Новые ритуалы в коммунистическом обществе
События

Как проходила кампания по разработке и внедрению новой социалистической обрядности? Кто были главными идеологами создания новых ритуалов? Как изменились обряды похорон в советский период? Об этом рассказывает кандидат исторических наук Анна Соколова.

Идеологи нового советского государства не мыслили создание новых ритуалов как одномоментный процесс. Но когда речь заходила о переломных моментах в жизни человека: о рождении нового человека, свадьбе двух членов нового общества или о смерти, — конечно, эти вопросы сильно актуализировались. Обряды перехода — а все эти события относятся именно к обрядам перехода — конституируют новый статус человека. Это хороший момент, чтобы не просто маркировать переход человека из одного социального статуса в другой, но заодно маркировать переход человека из старого мира, из прошлого в мир будущего. Разные обряды перехода были включены в этот процесс в разной степени.

Как писал Лев Троцкий, «жизнь комсомольской семьи, жизнь человека без обряда — это жизнь, лишенная радости и возможности как-то особенно отметить наиболее важные моменты в его жизни». И коммунисты, которые пришли, чтобы сделать жизнь людей лучше, не могут лишить людей этой радости. Надо сказать, что роль Троцкого в создании новой обрядности в 1920-е годы была очень большой. Он действительно был пламенным пропагандистом этой идеи. Казалось бы, активно в пропаганду новой обрядности — антирелигиозной, безрелигиозной — должен был включиться Союз воинствующих безбожников под руководством Емельяна Ярославского. Однако это не так. В своих выступлениях Емельян Ярославский, председатель Союза воинствующих безбожников, дистанцировался от этой проблемы.

Были и более радикальные приверженцы новой коммунистической обрядности, чем Троцкий. Одним из таких людей, довольно неожиданных, был писатель, публицист Викентий Вересаев, который посвятил этому вопросу отдельную работу («Об обрядах новых и старых»). Эта работа на 90% посвящена именно вопросу о том, как мы должны хоронить своих умерших: так, чтобы, с одной стороны, это были нерелигиозные похороны и, с другой стороны, чтобы они удовлетворяли эмоциональные потребности членов коммунистического общества.

кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН

Источник postnauka.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9