Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Православие – это не прямая путевка в рай. Часть 1

4 февраля 2016 г.
Вниманию читателей портала предлагается перевод беседы с архимандритом Андреем (Конаносом), посвященной обсуждению вопроса о спасении представителей других религиозных систем.

Твое сердце может еще больше исполниться Божьей благодатью, потому что, если бы оно было целиком наполнено ею, то ты не смог бы этого перенести, захотел бы уйти от мира сего и умереть от огромного счастья. Поэтому в сердце для счастья места может быть все больше и больше, оно может стать еще более радостным и счастливым со Христом, находясь ближе к Церкви. Очень хорошо, что мы православные христиане. Но, важно то, как мы живем в Церкви, как сохраним Христа в нашей душе, как представим Его другим людям, если они начнут Его искать в нас, если они попросят что-то рассказать о Нем. Но если даже не спросят нас об этом, Христос сказал нам, что свет нашей души должен светить: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»[1].

Передавайте свет и имейте то, что вам необходимо, будьте теми, кем вы должны быть, и с этого дня не думайте о том, поймут ли вас люди, произведете ли вы впечатление на них. Будь стойким, будь тем, кем ты должен быть, не бойся того, что происходит около тебя. Бог не требует от тебя недостижимых и невозможных вещей, а быть православным, верующим, чувствовать Христа, любить, быть смиренным, а не судить, делить людей на хороших и плохих и не говорить: «Эти люди, наверное, уже в раю, а те, наверное, не спасутся!» Не говорить: «Я попаду в рай, а они попадут в ад!»

Даже если это касается еретиков и всяких других вероотступников, ты не должен говорить, кто попадет в рай и кто попадет в ад. Христос нигде не говорил, чтобы мы судили, что будут делать другие или что будет делать Христос с другими людьми. Когда Апостолы спросили, спасутся ли другие люди (то есть они думали: «мы хорошие, мы с Тобой, Господь!»), Господь не ответил на этот вопрос, а сказал нечто совсем другое: «Подвизайтесь, чтобы войти сквозь тесные врата»[2].

Вас должно интересовать только одно: подвизаться, чтобы войти «сквозь тесные врата», ваша жизнь должна быть подвижнической. Человек должен быть смиренным, смотреть на себя, а что Бог будет делать со всеми остальными, спасет ли другие народы, племена, религии, об этом мы не знаем. А если даже Бог скажет тебе, что они не спасутся, не надо радоваться, не стоит этим гордиться и говорить: «Вот видишь, они не спасутся! Я рад этому!»

Если ты это скажешь, если ты порадуешься тому, что другие не спасутся, то и ты не спасешься. Тебе должно стать неприятно, должно возникнуть желание помолиться о них и сказать: «Господи, дай всем свет истины, и мне, думающему, что на моей стороне правда».

Некоторые говорят: «На моей стороне правда!»

Но истина – это не то, чем можно владеть, а то, что может владеть нами: мы находимся в истине, мы не можем владеть истиной, и она не нуждается в нас, Бог не нуждается в том, чтобы мы защищали Его. Если ты хочешь быть православным, будь смиренным, имей любовь, будь строг к самому себе, а к другим относись с добротой, снисхождением и смирением. Не отступай от догм. Мне хочется верить, что ты не тот человек, который, когда говорят одно, слышит совсем другое, а третье развивает в твоей голове.

Книжники и фарисеи, и все, кто считали себя «избранными», сказали Христу: «Наш отец –Авраам, мы православные

Эти « православные», эти строгие зилоты верили, что имеют в своих руках истину. И действительно, они имели нечто страшное – истину, закон Моисея, Божье Откровение в Ветхом Завете, книги закона, синагогу, богослужение, молитву. Но использовали их неправильным образом: превратили их в меч, который использовали против других людей. И все то, о чем они говорили, то есть, что они православные, в конечном счете стало для них осуждением. Бог отнял у них благодать. «Если вы хвалитесь, что вы потомки Авраама, что вы православные, но думаете, что все остальные должны вам служить, и должны быть осуждены, испытываете неприязнь к ним, вы настолько черствые и чтите устами Меня, говорит Господь, а ваше сердце далеко от Меня».

Страшные слова. Этот народ чтит Меня своими устами мы устами говорим об очень хороших вещах, но наш дух и поведение не таковы, какими Бог хотел бы, чтобы они были. Поэтому спроси себя: «Настоящий ли я?»

Некоторые спрашивают: «Что Бог сделает с остальным миром? Ладно, мы живем в Греции, мы православные, а другие, которые живут в других странах? Что Господь, что сделает с ними?»

Я не понял, в чем заключается твоя проблема? То есть если сегодня кто-то умрет в Германии, в Риме, Италии, Америке, Австралии, заставит ли тебя Бог отправить его в рай или в ад? Скажет ли Бог: «Ты решай»? Нет, мы не можем этого решать, суд – это не наше дело. Для меня главным вопросом является: спасусь ли я?Вопрос не в том, что делает другой человек, а что ты будешь делать – является ли православной твоя жизнь?

Что значит быть православным, а не кем-то другим? Православиеэто, что называется, приди и посмотри! Приди, встань с кресла, проснись от летаргии, в которой ты находишься и ничем не интересуешься. Ищи что-то, знаешь ли, что? Не ищи какого-то бога, потому что Бог первый придет и найдет тебя, а найди Его, чтобы приблизиться к Нему, чтобы увидеть Бога, Которого ты нашел. Мы не ищем незнакомого Бога – незнакомый Бог пришел, стал знакомым и сказал нам: «Вот Я».

Когда Каиафа и Пилат спросили:

– Скажи нам, это Ты? Заклинаю Тебя, скажи, Ты Сын Божий?

Он ответил:

Да, это Я.

И все. Св.Фотиния – самарянка – сказала:

– Мы ждем, чтобы пришел Мессия. Господь ей сказал:

Это Я – Мессия.

Мы не ищем Бога, Он пришел и нашел нас, и в Православии не начинаем искать для себя новые вещи нашим умом, придумывать их, а ищем уже найденные вещи. Христос уже сделал первый шаг, Он нашел нас в темноте, Свет пришел во тьму, и Бог нашел нас. Он сделал первый шаг, то, чего мы не могли сделать: как найти Бога, если мы как слепые? Христос приходит, находит нас, и в этом большая разница между Православием и другими религиями. Другие религии являются человеческим движением, где человек говорит: «Я не могу жить на этой земле. Меня душат одиночество, страх, смерть, угрозы, хищники, землетрясения, наводнения, беды. Я хочу на что-нибудь опереться. На что?»

И ум начинает искать и создает божества. Он слышит гром и называет его Зевсом. Видит страшное море, которое поглощает многих людей, где тонут корабли, и говорит: «Ой! Наверное, здесь скрывается богИ называет его Посейдоном. Превращает все в божества; это наш вымысел. В своем уме я начинаю создавать бога по моему образу и подобию. Представляю себе Бога согласно своему представлению. Поэтому в разных религиях боги завидуют, ссорятся, убивают друг друга, завидуют людям, убивают их, то есть все это – человеческие выдумки и человеческое поведение.

Мы не можем понять величие нашего Православия, потому что мы эгоисты, зазнаемся, высокомерны, и вместо того, чтобы сказать: «Господи, мы прославляем Тебя», мы говорим: «О-о-о, какой я хороший, я православный, я молодец!»

В то время как ты должен сказать: «Не я молодец, а ты Боже! Ты хороший, великий, сделал меня православным, спасибо Тебе! Тебе принадлежит вся слава! Ты сделал первый шаг, пришел на землю и нашел нас, рассказал нам о многих невероятных делах».

Это мне сказал какой-то подросток. Люди не могли бы выдумать такие невероятные вещи, а лишь те, которые похожи на нашу жизнь. Наши действия – это больные дела, в то время как Божьи – удивительные дела.

Бог говорит: «Возлюби врагов своих!» И если бы вера была нашим собственным изобретением и выдумкой, то никогда бы мы не сказали себе: «Возлюби врагов своих!»

Ты этого не можешьсказать, только Бог может это сказать. Только это уже говорит о том, что Христос является Богом, а Православие является истиной, потому что оно возносит человека до границ и высот, которых сам человек не может достичь. То, что существует в Православии, является божественным, а не созданным по нашему образу и подобию. Православие – это жизнь Бога на земле, жизнь Святой Троицы в этом мире, Бог отражается в нас, а не мы отражаемся в Нем. Понимаешь ли ты это?

Большая радость быть православным. Твоя душа благоухает от Святого Духа, ты миропомазан священником, который тебя крестил. У вас есть благодать Св. Крещения, просвещение Св. Троицы, Божьих Даров. Есть много хлеба в этом деле, Православие – это необработанное поле в нашей жизни. И мы можем испытывать большую радость, наслаждаться, мы можем многое узнать из того, что мы делаем, о том, во что верим. Главное – никогда не останавливаться, потому что наша вера безгранична[i].

 Продолжение следует…

 Перевод с болгарского – магистр богословия Виталий Чеботар

 



[1] Матф. 5:16 -http://days.pravoslavie.ru/Bible/Index.htm - справка русского переводчика.

[2] Лука 13:26 -http://days.pravoslavie.ru/Bible/Index.htm - справка русского переводчика.

Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (20)

Написать комментарий
#
6.02.2016 в 10:51
Не Православие, как нечно абстрактное, а принадлежность Православной Церкви - есть необходимое условие спасения! Но не достаточное, разумеется; достаточных условий спасения вообще не существует. Вне Православной Церкви спасения быть не может, как не могло быть спасения от потопа вне Ноева Ковчега. Принятие на веру самой только возможности спасения вне Православной Церкви есть отрицание воплощения Христа. Церковь - это мистическое Тело Христа. Вне этого Тела нет ни спасительной благодати, ни таинств, ни спасения.
Ответить

#
10.02.2016 в 07:38
Исаак Сирин не принадлежал к Православной Церкви. Был епископом Церкви Востока.
Ответить

#
Алэксандрос, Ελληνική Δημοκρατία
12.02.2016 в 15:19
Самый почитаемый на Святой Горе человек после Пресвятой Богородицы, не принадлежал Православной Церкви? Чего только не услышишь от "из Краснодара". В каливах у величайших и святейших аскетов только Св. Писание, и томик аввы Исаака. Преподобные новопрославленные отцы наши Паисий и Порфирий как о величайшем святом пишут о нем. Св.Паисий кстати очень хорошо развенчал тот миф, краснодарецем где то услышанный. Св.Исаак память которого,установленна Церковью вместе с св.Ефремом, изображается на фресках как святой с нимбом и с подписью и поминаеться на отпустах.
Ответить

#
13.02.2016 в 19:32
Вы не новости из Краснодара слушайте, а хотя бы православную энциклопедию прочтите. Всё-таки на богослове.ру находитесь, а не на благогоне. Паисий ничего толком не развенчивал. Все его основания - это сон, который ему приснился, и где Исаак Сирин рассказывает, что он не несторианин, а наоборот всю жизнь только и делал, что с несторианством боролся. Только нигде в его сочинениях нет и следа той борьбы, а несторианские формулировки есть. И я не против канонизации Исаака Сирина, я против фарисейского экклезиологического примитива, который тут толкает Михаил. А факт остается фактом, Исаак Сирин был епископом Церкви Востока (другой там и не было).
Ответить

#
Алэксандрос, Ελληνική Δημοκρατία
14.02.2016 в 23:13
+++хотя бы православную энциклопедию+++

Читать ПЭ- хулить отцов. Там Кирилл часто говорящий "Единая природа Христа" т.е чистый монофизит и там же Кирилл учащий о человечестве Христовом как об индивидуум http://rwmios-f.livejournal.com/55193.html Ни того ни другого этот отец никогда не говорил.

+++Только нигде в его сочинениях нет и следа той борьбы, а несторианские формулировки есть.+++

говорил великий Каллиник исихаст "как журналисты не занимаються каким нибудь угольщиком о пишут о людях знаменитых, так и клеветники набрасываются на людей святых и добродетельных." Дерзну проявить прозорливость. тот кто называет величайшего святого несторианином сам христологический еретик. И мне не составит ни малейшего труда ваше не православие в христологии продемонстрировать. А ну ка продемонстрируйте нам такие формулировки. новооткрытые тексты не приводить.
+++А факт остается фактом, Исаак Сирин был епископом Церкви Востока. другой там и не было). +++
Признак крайней ограниченности подобная неумная категоричность.
Ответить

#
16.02.2016 в 06:48
А вы - светило патрологии и богословия, что бросаетесь такими словами? Полемизируйте с митр. Иларионом Алфеевым! Или у вас есть доказательства, что новооткрытые тексты не принадлежат перу Исаака? Но пусть даже так, преподобный Исаак Сирин - епископ Ниневийский. Это одна из кафедр Церкви Востока. Ну не было там церкви, состоящей в евхаристическом общении с православной.
Ответить

#
12.02.2016 в 01:16

прп. Паисий Святогорец так не считал. Полагаю, у него были сведения из более точных источников ;)

Ответить

#
13.02.2016 в 19:24
Источник Паисия Святогорца - это сон, который ему приснился. Других нет.
Ответить

#
14.02.2016 в 22:51

Сон прп. Паисия - это такой источник, который стоит многих других :)

Ответить

#
16.02.2016 в 06:41
Людям часто снится то, что они хотят увидеть. Простая психология. И сны - не источник богословия и церковной истории. Тем более на богословском портале.
Ответить

#
17.02.2016 в 08:36

Виталий, Вы, возможно, считаете, что на богословском портале является хорошим тоном пренебрежение к святым? Сон или не сон, а мнения святых всегда были источником богословия, причем намного более важным, чем кабинетные исследования.

Ответить

#
20.02.2016 в 06:54
Это не пренебрежение, но сны даже святых людей никогда не являлись источником богословия. Источником богословия являлись тексты. Странно после богословия каппадокийцев скатиться до снов Паисия Святогорца.
Ответить

#
11.02.2016 в 20:41
Это ложь. Церковь Христова еретиков не прославляет, а анафематствует. Прп. Исаак Сирин был провославным.
Ответить

#
Алэксандрос, Ελληνική Δημοκρατία
14.02.2016 в 00:15


http://www.saint.gr/3534/saint.aspx



Όσιος
Ισαάκ ο Σύρος= Преподобный Исаак Сирин.



День
памяти. Тропарь величание. Храм в его честь есть на Афоне



Μάλιστα χτίστηκε
στο Αγιον Όρος και ο πρώτος ναός του Οσίου,

Ответить

#
10.02.2016 в 00:27

Уважаемый Михаил!



В связи с Вашим утверждением о том, что «принадлежность Православной Церкви - есть необходимое условие
спасения» и что «вне Православной Церкви спасения быть не может», хотелось бы
задать Вам несколько вопросов.



1. Этим утверждением Вы выражаете официальную
позицию Православной Церкви, например, РПЦ МП, или это Ваше личное убеждение?
Если первое, то не могли бы Вы дать ссылку на документ, в котором эта позиция
ясно и недвусмысленно выражена?



2. Означает ли это утверждение то, что не только
христиане других конфессий, но и представители других религий, если они не
станут православными, будут осуждены на вечные мучения в аду? Если нет, то что
их ожидает во время Суда? И в этой связи такой вопрос: что сделала Православная
Церковь для того, чтобы приобщить к «спасительной благодати», которая, согласно
Вашему утверждению, присутствует только в Православной Церкви, например, народность,
говорящую на языке тсонга, проживающую на Юго-Востоке Африки? Может быть, Вам
известны имена православных миссионеров, переехавших в ту местность, чтобы приобщать
местных жителей к истине Православия? Или Вы можете перечислить издания
православных авторов, переведенные на язык тсонга, чтобы люди из народности,
говорящей на этом языке, могли на родном для себя языке услышать благую весть?



3. Известны ли Вам православные верующие, в частности,
православные священнослужители, которые придерживались точки зрения на
спасение, противоположной Вашей? Знакомы ли Вы, например, с точкой зрения на
этот вопрос А. Меня? Читали ли Вы что-либо из сочинений архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Д. А. Шаховского)?



4. Как согласуется с Вашим
утверждением слова нашего Спасителя, записанные в Иоанна 5:24: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово
Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но
перешел от смерти в жизнь»? Уточню вопрос: могут ли
слова Христа «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня» быть отнесены к христианам
других конфессий? Если нет, то не могли бы Вы указать причины, по которым Вы
так считаете? И тот же самый вопрос к словам Христа из Иоанна 3:16: «Ибо так возлюбил Бог
мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб,
но имел жизнь вечную». Могут ли слова «всякий верующий» быть отнесены к тем
христианам, которые не принадлежат к Православной Церкви?



Дабы не затруднять Вас, Михаил, ограничусь этими вопросами, хотя
их ещё немало появилось в связи с Вашим утверждением.



Лично я, будучи Свидетелем Иеговы, никогда не настаивал и не
настаиваю на том, что необходимым условием спасения является принадлежность к
Свидетелям Иеговы. Только Бог решает, кого Он посчитает достойным вечной жизни,
поскольку только Он видит глубинную сущность человека.



Жду Ваших ответов. Если Вы по какой-то причине не захотите их
опубликовать на портале «Богослов», можете написать мне на почту: igor.v.lysenko@gmail.com.



С добрыми пожеланиями, Лысенко Игорь

Ответить

#
11.02.2016 в 20:38
1. Выражаю святоотеческое учение. Выражено в Символе веры, Символических книгах, соборных постановлениях и учении свв.отцов Церкви.
2. Разумеется, вне Церкви нет спасения. Как не было спасения от потопа вне Ноева Ковчега. Миссия и внутренний нравственный закон, который приводит при исполнении его к Церкви Христовой, какова и есть Православная Церковь. Пример, вмч. Варвара. По заплведи Спасителя: "Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят".
3. Знакомы, они не имеют никакого духовного авторитета, так как являлись еретиками. Только не путайте экумениста Шаховского с Максимовичем :)
4. Все слова Христа, как и все Священное Писание, понимаются исключительно в святоотечском толковании. Нигде, ни один святой отец не говорил, что можно спастись вне Церкви. Это тоже самое богохульсьво, как можно спастись без Спасителя. И в толковании Св.Писания такого нет.
5. Ваша секта является еретичской. Покайтесь пока не поздно.
Ответить

#
13.02.2016 в 18:58

Уважаемый
Михаил!



Спасибо
за Ваш ответ. В связи с ним хотелось бы обратить внимание на всего лишь 2
момента.



1. Не
могли бы Вы пояснить для кого именно (помимо,
конечно, Вас), упомянутые мною ранее А. Мень и Д.А. Шаховской «не имеют никакого
духовного авторитета, так как являлись еретиками»?



Как бы Вы объяснили то обстоятельство, что, если творчество А. Меня – это ересь,
то почему в Издательстве Московской Патриархии выпускается 15-томное собрание сочинений
Александра Меня (можете подробнее прочитать об этом на официальном сайте РПЦ МП
в сообщении о Международной конференции, посвящённой А. Меню, которая проходила
15.09.2015 года -http://www.patriarchia.ru/db/text/4214063.html)?



2. Вы пишете: «Все слова Христа, как
и все Священное Писание, понимаются исключительно в святоотечском толковании»
.



А как же быть человеку из той же (упомянутой в прошлом письме Вам)
южно-африканской народности, говорящей на языке тсонга, который, имея Библию, и
слыхом не слыхивал о святоотеческом толковании? Неужели он, а с ним и многие-многие
миллионы других, ничего не знающих о святоотеческом толковании Священного Писания,
обречены на неверное понимание слов Христа и не могут извлечь из них для себя
пользу? И в этой связи я вновь вынужден вернуться к проигнорированному Вами (к
сожалению) вопросу из прошлого письма Вам: что сделала
Православная Церковь для того, чтобы познакомить с истиной Православия,
открывающейся исключительно посредством святоотеческих толкований (как Вы
настаиваете), людей, которые даже не имеют представления о существовании таких
толкований? Можете привести примеры? А может быть, лично Вы что-либо для этого
сделали? Если хотите, можете рассказать об этом. Это не будет выглядеть
нескромным. Это один момент касательно данного пункта.



Другой момент: а нужно ли для слов Христа,
записанных в Иоанна 3:16 и 5:24, вообще какое бы то ни было толкование, включая
и святоотеческое? Не содержится ли в них простая и недвусмысленная истина для
любого читающего эти слова? Иными словами: в чём святоотеческое толкование
может отличаться от буквального
понимания слов Господа?



Ну и наконец, несколько слов по поводу секты,
которая «является еретической». На мой взгляд, слово «еретическая» здесь
лишнее, поскольку любая секта искажает истину, а значит, представляет собой
ересь. Но, с другой стороны, спасибо Вам, что по отношению к той религиозной
организации, к которой я принадлежу, Вы
используете лишь эпитет «еретическая», а не такие эпитеты, как «тоталитарная»
или «деструктивная». Что же касается побуждения покаяться, «пока не поздно», обещаю
подумать J



С добрыми пожеланиями, И. Лысенко

Ответить

#
14.02.2016 в 23:13
Простите, но мне иеговизм не интересен.
Скажу только одно. В Православие истину являет согласие святых отцов Церкви, все остальное же непременно требует последующей рецепции всей церковной полноты.
Ответить

#
16.02.2016 в 22:13
Спасибо, Михаил, за Ваш ответ.
Разумеется, я не вправе вынуждать Вас к тому, чтобы давать ответы на сформулированные вопросы. Да и не для меня, собственно говоря, на них нужно отвечать. Ответьте на них сами для себя, если Вы готовы проявить интеллектуальную честность.
Что касается того, что для Вас "иеговизм не интересен", то это даже не обсуждается, поскольку это самоочевидная вещь. Не очень только понятно, что послужило причиной такой констатации - мне кажется, что в своих к Вам обращениях я нисколько не стремился к рекламированию "иеговизма", а лишь упомянул о том, что являюсь Свидетелем Иеговы.
Доброго здоровья Вам, Игорь
Ответить

#
16.02.2016 в 22:23
Я же вам уже сказал, что иеговизм меня не интересует. Что не понятно? Себя хотя бы уважайте.
Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс