Отцы напомнили, что Его Святейшество Вселенский Патриарх также подчеркивал этот принцип в ходе подготовительных Предсоборных Совещаний. В частности, он решил приостановить работу подготовительного комитета в 1999 году в связи с неучастием одной из Церквей в вышеупомянутом совещании. В результате подготовка к Великому Собору была отложена на десять лет. Отцы выражают недоумение в связи с тем, что отсутствие одной Церкви могло привести к приостановке подготовки к Собору, но при этом некоторые сочли возможным созыв и работу «Великий Собора» в отсутствии четырех Автокефальных Православных Церквей!

Третье. Отцы отметили, что принцип единогласия был подтвержден после возобновления подготовки к Собору в 2009 году. В ходе четвертого пленарного заседания, проведенного в 2009, советник антиохийской делегации блаженной памяти г-н Альберт Лахам подчеркнул необходимость применения этого принципа в процессе принятия решений, напомнив, что если по какому-либо одному вопросу не удается достичь единства, этот вопрос должен быть перенаправлен подготовительному комитету для дальнейшего изучения, что и предусматривает Регламент Всеправославных Предсоборных Совещаний. В тот раз это предложение было поддержано всеми представителями Церквей-участниц, включая председателя заседания. Это предложение привело к принятию решения по вопросу о диаспоре и Епископских собраниях.

Четвертое. Отцы повторяют, что Антиохийская Церковь призывает к достижению соглашений посредством обеспечения единогласия всех Автокефальных Православных Церквей по пунктам повестки ради укрепления православного единства на подготовительной стадии, в соответствии с православным преданием. Антиохийская Церковь не ожидала, что этот четкий принцип, о котором она только что напомнила, станет предметом пререканий и что этот четкий принцип будет поставлен под сомнение теми, кто сначала его же установил и защищал его как гарантию православного единства. Это единство не может быть достигнуто, если хотя бы некоторые из Церквей будут исключены из процесса принятия решений или если их предложения будут проигнорированы. Мы хотели бы упомянуть тот факт, что Совещание (Синаксис) Предстоятелей Церквей, состоявшееся в январе 2014 года, утвердило этот принцип, когда постановило, что все решения, работа над которыми будет идти в ходе Собора и в подготовительный период, должны приниматься консенсусом. Отцы спрашивают: каким образом можно было достичь этого консенсуса при отказе Антиохийской Церкви принять решения вышеупомянутого Совещания 2014 года и Совещания в Шамбези 2016 года? Каким образом можно было достичь этого консенсуса на Крите при отсутствии четырех Православных Церквей?

Пятое. Отцы повторяют, что позиция Антиохийской Церкви, требующей переноса Великого Собора в случае отсутствия единогласия по вопросам, которые он должен обсудить, не является чем-то новым. Антиохийская Церковь ясно выразила свою позицию в ходе всех подготовительных этапов Собора в течение последних двух лет. Эта позиция соответствует той роли, которую играла Антиохия, всегда отказывавшаяся игнорировать любую из Православных Церквей в общеправославном деле. Таким образом, всё, что было опубликовано в СМИ об имплицитном согласии Антиохийской Церкви на участие в Соборе, не соответствует действительности, а заключения аналитиков о политической подоплеке отказа Антиохийской Церкви от участия в собрании на Крите являются абсолютно лживыми. И если Антиохия руководствовалась принципом икономии, когда участвовала в подготовительной работе, это не значит, что она шла на какие-то уступки в отношении вышеупомянутой позиции. Более того, ее участие [в подготовительной работе] было попыткой удалить все препятствия, которые мешали и по-прежнему  мешают созыву Собора.

Шестое. Отцы удивлены позицией некоторых Церквей, которые недавно призывали обойти принцип единогласия или интерпретировать этот принцип иным образом, чем это записано в Регламенте Всеправославных Предсоборных Совещаний, принятом в 1986 году, подписанном всеми представителями и применявшемся вплоть до пятого совещания, проведенного в октябре 2015. Они также удивлены позиции тех, кто в последнее время заявлял, что созыв Собора в определенную дату важнее, чем соборность Церкви и ее единство. В этой связи Антиохийская Церковь хотела бы поблагодарить все Церкви, которые поддержали ее справедливую позицию, в частности Русскую, Грузинскую, Болгарскую и Сербскую.

Седьмое. Отцы хотели бы напомнить своим братьям, собравшимся на Крите, Статью 17 Регламента Всеправославных Предсоборных Совещаний, принятых в 1986 году, которая гласит, что «в том случае, если какая-либо тема, обсуждаемая на данном совещании, не получает единогласного одобрения, решение по данному вопросу не принимается и передается Секретариату предсоборного подготовительного совещания для дальнейшего изучения и подготовки в соответствии с процессом, существующим на всеправославном уровне». Четвертая статья того же Регламента гласит: «Не допускается удалять или добавлять какие-либо темы в список тем, которые были подготовлены и согласованы на всеправославном уровне, – по крайней мере, до тех пор пока не завершится изучение этой темы. После этого созывается Великий и Святой Собор». Отцы недоумевают, каким образом мог быть созван Великий Собор прежде чем была завершена подготовительная работа над рядом тем повестки: две Церкви имели возражения по поводу документа «Брак и препятствия к нему», а Антиохийская Церковь возражала против удаления из повестки таких важных трех тем, как «Церковный календарь», «Диптихи» и «Автокефалия и способы ее провозглашения».

Восьмое. Отцы подчеркивают, что в контексте реалий, с которыми сталкивается православный мир в результате встречи на Крите единодушие Православных Церквей остается тем золотым основанием, которое может обеспечить единство православного мира. Отцы считают, что это основание есть и останется надежным фундаментом, стоя на котором можно будет преодолеть последствия собрания на Крите.

Девятое. Что касается тех, кто считает встречу на Крите Вселенским Собором, проведенным в соответствии с принципами созыва Вселенского Собора, то отцы хотели бы напомнить этим братьям, что с начала ХХ века Православные Церкви решили заменить созыв Вселенского Собора созывом Всеправославного Собора. Повестка и регламент последнего были приняты в ходе совещания, состоявшегося на Родосе в 1961 году. Подготовительная работа продолжалась почти пять с половиной десятилетий. В связи с чрезвычайным характером этого Всеправославного Собора Церкви согласились, что присутствовать на нем будут не все епископы православного мира, как того требует православная традиция, и что все его решения будут приниматься консенсусом всех Автокефальных Церквей при том, что каждая Автокефальная Церковь будет обладать одним голосом. Это исключает любые попытки рассматривать собрание на Крите как Вселенский Собор, соответствующий условиям проведения Вселенского Собора. В том случае, если участники этого собрания хотят рассматривать его как Всеправославный Собор, они также обязаны уважать соответствующий Регламент. Эти условия не были выполнены по вышеуказанным причинам.

Таким образом, отцы Священного Синода Антиохийской Православной Церкви отмечают, что собрание на Крите не соответствует даже тем условиям, которые предъявляются к созыву предсоборного совещания по подготовке Великого Собора – в соответствии с Регламентом Всеправославных Предсобоных Совещаний, принятым в 1986 году и действующим по сей день. Этот Регламент гласит, что созыв такого совещания требует согласия Предстоятелей всех поместных Православных Церквей (Статья 2) и что все решения в ходе такого совещания принимаются единогласно всеми Автокефальными Православными Церквами (Статья 16). В ходе собрания на Крите эти условия выполнены не были.

Отцы Священного Синода единогласно постановили следующее:

  1. Считать собрание на Крите предварительным собранием на пути к Всеправославному Собору и, следовательно, считать его документы не окончательными, но открытыми для обсуждения и дополнения после созыва Великого Всеправославного Собора, который состоится в присутствии и с участием всех Автокефальных Православных Церквей.
  2. Отказаться признать соборный характер за любым православным собранием, в котором не участвуют все Православные Автокефальные Церкви, и подчеркнуть, что принцип единогласия остается главным основанием общеправославных отношений. Таким образом, Антиохийская Церковь отказывается называть собрание на Крите «Великим Православным Собором» или «Великим Святым Собором».
  3. Заявить, что какие бы решения ни были приняты на собрании на Крите, они ни в коей мере не являются обязательными для Патриархата Антиохии и всего Востока.
  4. Создать Комитет по отслеживанию соборных вопросов, который изучит результаты и последствия собрания на Крите и представит подробный доклад к следующему заседанию Священного Синода Антиохийской Православной Церкви.
  5. Разослать письмо о решениях Священного Синода Антиохийской Православной Церкви всем Автокефальным Православным Церквам, а также гражданским и религиозным властям за рубежом.
  6. Призвать верующих последовать отцам Священного Синода Антиохийской Православной Церкви в молитвах о сохранении и всемерном проявлении единстве православно-христианского свидетельства в современном мире.

Опубликовано на официальном сайте Антиохийского патриархата 1 июля 2016.

http://blagovest-info.ru/


Другие публикации на портале:

Еще 9