19 мая. Лекция «Великая тройка» ренессансной Германии: Дюрер, Кранах старший и Гольбейн младший
События

Очень позднее начало Возрождения в Германии (по сравнению с Нидерландами и Италией — почти на век) тем не менее характеризуется появлением плеяды талантливых немецких живописцев, среди которых некоторые исследователи выделяют «великую тройку» — Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха старшего и Ганса Гольбейна младшего.

На лекции мы посмотрим на то, что роднит этих представителей немецкого Ренессанса — происхождение, политическая и религиозная ситуация в Европе, круг заказчиков и взаимоотношения с немецкими гуманистами и деятелями Реформации. Среди портретов «великой тройки» Лютер и Меланхтон, император Максимилиан и король Генрих VIII, курфюрсты Саксонские, бургомистр Базеля, Томас Мор и Эразм Роттердамский. Но как по-разному каждый из мастеров исполняет портреты своих современников. Искусный рисунок и «итальянский» колоризм Дюрера, ясность и гармоническое созвучие тонов у Гольбейна, особенный женский тип красоты, созданный Кранахом — иногда картины немецких живописцев кажутся настолько далекими друг от друга, что возникает вопрос, можно ли вообще их сопоставлять. То же касается и графики — Дюрера интересует архитектура, тогда как Кранаха — природа, Дюрер в серии «Страстей» фокусирует внимание зрителя на главном герое события — Христе, тогда как Кранах заставляет нас переживать те же моменты казни Христа через эмоции толпы, когда грубые и жестокие лица окружающих людей напоминают скорее Босха, чем итальянских мастеров. А самое выдающееся графическое произведение Гольбейна — «Пляска смерти» — вольные фантазии художника на средневековый сюжет, где смерть судит и выносит приговор и правителям, и духовенству — является уникальным примером рисунка для гравюр очень маленького формата. Очень редко у Гольбейна можно встретить изображение природы, но пейзаж в гравюре о пахаре из серии «Пляска смерти» можно отнести к лучшим достижениям немецкого Ренессанса, сравнимого лишь с великими нидерландцами предыдущего столетия.

Дюрер очень много времени тратит на постижение тайн пропорций человеческого тела, заново открывая секреты, увиденные в молодости у итальянских художников. Кранах часто нарушает пропорции и его поздние Венеры и Евы, Лукреции и Саломеи очаровывают нас скорее своей неправильностью, мягкими контурами и удлиненными телами. А в творчестве Гольбейна, который, как и Дюрер, посетил Италию, она почти не оставила следа, и «главный» мастер, чьи работы мы сразу вспоминаем, глядя на полотна Гольбейна — это основоположник Северного Возрождения Ян ван Эйк.

На примере ряда произведений художников немецкого Возрождения мы постараемся найти отличия и сходства мастеров «великой тройки».

Подробнее о лекции


Другие публикации на портале:

Еще 9