Книги Интернета: Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии
События

Иван Иванович Дмитревский (Дмитриевский) (1754, Михайлов, Рязанская губерния — между 1822 и 1828, Рязань) — учёный-богослов, переводчик.

С 1764 по 1766 учился в Рязанской духовной семинарии, где удостаивался права выступать на публичных актах. Затем в течение двух семестров слушал курс богословия при Славяно-греко-латинской академии, где одновременно состоял певчим в архиерейском хоре и сочинял духовную музыку.

С 1778 был определён учителем греческого и еврейского языков, а позднее риторики и философии в Рязанскую духовную семинарию; также обучал священников, читавших проповеди на архиерейской кафедре, и исполнял обязанности регента архиерейского хора.

В 1779 Дмитревский поступил на службу канцеляристом в Рязанскую духовную консисторию.

В Рязани в 1780 Дмитревский перевёл с греческого «Послание к коринфянам», приписываемое папе Клименту I. Этот свой первый перевод Дмитревский напечатал в Москве у Н. И. Новикова в 1781 (остатки тиража конфискованы в 1787 вместе с другой неортодоксальной духовной литературой).

В Петербурге 13 (24) августа 1790 Дмитревский обратился к Е. Р. Дашковой с просьбой опубликовать подготовленный им перевод трёх «речей» Исократа Афинского параллельно с греческим оригиналом, чтобы издание могло служить учебным пособием. К переводу Дмитревский приложил компилятивное «Краткое начертание жизни Исократа». В качестве комментария использовал «Рассуждения» филолога XVI века Иеронима Вольфа. Книга «Исократа Афинейского, оратора и философа, политические речи» (1789) была напечатана Академией наук в пользу переводчика (за вычетом суммы на печатание) и позднее продавалась самим Дмитревским в Тамбовской и Рязанской губерниях.

22 декабря 1783 (2 января 1784) в чине губернского секретаря получил штатную секретарскую вакансию в Рязанской духовной консистории.

18 (29) октября 1788 взят переводчиком в Синод.

8 (19) мая 1790 Дмитревский перевёлся секретарём в Тамбовскую духовную консисторию.

В июне 1795 он просился секретарём в Московскую синодальную контору, однако это ходатайство не имело результата. 15 (26) июня 1799 был вовсе уволен из ведомства Синода по подозрению во взятках.

До марта 1800 Дмитревский служил экспедитором при Тамбовском почтамте.

28 марта (9 апреля) 1800 поступил учителем российского этимологического класса в Московской благородный пансион и Универсальную гимназию. С 25 августа (6 сентября) ему поручают также преподавание латинского синтаксиса.

К 1803 Дмитревский завершил также «Историческое и юридическое разыскание о браках…», оставшееся неизданным, хотя он и обращался за цензурным разрешением на публикацию в Департамент народного просвящения. Через московскую цензуру проходило, кроме того, «Краткое начертание жизни И. И. Дмитревского» (видимо, вариант автобиографии).

19 (31) марта 1804 Дмитревский уволился из университета с чином титулярного советника и, хотя оставался «за штатом», 12 (24) августа 1805 был произведён в коллежские асессоры, по-видимому в связи с успехом своего историко-богословского труда «Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на литургию…», поднесённого Александру I и удостоенного денежной награды (13 (25) июля 1803).

В 1791 сочинение это, как и аналогичный труд Аполлоса Байбакова, не было рекомендовано Синодом к печати, но в начале XIX века исследования и толкования Дмитревского были с интересом приняты духовенством и даже старообрядцами. М. И. Невзоров откликнулся на него рецензией в своём журнале «Сионский вестник».

К 1812 Дмитревский, внеся поправки и проверив тексты отцов церкви, подготовил расширенное 5-е издание книги, которое затем неоднократно перепечатывалось (известно издание 1828). Труд Дмитревского использовал Н. В. Гоголь при работе над «Размышлениями о божественной литургии» (в авторских примечаниях ошибочно — «Дмитриев»).

http://metaparadigma.ru/


Другие публикации на портале:

Еще 9