Шестой ежегодный симпозиум памяти Натальи Леонидовны Трауберг. Москва 7 мая
События

Представление о священной и запретной пище известно всем эпохам и всем культурам. Оно существовало не только в фольклорной и религиозной традициях, но также в светской культуре, и зачастую служило маркером, по которому «своих» отличали от «чужих». О том, насколько значимо деление на сакральную и профанную, дозволенную и табуированную, «чистую» и «скверную» трапезу, свидетельствует разветвленная система гастрономических ритуалов и практик, религиозных нормативов, обрядовых блюд, а также текстов, символов и образов. Если в традиционных культурах гастрономические разрешения и запреты носили, главным образом, религиозный характер, в культуре Нового времени эта оппозиция приобретает социальную значимость, а в последнее столетие трапеза нередко становилась либо свидетельством об идеологической лояльности, ибо выражением «тайной свободы», формой невидимого, «домашнего» сопротивления безбожному и бесчеловечному режиму. Достаточно вспомнить гастрономический манифест социалистического процветания – впервые вышедшую в 1939 году «Книгу о вкусной и здоровой пище» – или роман Г.К. Честертона «Перелетный кабак», в котором символами здравомыслия и свободы оказываются круг сыра и бочонок рома.

Многогранность темы позволяет объединить в рамках нынешнего симпозиума разнообразные богословские, философские, социологические, религиоведческие, культурологические, историко-литературные исследования, посвященные проблематике религиозных, обрядовых и социальных гастрономических оппозиций и регламентаций.

Предполагается, что речь пойдет
– о сакральной и профанной, «своей» и «чужой», «чистой» и «нечистой» пище в авраамических религиях;
– о ритуальном смысле и гастрономических оппозициях в обряде (семейная и календарная обрядность, обряды жизненного цикла);
– о символических смыслах «своих» и «чуждых» трапез в нормативных текстах религиозных традиций;
– о богословской и философской рефлексии о священной и запретной пище;
– о трапезах сословных и «пирах лояльности»;
– о принятых и табуированных формах гастрономического поведения;
– о художественных интенциях и формах изображения «своей» и «чужой», «разрешенной» и «недозволенной» еды в художественной литературе, изобразительном искусстве и кинематографе.

12.00 – 15.00
  • Е. Я.Федотова (ББИ, Москва). Трапеза на камнях. Быт. 31 глазами антрополога.
  • Л. Б.Сумм (переводчик, Москва). «Девчонке купить молока»: карточка, голод и спецпаек как опоры антипира и антимира.
  • О.М. Давыдов (Челябинская епархия, г. Челябинск). Варенье между виртуальностью и реальностью: запретная и волшебная еда в детской литературной сказке.
  • М.А.Штейнман (РГГУ, Москва). "Сакральность пира в пространстве fairy-story: конфликт интерпретаций".
15.30-18.30.
  • О. М.Запрометова (ББИ, Москва). Вкусите, и увидите, как благ Господь (Пс 33.9) - Cognitio Dei Experimentalis.
  • С.М. Панич (Дом русского зарубежья им. А.Солженицына, Москва). Священное и запретное в «Книге о вкусной и здоровой пище»: из истории советской идеологической кулинарии.
  • Т.Ю.Воробьева (Москва). Д. Д, Жилинский. «Тайная вечеря». Опыт истолкования.
  • И.К.Языкова (ББИ, Москва) Трапеза небесная и земная. Утешение монаха.
18.00 – пир, который рифмуется со словом «сыр» и другими высокими словами (приношения приветствуются)

Источник blagovest-info.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9