Первое общеизвестное письменное упоминание русского монастыря на Афоне датируется 1016 годом. Это подпись игумена «монастыря россов» Герасима, которую он поставил под одним из афонских документов. Ныне этот памятник хранится в библиотеке Великой лавры Афанасия Афонского.
Несомненно, сам монастырь появился раньше. Устная легенда относит появление обители ко времени крестителя Руси великого равноапостольного князя Владимира и его супруги византийской принцессы Анны, то есть к периоду от 988 до 1015 года. В это время у монастыря еще не было конкретного названия. Как полагают некоторые исследователи, он назывался Древодел, или Плотник (по-гречески — Ксилургу), поскольку его постройки были сооружены самими монахами из дерева. Для них этот материал был гораздо привычнее камня.
О существовании русского монастыря на Афоне уже в конце X века свидетельствует и житие святого Антония Печерского. Согласно ему, приблизительно в 1000 году знаменитый основатель Киево-Печерского монастыря познакомился с особенностями монастырской жизни именно на Афоне. Потом, в 1013 году, он вернулся в Киев и занялся созданием здесь своей обители — Печерского монастыря в честь Успения Богоматери.
Можно предположить, что благодаря покровительству великого князя Владимира и его супруги Анны у русского монастыря на Афоне появились средства для строительства собора. Он был посвящен Успению Божией Матери, как и первая каменная Десятинная церковь, возведенная крестителем Руси в 996 году в Киеве.
В 1030 году Афонский «монастырь россов» уже именовался «Богородицы Ксилургу» (Древодела). В этом нет ничего удивительного. Общеизвестно, что на Руси с первых веков принятия христианства особенно почиталась Богородица. Произошло это в том числе под влиянием принцессы Анны Романовны, которая знала: Богородичные соборы в Византии считались вторыми по значимости после официальных Софийских храмов, где проходило богослужение с участием патриарха и императора. Богородичные храмы при этом предназначались для членов императорской семьи. Там хранились величайшие христианские святыни, как в Фаросском храме, построенном при константинопольском императорском дворце.
Как известно из официальных афонских документов, в 1169 году «монастырь россов» был перенесен на более просторное место подальше от моря — в заброшенную греками обитель Фессалоникийца. Изменилось и его название — он стал монастырем Святого Пантелеимона. Так подписывался его игумен Лаврентий. На старом же месте остался скит Богородицы Ксилургу. Перемещение монастыря на новое место свидетельствовало о том, что у братии появились значительные средства, чтобы обустроиться получше. При этом щедрый вкладчик, судя по всему, захотел, чтобы обитель поменяла свое название.
Обет Анны Харальдовны
Кто же был этим богатым и влиятельным дарителем? Принявший мученическую смерть в 305 году от императора Максимилиана римский святой врачеватель Пантелеимон на Руси в первые века христианства был известен мало. Однако с конца XI — начала XII века положение меняется: святой мученик становится популярным в княжеской среде. С его именем крестят второго сына великого князя киевского Мстислава Великого — Изяслава, родившегося приблизительно в 1097 году. Став великим князем киевским в 1146 году, тот приказывает изобразить святого на своем шлеме и печати. Около Новгорода по княжескому повелению был основан и монастырь Святого Пантелеимона. Затем и на фресках Софийского собора в Киеве появилось изображение этого святого. Ставленник Изяслава Мстиславича Климент Смолятич был рукоположен в митрополиты в день памяти Пантелеимона — 27 июля 1147 года1.
Исследователи выяснили, почему вдруг в это время в Русском государстве так стал популярен Пантелеимон. Оказывается, глубокой почитательницей этого святого была первая супруга великого князя Владимира Мономаха Гида Харальдовна, урожденная англосаксонская принцесса. Она поддерживала тесные связи с монастырем Святого Пантелеимона в Кельне и неоднократно делала в него вклады2.
Несчастный случай, в результате которого ее старший сын Мстислав, был ранен, а затем выздровел, заставил Гиду еще больше уверовать в могущество своего любимого святого. Об этом исследователи узнали из «Похвального слова святому Пантелеимону», написанного в 1120 году немецким богословом Рупертом из монастыря в Дойце. В этом сочинении писалось, как во время охоты на диких зверей на Мстислава Великого напал медведь и очень серьезно ранил его в живот. Увидев состояние сына, Гида Харальдовна тут же начала истово молиться святому Пантелеимону, зная, что он покровитель врачебного дела и сам был врачевателем. Вскоре раненому князю приснился прекрасный юноша, который пообещал ему быстрое исцеление. Предсказание сбылось, и все поняли: Мстислава излечил сам святой Пантелеимон. В благодарность княгиня Гида тут же поклялась, что совершит паломническую поездку по святым местам и в Иерусалим3.
К сожалению, в «Слове» нет сведений, когда был покалечен Мстислав, живший в 1076–1132 годах, и когда Гида отправилась в паломническую поездку. Можно лишь предположить, что Мстислав во время борьбы с медведем был уже взрослым, женатым человеком (с 1095 году он был женат на шведской принцессе Христине). В его семье подрастал первенец Всеволод, получивший крестильное имя Гавриил. Поэтому после выздоровления князя крестильное имя Пантелеимон получил его второй сын, Изяслав, появившийся на свет приблизительно в 1097 году. Значит, описанные в «Слове» события происходили чуть раньше.
Получается, Гида должна была отправиться в паломничество после 1097 года, тогда, когда европейскими рыцарями готовился Первый крестовый поход в Палестину. Его участниками, вероятно, были многочисленные родственники Гиды. Именно они могли сообщить княгине о своем грандиозном мероприятии и пригласить ее присоединиться к ним. Вместе с войском крестоносцев она могла бы достаточно безопасно посещать самые различные святые места.
Следует отметить: в паломничестве женщин в Иерусалим не было ничего необычного. Мать императора Константина императрица Елена отправилась на Святую землю в IV веке и там активно занималась церковным строительством. Паломничество совершали также жена императора Феодосия Евдокия, датская королева Бодила и др.
Во время своего паломничества Гида не могла не посетить Константинополь и его окрестные святыни. Она, несомненно, должна была знать о Святой горе Афон и о русском монастыре в этом месте. Естественным для нее было сделать в обитель щедрый вклад и попросить монастырские власти построить на него храм или придел в честь святого Пантелеимона. Ведь свое паломничество она посвящала именно этому святому. Хотя княгине не полагалось самой посещать Афонскую обитель, она могла отправить туда кого-либо из своих спутников и через него решить вопрос о передаче вклада. Кроме того, если Гида была в составе войска крестоносцев, то от них она могла получить некоторые захваченные святыни, в частности голову святого Пантелеимона, и передать ее в Афонскую обитель для сохранения.
На обратном пути княгиня, возможно, собиралась забрать святыню с собой, но сделать это не смогла. Судя по всему, она погибла в Палестине. На Русь она уже не вернулась, поэтому приблизительно в 1099 году Владимир Мономах снова женился.
Таким образом, есть все основания предполагать, что именно княгиня Гида, в крещении Анна, первая русская паломница по святым местам, стала инициатором переименования обители россов на Афоне в Пантелеимонов монастырь. Благодаря ее щедрым вкладам русские монахи смогли переехать из тесной обители у края скалы в просторный и безопасный монастырь Фессалоникийца и, возможно, через нее получили некоторые святые реликвии, оказавшиеся в руках крестоносцев.
Паломничества XII столетия
В домонгольский период, когда русский монастырь на Афоне активно развивался, Гида вряд ли была его единственной вкладчицей. Щедрые дары сюда могли приносить многие русские люди, посещавшие Византию. Например, в 1089 году в Константинополь на поиски кандидатуры нового киевского митрополита взамен скончавшегося архипастыря Иоанна ездила сестра Владимира Мономаха княжна-монахиня Анна-Янка.
Целый год она провела в Византии в поисках знающего славянский язык высокообразованного богослова. У нее, несомненно, было время, чтобы связаться с русскими монахами на Афоне, попросить их совета и оказать им посильную помощь. Возможно, по инициативе княжны-монахини и на ее средства около Афонского монастыря был построен Андреевский скит, ведь сама она была монахиней киевского Андреевского монастыря, основанного отцом — великим князем киевским Всеволодом Ярославичем, во святом крещении Андреем (†1093).
Самым же последовательным покровителем Афонского монастыря, видимо, был великий князь киевский Изяслав Мстиславич, во святом крещении Пантелеимон. Он правил в Киеве несколько раз, начиная с 1146 года и до кончины в 1154 году.
Можно также предположить, что вклады в Афонский монастырь делали все русские паломники по святым местам. Это и путешествовавший в 1106–1108 годах игумен Даниил, и святая Евфросиния Полоцкая (1176–1178), и архиепископ Новгородский Антоний, в миру Добрыня Ядрейкович (1200–1204), и многие другие паломники.
Несомненно, посещали Афонский монастырь высланные Мстиславом Великим в Византию в 1130 году почти все полоцкие князья. На родину из них вернулись очень немногие. Были в этом монастыре и изгнанные в Византию сыновья Юрия Долгорукого: Мстислав, Василий и Всеволод, будущий великий князь Всеволод Большое Гнездо, с матерью Еленой, византийской принцессой.
Всё это говорит о том, что Афонский монастырь был хорошо известен русским князьям и княгиням с первых лет своего существования. Братия получала от них материальную помощь для церковного строительства и обустройства монашеского быта. Всё это косвенно подтверждается и упадком Пантелеимонова монастыря после монгольского нашествия. Новый же расцвет обители начался только после того, как возродилось Русское государство.
Примечания
1 Древняя Русь в свете зарубежных источников // Под ред. Е.А. Мельниковой. М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2013. С. 252.
2 Там же. С. 375–378.
3 Там же. С. 376–377.
СПРАВКА ОБ АВТОРЕ
Людмила Евгеньевна Морозова — доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук. Выпускница исторического факультета и аспирантуры МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор семи монографий и около двух десятков научно-популярных книг, учебников, пособий по истории России с X по XVII в.