Тверской священник Александр Шабанов представил книгу «Кораблики святому Брендану Мореплавателю»
События

Представляя новую книгу, Елена Жосул, завкафедрой журналистики Российского православного университета, отметила, что ее автор, священник Тверской епархии, занимается историей Кельтской Церкви с 1990-х гг. (первое издание его книги увидело свет в 2004 г.). Ценность нового издания – в его фундаментальной академичности, с одной стороны, и в поэтическом характере – с другой. Это позволяет «увидеть кельтскую культуру во всей полноте», сказала ведущая вечера.

«Вселенское христианство подобно горе, опоясанной лесами, кустарниками, лугами и ледниками, которые вместе составляют ее цельное одеяние. Нельзя ждать, что свет Евангелия будет преломляться одинаково. Проходя через толщу различных народов, он станет создавать все новые и новые ландшафты духовности», -- с этой «по-кельтски красивой» мысли прот. Александра Меня начал автор книги свое выступление. Кельтская Церковь, существовавшая с  IV по XII  вв., создала свой «уникальный духовный ландшафт», который имеет огромное значение для всего христианства, считает о. Александр Шабанов. Он напомнил слова Г.К.Честертона о том, что «кельтские святые – это движущиеся свечи, которые стали светом миру».

Автор книги вкратце рассказал о Кельтской Церкви – это общее название для христианской церковной организации Ирландии, Британии, Уэльса, Шотландии. Это Церковь «поэтов и странников», миссионеров, которые активно проповедовали на всем европейском пространстве, вплоть до Северо-Западной Руси; Церковь «аскетов, ученых и монахов, горных и сельских монастырей». О. Александр назвал несколько наиболее известных святых Кельтской Церкви: св. Патрик Ирландский, св. Бригитта, преподобные Коламба Айонский и Брендан Мореплаватель. О почитании их верующими разных конфессий напомнила православная современная икона с изображением этих святых неразделенной Церкви, которую подарили о. Александру на вечере.

Книга представляет собой историографические заметки об истории Кельтской Церкви и комментированное изложение «корабликов» -- 16 эпизодов «Плавания св. Брендана» («Navigatio Sancti Brendani» -- известного памятника средневековой литературы). Особый интерес представляет заключительная глава «Остановка на Северо-Западе», где автор развивает свою гипотезу о распространении кельтской миссии на Руси. В качестве аргументации он приводит анализ летописных и литературных свидетельств, а также данные ставрографии (изучение иконографии креста). Именно с влиянием кельтской миссии связывает о. Александр распространенные в новгородском и псковском зодчестве изображения «кельтского креста»: крест на круге.

На вечере о. Александр рассказал о специфике Кельтской Церкви: это особые практики аскетического и социального служения, собственное исчисление Пасхи, но главное – особая роль монастырей и существенное влияние родовой общины, переплетение родственных и духовных связей (например, настоятельство в монастыре переходило к родственникам). Это важно понимать, чтобы оценить подвиг кельтских святых, которые добровольно разрывали родственные узы (тогда человек становился отверженным, изгоем, пояснил о. Александр) и отправлялись странствовать вслед за Христом, которому «негде главу преклонить» (см. Лк.9:58). Некоторые из них, например, св. Брендан отправлялись на поиски «Острова блаженных», а другие просто садились в лодку и полностью вверяли себя Провидению – куда Господь прибьет лодку, там они и проповедовали. Монашеские кельи в этих суровых землях строились из грубых камней в виде перевернутой лодки.

Такой тип святости связан с особым пониманием «пути как символа одинокой стойкости», продолжил рассказ о кельтских святых поэт и священник Стефан Красовицкий. В отличие от монахов в южных землях, которые подвизались в своих кельях, кельтские подвижники все время плыли, шли, двигались ко Христу. По его словам, древнюю северо-западную духовность отличает акцент на «внутренней силе личности».

Протоиерей Лев Семенов (Свято-Тихоновский гуманитарный университет) размышляя о миссионерстве кельтских святых, о «многопутье попадания христианства на Русь», обратил внимание на своего рода диалектику: если в конце первого тысячелетия Русь была «стороной принимающей» все богатство христианской духовности, то сейчас, в начале третьего тысячелетия, Европа  «сама подорвала корни своей христианской идентичности», а «россиянам есть что противопоставить в духовном плане». О. Александр Шабанов не преминул дать на это «кельтский национальный ответ»: «Мир сотворен Богом, и с ним ничего плохого не случится, пока камыши остаются коричневыми, пока Бог не сожжет мир своим поцелуем».

Автора поздравили с выходом новой книги профессор Тверского университета Юрий Варзонин, который считает издание «душеполезным для современного человека», и священник Майкл Райан, окормляющий католическую англоязычную паству в Москве и отметивший в книге «открытость, дружелюбие, любопытство к этим таинственным людям издалека (кельтам – прим. ред.)».

«Можно ли возродить Кельтскую Церковь?» --  спросили о. Александра. Он рассказал, что такая попытка уже была в 1980-е гг. в США, но он не считает ее серьезной. Сам же он завершает свою книгу рассказом о видении короля Эдуарда Исповедника, который увидел срубленное зеленое дерево, восстановленное чудесным образом, и пишет: «Быть может, этим стволом является православие, через присоединение к которому всех прежде отсеченных частей чудесным образом произойдет духовное единение Северо-Запада, по молитвам святого Брендана Мореплавателя и всех святых Кельтской и Русской Церквей».

Остается добавить, что, помимо основной своей пастырской деятельности и изучения кельтской культуры о. Александр Шабанов занимается еще одним не менее важным делом: он организовал первый в Твери хоспис «Анастасия». Однако и здесь не обошлось без «кельтского влияния». Священник рассказал о первых «хосписах», которые в средние века строили на пути к Святой Земле для умирающих паломников монахи и, в том числе, монахи Кельтской Церкви. А первым, кто встретил о. Александра в Дублине, куда он приехал знакомиться с организацией хосписов, был католический священник по имени… конечно же, Брендан. На вечере в «Покровских воротах» было предложено внести пожертвования для хосписа, на заставке сайта которого красуется ирландский, а вовсе не тверской, пейзаж.

http://blagovest-info.ru


Другие публикации на портале:

Еще 9