Житийный канон во «Вмале сказании о блаженной великой княгини Евдокии» (на примере вводной части)
В данной статье председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московской городской епархии, кандидат педагогических наук иеромонах Онисим (Бамблевский) анализирует вводную часть жития святой благоверной княгини Евдокии Московской, супруги благоверного князя Дмитрия Донского. Автор выявляет художественные особенности формирования образа святой с точки зрения житийного канона.
Статья

Процесс формирования первой редакции жития благоверной княгини Евдокии завершился в XVI веке. Основные сведения летописных повествований, а также устные предания о жизни и чудесах благоверной княгини вошли в состав Степенной книги в виде повести, получившей название «Вмале сказание о блаженной великой княгини Евдокии во инокинях Евфросинии, супружницы достохвальнаго великаго князя Димитрия Ивановича Донскаго».

По мнению профессора А.С. Усачева, особенности повествования о чудесах благоверной княгини Евдокии в этом произведениисвидетельствуют о том, что создавалось оно, скорее всего, в Вознесенском женском монастыре, основанном самой княгиней[1]. С этим согласна профессор Ю.К. Евдокимова, поддерживающая гипотезу, что со временем житие сильно не изменялось и «имело локальное распространение»[2]. Целью его создания, очевидно, было не объединение всех без исключения сведений о благоверной княгине из различных источников, но ее прославление за добродетельную жизнь и посмертные чудеса.

Редакция «Вмале сказания», вошедшая в Степенную книгу в середине XVI века, уже через 100 лет перешла в основные значительные собрания житий. К их числу относятся Милютинские минеи 1646-54 гг. и Печатный пролог 1661-62 гг.[3]

Широко известно, что большинство древнерусских житий содержат одинаковые повторяющиеся элементы: рассказы о детстве святых и благочестии их родителей, упоминание о добродетельной юности, подвигах, праведной кончине и посмертных чудесах. При этом употребляются одинаковые библейские цитаты, используются общие сравнения или противопоставления, эпитеты и метафоры. Все это говорит не о скудости мысли древних авторов, но об их желании соответствовать идеальной форме изложения.

О существовании устойчивых житийных эпизодов говорят А.П. Кадлубовский и, в большей степени, Хр.М. Лопарев[4]. Академик Д.С. Лихачев развивает концепцию соответствия формул и эпизодов различным жанрам, вводя понятие т.н. «литературного этикета». В агиографии это явление также получило название житийного канона. Он выражается не только в употреблении определенных выражений или стиля, но и в выборе конкретных житийных эпизодов или ситуаций.

Несмотря на то, что одно из назначений житийного канона состоит в создании произведений, близких друг другу по стилю, языку, содержанию и литературным приемам, каждое житие от всех прочих отличает собственная уникальная совокупность элементов канона.

Анализ житийного канона «Вмале сказания» вносит большой вклад в изучение процесса формирования образа благоверной княгини Евдокии Московской в летописных и агиографических источниках Древней Руси.

Как и в большинстве агиографических произведений этого периода, в житии благоверной княгини Евдокии сохраняется трехчастное композиционное деление. Первая глава содержит введение, которое также можно разделить на три основные части: начальную формулу, мотив уподобления и развернутую формулу представления главного героя.

На первый взгляд начальная формула «Вмале сказания» отличается от аналогичных частей других житий. Довольно часто повествование начинается славословием[5] или благодарением[6] и может быть достаточно обширным. Во «Вмале сказании» начальная формула состоит из одного предложения. «Кто доволен изглаголати силы Господня или поведати вся чюдеса его (так!), колика же и какова; и милость Его в роды и род на боящихся Его и на творящих святую Его волю»[7]. Первая часть предложения напоминает слова одной из евхаристических молитв Литургии свт. Василия Великого: «И кто доволен возглаголати силы Твоя, слышаны сотворити вся хвалы Твоя, или поведати вся чудеса Твоя во всяко время»[8]. В этих словах также можно увидеть отголосок ветхозаветной Псалтири. Так, в Псалме 105: «Кто возглаголет силы Господни? Слышаны сотворит вся хвалы Его» (Пс 105:2)? В Псалме 25: «Еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя» (Пс 25:7). Вторая часть начальной формулы – явная цитата из гимна Богородицы: «и милость Его в роды родов боящимся Его» (Лк 1:50).

В середине XVI века аналогичная формула употреблялась автором службы святителю Ионе, архиепископу Новгородскому, в одной из стихир малой вечерни. «Велие и преславное, еже о Тебе бывшее чудо, и кто доволен изглаголати силы Господня, яже о Тебе бывшия, Богородице»[9]?

К этому же времени относится один из вариантов жития преподобного Сергия Радонежского, в котором мы встречаем формулу, указывающую на самого святого: «И кто может сказати труды его или кто доволен изглаголати подвигы его»[10]?

В XVI веке в житии преподобной Евфросинии Суздальской: «Иныя же добродетели ея и доблести кто убо изглаголати доволен, бе бо и слово еа солию растворено зело полезно послушающим»[11].

Не позднее XIV века в южнославянской редакции проложного жития равноапостольной княгини Ольги: «И кто доволен извещати ю, и слово яже к похвалению»[12].

В Слове в субботу сыропустную, которое приписывается митрополиту Клименту Смолятичу: «Кто доволен изглаголати силы Господня или ищести множество милости его (так!)…»[13]. Если атрибуция этого произведения верна, то оно может относиться ко второй половине XII века[14].

Таким образом, начальная формула «Вмале сказания» с точки зрения литературного этикета может считаться вполне характерной. Подобные конструкции можно выделить в особую группу начальных формул: «молитвословия». Построенная на ветхозаветных и новозаветных поэтических цитатах, имеющая сходство с богослужебными текстами, эта формула указывает на внутреннее единство жития не только со всеми подобными произведениями, созданными на Руси, но и с богатейшей сокровищницей христианской литературы. Однако средневековые книжники не ставят своей основной целью показать единство произведений; гораздо важнее, что литературный этикет во всех его формах подчеркивает единство святых, а также их близость к Самому Христу.

Указание примеров для подражания является распространенным элементом житийного канона в древнерусской агиографии. Значимость выбора святого, на чей подвиг ориентировался при составлении жития автор (т.н. «образца в прошлом»), подчеркивал еще академик Д.С. Лихачев[15]. Эта идея лежит в основе различных мотивов уподобления у Т. Р. Руди и концепции агиотипов в статье Поэтика уподобленийО.В. Панченко[16]. По мнению последнего, уподобление в житийном тексте может осуществляться при помощи сравнений, мотива «перенесения имени», развернутого сопоставления, а также через замещение «канонического текста»[17].

Во второй части введения упоминаются святые равноапостольные князья Владимир и Ольга, о них говорится как о «российской земли благочестия основании и православной веры утверждении»[18]. Эта характеристика святых легла в основу признака, который также приводится в этой части введения. «Сих благочестия исправлению и богоугодному житию бесчисленное множество люди великия державы их… ретяхуся последователие быти, наипаче же сами державнии»[19].

В исследованиях Т. Р. Руди для принципов imitatio признаком в большинстве случаев является конкретное этикетное выражение или формула. Часто это вымышленное качество, которое очень легко выделить в повествовании. Мученик, умирая, повторяет последние слова Христа и тем самым реализует принцип imitatio Christi. У О.В. Панченко категория признака значительно шире, она может включать даже самые незначительные критерии сопоставления!

Благоверная княгиня Евдокия строит храмы, поддерживает мужа, молится за семью и государство, «совершает подвиги, исправляет добродетели»[20], творит милостыню, «трудолюбезно» подвизается в иночестве… Все это соответствует указанному нами признаку и может быть формой построения подобия через прием развернутого сопоставления. С другой стороны, перечисленные в таком виде подвиги представляют собой раскрытие Евангельского идеала добродетельной жизни, обязательного для всех христиан вообще. Более того, большинство сведений вполне историчны, что также затрудняет анализ с точки зрения выявления топосов.

То, что автор «Вмале сказания» использует сопоставление для построения уподобления, помогают определить именно многочисленные элементы житийного канона, которые мы подробно анализируем в диссертационном исследовании. Житийный канон полностью определяет поведение благоверной княгини, вносит в ее образ идеальные черты и возводит этот образ к первообразу – равноапостольным князьям, просветителям Руси.

Х.М. Лопарев в своем значительном исследовании Византийские жития святых VIII–IX веков приводит несколько формул представления главного героя: «уже время слову приблизиться к святому» или «уже нам пора идти к восхвалению святого». Основная их цель – указать на переход от введения непосредственно к началу жития, его главной части[21]. Действительно, такая формула была известна древнерусским книжникам, однако наряду с ней использовалась еще одна формула-характеристика, которую мы можем видеть в третьей части введения «Вмале сказания».

Проложные и летописные жития могли предваряться краткой заметкой, в которой помимо года, даты и краткого описания события сообщалось также имя празднуемого святого. Для перехода к основному тексту повествования очень часто использовалось указательное местоимение «сей» в различных родовых формах.

В кратком житии митрополита Петра Московского: «Сей святый Петр митрполит родися от родителю християну…»[22].

В Киприановской редакции жития митрополита Петра Московского: «Съи убо блаженыи Петр родися от христиану и благоговейну родителю»[23].

В кратком житии митрополита Алексия Московского: «Сии убо преподобный отец наш Алексии митрополит беаше родом болярин…»[24].

В южнославянской редакции жития равноапостольной княгини Ольги: «Сыи блаженная Ольга, иже оставльши елиньскую злую прелесть отчю»[25].

Именно этот вид формулы был использован в базовой редакции жития благоверной княгини Евдокии в Степенной книге. «…Сия похвалению достойная святая и христолюбивая великая княгиня Евдокея, иже бысть благосочетанная супружница блаженного и достохвалного великаго князя Димитрия Ивановича, рекомаго Донскаго. Дщи же бяще великаго князя Димитрия Костянтиновича Суждальского. И во всем усердно подобствова богоугодному исправлению державного и благонравного си святаго супруга; с ним же единомудренно в заповедех Господних благозаконно живущи, породи ему сынове и дщери и воспита их благочестно».

Как мы можем видеть, для этой формулы также характерно упоминание о родителях и социальном положении святого. Нередко в житиях подобная информация вводится в повествование в самом общем виде. Это связано с очевидным фактом отсутствия каких-либо сведений о семье или положении святых, и, как утверждает академик Д.С. Лихачев, является одним из способов реализации литературного этикета. Для древнерусских житий характерно стремление к художественному абстрагированию в изображении конкретных исторических фактов и событий[26]. Читателю важно знать лишь то, что родители святого или святой сами отличались благочестием, поэтому их потомство не могло следовать иному примеру. 

В княжеских житиях нередко подчеркивается знатность происхождения главного героя, его родители могут называться поименно. Эта особенность литературного этикета берет начало еще в древних житиях-мученичествах. В частности, в женских житиях этого периода имена родителей героини сообщаются только в том случае, если они занимали высокое социальное положение[27].

Яркой стилистической особенностью «Вмале сказания» можно считать группу повторов в формуле представления героя. Использование этого приема, как средства создания орнаментальности в древнерусской прозе, направлено в первую очередь на указание главных смысловых элементов отрывка или повествования в целом[28].

В формуле представления «Вмале сказания» мы выделяем пять слов с общим корнем «благо»: благосочетанная, блаженнаго, благонравного, благозаконно и благочестно. По мнению А.А. Плаховой, центральное и смыслоопределяющее значение слова «благо» как ценностного  ориентира христианской этической системы – являть идеал и цель христианской жизни, которые достигаются через уподобление Богу и соединение с Ним[29]. Именно поэтому один из наиболее часто употребляемых эпитетов, которые относятся к благоверной княгине Евдокии в этом житии – «блаженная». А.А. Плахова также обращает внимание на то, что корень «благо-» используется при необходимости указать на отношение соответствия предмета или существа своему назначению или своей цели[30]. Большинство эпитетов относятся к «семейному служению» благоверной княгини Евдокии и указывают на то, что она проходила его достойно.

Чистота брачного союза благоверного князя Димитрия и княгини Евдокии подчеркивается устойчивыми этикетными выражениями и образами: «по браце целомудренно живяста, яко златоперсистый голубь и сладкоглаголивая ластовица… и плоти угодия не творяху» или «по браце совокуплениа тоже тело чисто соблюде, греху не причастно».

 

Слово о житии и преставлении великого князя Димитрия Ивановича

Вмале сказание о блаженней великой княгини Евдокии

 

 

И поживе лет с своею княгинею Оводотьею лет 22 в целомудрии, и прижит сыны и дщери, и воспита в благочестии. 

И во всем усердно подобствова богоугодному исправлению державного и благонравного си святаго супруга; С ним же единомудренно в заповедех Господних благозаконно живущи, породи ему сынове и дщери и воспита их благочестно. Пребысть же в супружестве 22 лета.

 

Повествование «Вмале сказания» строится на более кратком известии «Слова о житии и преставлении». В такой форме реализации житийного канона акцент смещается с семейной аскезы супругов (что характерно не только для преподобнических житий, но и для большинства житий в целом) на создание образцовой христианской семьи, для которой совершенный отказ от супружеских отношений не является обязательным условием.

Проанализировав введение «Вмале сказания», мы можем заключить, что житийный канон в этой части произведения реализован при помощи библейских цитат, указывающих на единство святой со Христом и прочими подвижниками, сравнений, эпитетов и устойчивых выражений, характерных для житий преподобных и благоверных князей. Большинство этикетных формул направлено на создание художественной орнаментальности текста или служит средством абстрагирования, которые свойственны литературному канону этого времени[31].

Житийный канон «Вмале сказания» поддерживает отношение нестрогого подобия равноапостольным князьям Владимиру и Ольге, которое задается в этой части произведения. Благоверная княгиня Евдокия становится еще одним примером «российской земли благочестия основания и православной веры утверждения» для читателя ее жизнеописания. Принимая непосредственное участие в управлении государством, святая княгиня несет подвиги молитвы, поста и милосердия по отношению к нуждающимся. Она органично сочетает две традиции женского служения: служение во власти и служение в семье.

 



[1] Усачев А.С. «В мале сказание» о Евдокии-Евфросинии в Книге Степенной царского родословия // Духовный путь Московской Руси. Материалы научной конференции посвященной 600-летию со дня блаженной кончины преподобной Евдокии-Евфросинии великой княгини Московской. М., 2007. С. 70.

[2] Евдокимова Ю.К. Житие великой княгини Евдокии-Евфросинии по русским летописям и рукописям // Духовный путь Московской Руси. Материалы научной конференции посвященной 600-летию со дня блаженной кончины преподобной Евдокии-Евфросинии великой княгини Московской. М., 2007. С. 60.

[3] Сиренов А.В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI-XVIII вв. – М.; СПб.: Альянс-Архео, 2010. С. 222, 225, 235, 245, 275.

[4] Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 165-177; Лопарев Хр. М. Греческие жития святых VIII и IX веков. Пт., 1914. С.  15-36.

[5] Житие Евфросинии Суздальской // Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 2. Очерки по истории русской агиографии XIV–XVI вв. — М.: Языки русской культуры, 2001. С.377-378.

[6] Житие Феодосия Печерского // Слово Древней Руси / сост. О. Гладкова. – М.: Панорама, 2000. С. 109.

[7] ПСРЛ, Т. 21. Ч.2. – СПб., 1913.  С. 408.

[8] Служебник. – Изд. 6-е. – М.: ИС РПЦ, 2011. С. 230.

[9] Минея. Ноябрь. Ч. 1. – М.: ИС РПЦ, 2002. С. 110.

[10] Житие Сергия Радонежского // Древнерусские предания (XI-XVI вв.) Сокровища древнерусской литературы. – М.: Советская Россия, 1982. С. 242.

[11] Житие Евфросинии Суздальской // Клосс Б. М. Избранные труды. Т. 2. С.398.

[12] Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития (Обзор редакций и тексты) // Чтения Общества истории и древностей российских. М., 1915. Т. 2. С. 6.

[13] Никольский Н. К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века. СПб., 1892. С. 217-221.

[14] Востоков А.Х. Описание русских и славянских рукописей Румянцевского музеума. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1842. С. 611.

[15] Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. М.: Наука, 1979. С. 87.

[16] Панченко О. В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии) //ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 491–534.

[17] Там же.  С. 494.

[18] ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 408.

[19] ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 408.

[20] Ср. слова жития: «труды к трудом прилагая и подвиги к подвигом и милостыню нищим творя с любовию и прочая добродетели исправляя».

[21] Лопарев Хр. М. Греческие жития святых VIII и IX веков. С. 20.

[22] Клосс Б. М. Избранные труды. Том. 2. С. 27.

[23] Там же. С. 36.

[24] Там же. С. 53.

[25] Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. Т. 2. С. 6.

[26] Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. С. 102.

[27] Солоненко Л. В. Поэтика древнерусских женских житий: дис. канд. филологических наук.  – Владивосток, 2006. С. 27.

[28] Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. С. 119.

[29] Плахова А. А. Слова с корнем благ- в церковнославянском и современном русском языках: автореф. дис. канд. филологических наук. – М., 2009. С. 5.

[30] Там же. С. 9.

[31] Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. С. 102 – 105.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9