Русские эмигранты и сербское академическое богословие (1920–1940 гг.)
Настоящая публикация доцента Православного богословского факультета Белградского универститета, доктора богословских наук Владислава Пузовича освещает вклад, внесенный русской интеллигенцией, эмигрировавшей в 20-е – 30-е годы XX века, в развитие сербского академического богословия. В статье рассматривается деятельность русских преподавателей на только что учрежденном Православном богословском факультете в Белграде. Особое внимание уделяется работе профессоров Александра Павловича Доброклонского и Фёдора Ивановича Титова. Также сделан обзор наиболее значимых научных работ, опубликованных в сербских богословских журналах. Материал был представлен на ежегодной международной богословской конференции «Покровские чтения в Брюсселе»
Статья

Русская академическая элита, прибывшая в Королевство сербов, хорватов и словенцев в течение 20-х годов XX века, оказала довольно значительное влияние на развитие высшего образования в Сербии. Профессора русских университетов (многие из них являлись известными учеными с мировым именем) устраивались на кафедры местных факультетов, находившихся в разных частях только образовавшегося, но уже опустошенного длительными войнами Королевства, испытывавшего, помимо всего прочего, и недостаток в необходимом количестве собственных высокообразованных кадров[1]. Среди них были и преподаватели русских духовных академий, которые вместе со своими коллегами из Императорских университетов внесли существенный вклад в развитие сербского академического богословия. Время их приезда совпало со временем основания в Белграде Православного богословского факультета. В период с 1920 по 1940 гг. на упомянутом факультете работали восемь русских профессоров. Русские преподаватели во многом способствовали как самому учреждению факультета, так и началу образовательного процесса на данном факультете. Помимо помощи в организации работы факультета, они своими научными трудами, опубликованными в сербских богословских журналах, помогли также развитию богословской мысли у сербов. Среди студентов Православного богословского факультета в Белграде было много эмигрировавших русских, ставших потом выдающимися церковными деятелями и учеными, которые свои первые работы опубликовали в Сербии.

Данному аспекту деятельности русской эмиграции в Королевстве сербов, хорватов и словенцев / Югославии до сих пор не уделено должного внимания. Учитывая тот факт, что данный аспект является значительной составляющей общего вклада, который русская эмиграция внесла в развитие сербского высшего образования, в рамках настоящей работы нашей целью было раскрыть его более широко. Важно подчеркнуть и то, что деятельность русских профессоров на Православном богословском факультете в Белграде в период с 1920 по 1940 гг. в этой работе исследована, в первую очередь, на основе архивных материалов, находящихся в Архиве Православного богословского факультета Белградского университета.

 

Русские эмигранты и Православный богословский факультет в Белграде

Законом “О Белградском университете” от 1905 года было предусмотрено учреждение Православного богословского факультета[2]. Однако из-за недостатка высокообразованного преподавательского состава, с одной стороны, а также из-за многочисленных войн, с другой стороны, вышеупомянутый факультет был основан только через 15 лет после принятия закона. Лишь в 1920 году были созданы благоприятные условия для учреждения и начала работы Православного богословского факультета в Белграде. Открытию высшего учебного богословского заведения у сербов во многом способствовали русские эмигранты – преподаватели русских духовных академий и университетов. Привлечением русских преподавателей к образовательному процессу был восполнен дефицит сербских преподавателей.

Самый глубокий след на белградском Богословском факультете оставили профессора Александр Павлович Доброклонский и протоиерей Фёдор Иванович Титов, которые дольше других русских профессоров проработали на упомянутом факультете в течение первых двух десятилетий его существования.

Самый длинный трудовой стаж на белградском Богословском факультете, по сравнению с другими русскими профессорами, был у доктора церковной истории, бывшего профессора и декана Историко-филологического факультета Новороссийского университета в Одессе Александра Павловича Доброклонского (с 1920 по 1937 гг.). Он был одним из первых русских преподавателей-эмигрантов, который начал работать на Православном богословском факультете и который вместе с тремя сербскими преподавателями[3] составил «ядро» данного факультета. Внештатным профессором только что учрежденного факультета он был избран по решению Совета Белградского университета,  которое было подтверждено указом короля от 9 июля 1920 года[4]. Профессор Доброклонский, «как старший и по возрасту и по сроку преподавательской службы»[5], был председателем на первом заседании Совета Богословского факультета, которое состоялось 6 сентября 1920 года в кабинете ректора Белградского университета. Доброклонский является автором первого факультетского постановления[6], окончательная версия которого была принята на заседании Совета факультета в октябре 1920 года[7]. Помимо своей преподавательской деятельности (до конца своих дней (1937) он читал лекции по Общей истории Церкви), Доброклонский занимал многочисленные должности на факультете: он был первым исполняющим обязанности декана (на эту должность он был избран  30 ноября 1920 года)[8], а потом и первым заместителем декана Богословского факультета (с 23 февраля 1921 года)[9]. С июня 1923 по февраль 1924 гг., во время отсутствия декана Стевана Димитриевича (который побывал в России, куда отвёз гуманитарную помощь для областей, пострадавших от голода)[10], Доброклонский вместе с профессором Драгутином Анастасиевичем исполнял должность декана факультета (решение Совета факультета от 6 июня 1923 года)[11]. Работая членом комиссии по закупкам богословской литературы для библиотеки факультета (членом комиссии он стал 30 ноября 1920 года)[12], он своими предложениями оказал существенную помощь в пополнении библиотечного фонда.

Особый вклад профессор Доброклонский внёс в дело становления кафедры Общей истории Церкви, а также и в развитие истории Церкви в качестве академической богословской науки у сербов.  Будучи представителем знаменитой русской школы истории Церкви в конце XIX и начале XX века и учеником Алексея Петровича Лебедева, одного из основоположников данной школы, Доброклонский перенёс лучшие традиции этой школы на сербскую землю. В духе этой школы, он написал один из первых литографированных учебников по общей истории Церкви на сербском языке, по которому занимались на белградском Богословском факультете[13]. Важно отметить, что кафедра Общей истории Церкви почти четыре десятилетия находилась в руках русских (с 1920 по 1961 гг) – имеется в виду то, что продолжателем профессора Доброклонского стал его ученик, тоже русский, Викентий Флориянович Фрадинский (находился во главе кафедры в период с 1939 по 1961 гг., с перерывом в годы войны, с 1941 по 1945 гг.).

Литографированный учебник Доброклонского вместе с переведенной на сербский язык двухтомной Общей историей Церкви Евсевия Поповича (профессора Богословского факултета в Черновицах) долгое время представляли собой основную литературу по предмету История Церкви на Богословском факультете. Помимо этого, профессор Доброклонский завещал Богословскому факультету свои сбережения в размере 15000 динаров, что послужило основой для создания «Фонда имени профессора Александра Доброклонского и его супруги Марии». Из данного фонда на протяжении многих лет награждались лучшие святосаввские работы студентов в области общей истории Церкви[14].

Белградский Богословский факультет не один раз поручал профессору Доброклонскому выполнение задач, которые перед факультетом ставил Святой архиерейский синод Сербской Церкви. Так, например, он был членом комиссии факультета (избран 15 ноября 1922 года)[15], задача которой по запросу Синода была разработать учебные планы по Закону Божию в сербских начальных школах и гимназиях.

Кроме профессора Доброклонского еще пять русских преподавателей работали на Богословском факультете в течение первых десяти лет его сущестования. Дольше всех на факультете проработал протоиерей Феодор Иванович Титов, который до этого был штатным профессором Киевской духовной академии. Он до конца своих дней (1935) работал на Богословском факультете, сначала внештатным (с 30 октября 1920 года)[16], а потом штатным преподавателем (с 8 марта 1926 года)[17]. Профессор Титов читал библейскую историю и библейскую археологию, а с 1924 года и догматическое богословие[18]. В докладе о работе за учебный 1925/1926 год профессор Титов выделяет проблему недостатка учебников по названным предметам и утверждает, что студенты учились главным образом по его лекциям, которые не могли быть напечатанными в силу недостатка денег и остались в рукописном виде[19]. Здесь необходимо подчеркнуть тот факт, что профессор Титов, по просьбе русских студентов (которых поддержали и их сербские коллеги), с 1922 года читал курс по Истории Русской Церкви (как факультативный предмет), согласно разрешению Совета факультета. Тот же Совет выразил профессору Титову особую признательность за его согласие читать данный курс[20]. По настоянию профессора Титова, Совет факультета разрешил сдачу экзамена по факультативному предмету – История Русской Церкви, с выдачей отдельного свидетельства о сдаче экзамена по данному предмету[21]. В докладе о работе профессора Титова за учебный 1925/1926 год подчёркивается, что лекции по данному предмету читались раз в неделю для студентов всех курсов, и что их главная тематика была связана с синодальным периодом истории Русской Церкви[22]. Лекции по Истории Русской Церкви профессор Титов читал без любого денежного вознаграждения, руководствуясь любовью к Матери-Церкви и желанием приблизить историю упомянутой Церкви к русским и сербским студентам. Профессору Титову, как и профессору Доброклонскому, сербский Синод часто поручал выполнение различных профессиональных задач. Так, ему, например, была поручена рецензия учебника по Истории Христианской Церкви, написанного для сербских семинарий профессором Карловацкой семинарии Борисом Волобуевым, также русским[23].

И наконец, нельзя оставить без внимания ещё один аспект деятельности профессоров Доброклонского и Титова на Православном богословском факультете в Белграде. Будучи русскими профессорами с самым длинным стажом на упомянутом факультете, им была поручена забота о «русских делах» на факультете. Это в первую очередь относилось к представлению интересов русских студентов перед Советом факультета в контексте их различных просьб, связанных чаще всего с освобождением от сдачи отдельных экзаменов и с финансовой помощью. В то же время Совет факультета поручил названным профессорам  высказать своё мнение в связи с признанием дипломов, полученных в России. В этом отношении важно упомянуть инициативу профессора Доброклонского в том, чтобы степени кандидатов и магистров русских духовных академий были признаны «в качестве формальной квалификации при выборе преподавателей Богословского факультета», что Советом факультета и было принято (решение было принято на заседании от 6 апреля 1925 года)[24].  

Помимо профессоров Доброклонского и Титова, на Православном богословском факультете в Белграде в первое десятилетие его существования работали ещё четыре русских профессора. Первым был привлечён Михаил Алексеевич Георгиевский, бывший профессор Историко-филологического факультета Петроградского университета. Он был избран внештатным преподавателем староеврейского языка на заседании Совета факультета, состоявшемся 30 октября 1920 года[25]. На факультете он проработал целое десятилетие. В 1921 году ординарным профессором на кафедре Священного Писания Старого Завета избран Александр Петрович Рождественский, бывший профессор Петроградской духовной академии (избран 10 февраля)[26]

В следующем 1922 году ординарным профессором сначала Патрологии, а потом Священного Писания избран Николай Никанорович Глубоковский, бывший профессор Петроградской духовной академии. На заседании факультета, состоявшемся 25 января того же года, декан Стеван Димитриевич сообщил преподавательскому совету, что получил информацию «об избавлении из России известного богослова Глубоковского», и что вступил с ним в контакт, договорившись о принятии его на кафедру Патрологии. Совет с радостью воспринял эту информацию, решив, что профессор Глубоковский в первое время возглавит кафедру Патрологии, а потом, когда создадутся условия, кафедру Священного Писания – предмета, по которому он был специалистом. Заключение в связи с избранием профессора Глубоковского за Учёный совет Белградского университета написали профессора Доброклонский и Титов[27]. Четыре месяца спустя, на заседании, состоявшемся 23 мая 1922 года, профессор Глубоковский был избран ординарным профессором Священного Писания[28].

В 1924 году внештатным профессором Церковнославянского языка избран Степан Михайлович Кульбакин, ординарный профессор Философского факультета в Белграде и бывший профессор Харьковского университета (избран 30 июня)[29].

Хотя упомянутые здесь преподаватели проработали на белградском Богословском факультете сравнительно недолго (один или два года, за исключением профессора Георгиевского), вклад, который они внесли в установление и развитие упомянутого факультета, представлется существенным, особенно с учетом нехватки сербских высокообразованных кадров в первые годы его существования.

На протяжении второго десятилетия существования белградского Богословского факультета основой преподавательского состава являлись сербские специалисты. Однако и в этот период привлекались русские ученые. Необходимо подчеркнуть деятельность известного юриста и канониста Сергия Викторовича Троицкого, который с 1936 года до начала II Мировой войны на Богословском факультете работал внештатным преподавателем церковного права[30]. Этот известный юрист, который, как знаток канонических вопросов сербского Синода, внёс большой вклад в дело создания наиболее важных официальных бумаг Сербской Церкви (Закон о СПЦ, Устав СПЦ, Брачное право СПЦ)[31], направил свою деятельность на благо нового отечества со всей самоотдачей на Богословском факультете. Его библиотечное наследие сегодня хранится в Библиотеке Православного богословского факультета в Белграде.

Последним русским эмигрантом, преподававшим на белградском Богословском факультете, был Викентий Флорианович Фрадинский. Он единственный из всех русских преподавателей  Богословского факультета являлся его выпускником и здесь же защитил свою докторскую диссертацию[32]. С 1924 года он работал ассистентом библиотекаря (избран 3 мая)[33], а с 1939 года доцентом на кафедре Общей истории Церкви (избран 30 мая)[34], где проработал до самой кончины (1961 г). После II Мировой войны в критические моменты для возобновления деятельности Богословского факультета в коммунистической Югославии профессор Фрадинский был одним из девяти преподавателей, стараниями которых факультет восстановил свою деятельность[35]. Таким образом он, наподобие того, как это сделали и его соотечественники в начале 20-х годов XX века, оказал большую помощь Богословскому факультету.

Подводя итоги, можем сказать, что восемь русских преподавателей-эмигрантов, привлеченных на Православный богословский факультет, в течение первых двадцати лет его существования внесли весомый вклад как в дело его становления, так и в дело успешной реализации учебного процесса на данном факультете. Вышесказанному нисколько не противоречит тот факт, что в течение 20-х – 30-х гг. XX века к русским преподавателям были предъявлены и некоторые претензии. Это сопротивление не происходило из кругов Сербской Церкви, которая единодушно во всех аспектах поддерживала русских эмигрантов, а также не из сербских академических теологических кругов, которые приветствовали их работу. Упомянутое сопротивление происходило из кругов либерально настроенной сербской интеллигенции, которая в русских профессорах усмотрела «консерваторов», тормозивших любую «современную идею» на Богословском факультете. Самая известная полемика в этом контексте велась в начале 30-х годов XX века на страницах журнала «Правда» между профессорами Доброклонским и Титовым, с одной стороны, и профессором Чедомиром Марьяновичем (кстати, выпусником Киевской духовной академии), с другой. Не вникая в аргументацию, использованную в данной полемике, а также в её аспекты личного характера (профессор Марьянович обвинял русских профессоров в том, что его не избрали на кафедру Догматики), можно констатировать, что оспаривание деятельности профессоров Доброклонского и Титова, представленное Марьяновичем, являлось позицией абсолютного меньшинства сербской научной общественности. Позицию тогдашнего большинства, с которой мы полностью можем согласиться, озвучил первый декан белградского Богословского факультета, д-р богословия, протоиерей Стеван Димитриевич в речи, произнесённой по случаю начала обучения на упомянутом факультете 20 декабря 1920 года: «Нынешнее открытие давно проектированного Богословского факультета совпадает как раз со временем оконачательного соединения Сербской Церкви. Он начинает снова при содействии русских братьев»[36].

Важным элементом сербско-русских духовных и культурных связей являются многичисленные русские эмигранты, учившиеся на Православном богословском факультете. В первые годы существования факультета они составляли почти половину от общего числа студентов[37]. В период с 1920 по 1940 гг. на Православном богословском факультете в Белграде училось более 200 русских, из которых 69-м удалось его окончить[38].Еслиучесть тот факт, что на всех факультетах Белградского университета в период с 1919 по 1936 гг. зафиксировано всего 638 русских выпускников[39], то становится понятнее значимость числа русских выпускников Богословского факультета (приблизительно 10 процентов от всего числа русских выпускников во всём университете).

Русские выпускники Православного богословского факультета в Белграде сыграли позже значительную роль в жизни российской эмиграции, в то время как некоторые из них стали важными деятелями православного богословия. В первом поколении выпускников (1924/1925) из одиннадцати дипломантов – пятеро были русскими[40]. Среди первых выпусников белградского Богословскго факультета числятся: Николай Николаевич Афанасьев (позже известный православный богослов и профессор в Богословском институте Святого Сергия в Париже), Николай Михайлович Зернов (позже профессор в Оксфорде), Леонид Георгиевич Иванов (позже Серафим, архиепископ Чикагско-Детроитский и Средне-Американский Русской Заграничной Православной Церкви), Константин Эдуардович Керн (позже архимандрит Киприан, известный православный богослов и профессор в Богословском институте Святого Сергия в Париже) и Михаил Борисович Максимович (позже святитель Иоанн, епископ Шанхайский, а затем архиепископ Сан-Францисский Русской Заграничной Православной Церкви). Русскими выпускниками Православного богословского факультета в Белграде также являлись: Андрей Юрьевич Бартошевич (позже Антоний, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Русской Заграничной Православной Церкви), Лев Юрьевич Бартошевич (позже Леонтий, епископ Женевский Русской Заграничной Православной Церкви), Иван Алексеевич Гарднер (позже Филипп, епископ Потсдамский Русской Заграничной Православной Церкви), Никодим Васильевич Ефимов (позже Спиридон, архимандрит Русской Заграничной Православной Церкви в США), Флор Козмич Жолткевич (позже протопресвитер Русской Заграничной Православной Церкви в Венесуэле), Митрофан Константинович Зноско (позже епископ Бостонский Русской Заграничной Православной Церкви), Михаил Иоаннович Кухтин (позже Иоанн, митрополит и первоиерарх Чехословацкой Православной Церкви), Владислав Григориевич Неклюдов (позже протоиерей Русской Заграничной Православной Церкви, а затем Московского Патриахата в Белграде), Владимир Васильевич Пронин (позже Василий, архимандрит в Закарпатье), Феодор Федорович Раевский (позже Савва, архиепископ Сиднейский и Австралийский Русской Заграничной Православной Церкви), Владимир Александрович Родзянко (позже Василий, епископ Сан-Францисский и Калифорнийский Американской Православной Церкви), Александр Федорович Сенькевич (позже Антоний, архиепископ Лос-Анджелесский и Южно-Калифорнийский Русской Заграничной Православной Церкви), Георгий (Савва) Евгеньевич Советов (позже архиепископ Польской Православной Церкви – цареградская юрисдикция), Виталий Васильевич Тарасьев (позже протоиерей Московского Патриархата в Белграде), Викентий Флорианович Фрадынский (позже профессор Православного богословского факультета в Белграде)[41].

Русские студенты проявляли большую активность на Богословском факультете: они организовали кружок имени «Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова», публиковали журнал «Странникь». Упомянутый кружок оказал благоприятное воздействие как на сохранение русских богословских и духовных традиций в новой среде, так и на взаимопроникновение этих традиций и сербской духовной культуры. Ценные свидетельства о деятельности этого студенческого кружка оставил Николай Михайлович Зернов, один из пятёрки русских выпускников первого поколения Православного богословского факультета в Белграде[42]. На заседаниях кружка обсуждались богословские, философские, духовные и нравственные вопросы. Частыми гостями кружка были глава Русской Православной Церкви за границей митрополит Антоний (Храповицкий) и сербский епископ Николай (Велимирович). С кружком русских студентов очень тесно сотрудничали проф. Николай Никанорович Глубоковский и Василий Васильевич Зеньковский[43].

 

Научные работы русских эмигрантов в сербских богословских журналах

Своими многочисленными научными работами русские эмигранты существенно обогатили сербскую богословскую науку. Их статьи печатались во всех важных сербских богословских журналах. Представляется особо важным указать на деятельность русских эмигрантов в научном журнале белградского Богословского факультета «Богословље. Данный журнал, первый номер которого был выпущен в конце 1926 года (журнал стал выходить из печати согласно решению от 14 декября 1925 года)[44], является лучшим «свидетелем» развития академической богословской мысли у сербов в то время. В течение первого десятилетия практически в каждом номере журнала публиковались и статьи русских эмигрантов.

Научные труды как русских преподавателей Богословского факультета, так и других известных русских ученых и лучших студентов, опубликованные в журнале «Богословље», относились практически ко всем основным академическим богословским дисциплинам. Из области систематического богословия необходимо указать на работу проф. Федора Титова «Догматика и наука», которая была опубликована в качестве цикла из шести частей[45]. В двенадцати частях была опубликована диссертация Федора Раевского (будущего архиепископа Саввы) «Символические книги Англиканской епископальной Церкви с точки зрения православной догматики»[46]. Как из трех частей состоял научный труд выдающегося русского ученого Владимира Алексеевича Мошина «Иоахимизм и восточное богословие»[47].

По патрологии была опубликована в одиннадцати частях докторская диссертация Викентия Фрадинского «Жизнь, литературная деятельность и нравственно-аскетическое учение Святого Нила Синайского»[48].

По литургике одна работа принадлежит известному русскому филологу проф. Владимиру Алексеевичу Розову, а именно «Служба и канон Святому Николаю Новому Софийскому»[49]. Иеромонах Иоанн Максимович, выпускник Богословского факультета, ставший потом архиепископом и святителем, опубликовал работу «Рядовое и праздничное зачало»[50]. Хотелось бы особо подчеркнуть две работы архимандрита Киприана Керна «Эпиклеза в александрийских литургиях»[51] и «Эпиклеза в ранних христианских литургиях»[52]. Можно сказать, что эти работы представляют собой основу литургически-богословского подхода к литургике в Сербии, заменившего историко-археологический и ритуалистический подход, который до тех пор был доминирующим у сербов[53].

Весьма существенный и значительный вклад русские эмигранты внесли в развитие сербской академической церковноисторической науки. К такому выводу можно прийти на основании их многочисленных работ по данной дисциплине, опубликованных в «Богословље». Это вполне закономерно, так как русские ученые до Октябрьской революции занимали в церковноисторической науке передовое место. Традиции знаменитой русской церковноисторической школы лучше всего прослеживаются в трудах проф. Александра Доброклонского, который изучал вопросы структуры и деятельности Вселенских соборов[54] и дал историко-канонический анализ ригоризма и снисходительности в церковной политике, характерных для всей истории Византийской Церкви[55]. Профессор Викентий Фрадинский своими работами, как теми, в которых рассматриваются вопросы отношений между Церковью и государством в период с 313 по 1054 годы[56], так и теми, которые посвящены вопросам древнехристианской харизматической и иерархической структуры Церкви, во многом способствовал развитию сербской церковной историографии[57]. После II Мировой войны профессор Фрадинский опубликовал несколько весьма интересных статей о дохалкидонских Церквях. Последняя из его работ на данную тему опубликована в журнале «Богословље». В «Богословље» печатались и труды по истории Русской Православной Церкви. Автором одного из таких трудов, а именно статьи под заголовком «К вопросу первого принятия христианства Русью» является Владимир Мошин[58].

Список трудов русских эмигрантов, напечатанных в журнале «Богословље», дополним трудами профессора Сергия Троицкого по каноническому праву, опубликованными в течение 30-х годов. В этих своих работах знаменитый русский канонист рассматривает вопросы брачного права[59] и устройства монастырей[60].

Помимо авторских статей, русские эмигранты в журнале «Богословље» опубликовали более 30 рецензий на самые значимые книги сербских и русских, а также и западных богословов, многие из которых представляли собой высшее достижение в своей области. Таким образом, своими очень интересными, иногда довольно строгими рецензиями русские преподаватели знакомили сербскую акедемическую богословскую общественность с новейшими научными достижениями в данной сфере. Самое большое число рецензий (25) принадлежит перу профессора Феодора Титова. Рецензии писали и профессора Доброклонский (4), Фрадинский (2), Троицкий (1), Зеньковский (1)[61].

Русске эмигранты обогатили сербское богословие не только своими публикациями в журнале белградского Богословского факультета, но и своими многочисленными трудами, опубликованными в других сербских церковных журналах. Хотелось бы обратить особое внимание на тот факт, что русские преподаватели по поручению Архиерейского Синода не раз писали работы, в которых рассматривались самые разные вопросы. Нами уже были упомянуты основные документы Сербской Церкви, автором которых является проф. Троицкий. Не менее важным является труд профессоров Доброклонского и Глубоковского на тему взаимоотношений с неправославными Церквами. Именно данные профессора написали документ «Мнение Богословского факультета в связи с аутентичностью рукоположения в Англиканской Церкви» (документ принят Советом БФ 6 июня 1923 года)[62]. Данный документ был написан по поручению сербского Синода в связи с переговорами между Православной и Англиканской Церковью, которые велись в то время. Профессора Доброклонский и Глубоковский, от имени Богословского факультета, сделали историко-канонический и догматический анализ таинства рукоположения в Англиканской Церкви. Помимо этого, профессор Доброклонский, также по поручению сербского Синода, написал и объемную работу на тему христианских хетеродоксальных общин, в которой он с точки зрения богословия анализирует устройство и учения англиканской, старокатолической, несторианской и всех дохалкидонских Церквей, а также и возможности их объединения с Православной Церковью[63].

Самое большое число статей, которые были опубликованы в разных сербских церковных журналах, принадлежит профессорам Титову и Троицкому. Профессор Титов опубликовал объемную статью под названием «Современная мистика с точки зрения догматики», которая вышла из печати в 1932 г. в журнале Нишской епархии как отдельная публикация. В сербских журналах проф. Титов опубликовал около тридцати статей. Особо стоит выделить статьи по сербской церковной истории, опубликованные им в течение 30-х годов, в которых он пишет о деятельности св. Саввы. Данные тексты писались в рамках широкой акции Сербской Церкви, которая в 30-е годы XX века стремилась через святосавскую концепцию укрепить узы сербского народа на просторах многонационального Королевства Югославии[64].

Профессор Троицкий в Королевстве Югославии в период между войнами опубликовал более ста работ[65]. Сотрудничая с различными сербскими и русскими заграничными церковными журналами, а также со специализированными юридическими изданиями, Троицкий внёс большой научный вклад в область канонического права. В его творчестве представлены важные темы по каноническому праву: история канона, устройство Церкви, вопросы юрисдикции Православной Церкви, брачное право. Эти работы (в некоторых из них затрагивались деликатные вопросы устройства отношений между православными Церквами, и поэтому они вызывали острую полемику в богословской среде) являются основной литературой, необходимой для серьёзного изучения канонического права в Сербии.

Как отдельную группу стоит выделить работы русских эмигрантов о Русской Церкви. В большей части этих работ анализу подвергается причина русской катастрофы и ее воздействие на жизнь Русской Церкви. Данные работы (на эту тему в основном писали проф. Титов и Троицкий) для сербской богословской общественности были не только источником актуальной информации о ситуации в Русской Церкви, но и нередко содержали в себе историко-канонический анализ многочисленных несогласий внутри Русской Церкви и указывали возможные пути их урегулирования.

 

Заключение

Русская академическая элита, прибывшая в 20-е годы XX века в Королевство сербов, хорватов и словенцев, внесла весьма существенный вклад в развитие сербского академического богословия, как с организационной, так и с научной точки зрения. Приехавшие профессора русских духовных академий и университетов занимали кафедры на только что учрежденном Богословском факультете в Белграде, которому недоставало своих высокообразованных кадров,  оказав таким образом неоценимую помощь в его становлении. Своей эрудицией, своими научными трудами они помогли сербскому академическому богословию подняться на более высокий уровень. Русские преподаватели белградского Богословского факультета, как воспитатели не одного поколения сербских и русских студентов, многие из которых потом стали выдающимися церковными деятелями и учеными, оставили после себя незабываемый след в сербском академическом богословии.

 

 

ИСТОЧНИКИ

Архив Православног богословског факултета. Књига записника седница факултетског Савета 1920-1930.

Архив Православног богословског факултета. Папка: Извештаји наставника о раду 1920-1940 гг.

Архив Православног богословског факултета. Књига дипломираних студената на основним студијама (1925-1998);

Архив Православног богословског факултета. Главна књига уписаних студената на Богословски факултет СПЦ, од оснивања факултета до 1995. године.

Архив Православног богословског факултета. Досије Стевана М. Димитријевића.

Архив Православног богословског факултета. Досије Александра Павловича Доброклонског.

Архив Православног богословског факултета. Досије Викентија Флоријановича Фрадинског.

 

ЛИТЕРАТУРА

Алексић Д. Руски студенти – емигранти на Београдском универзитету између два светска рата // Токови историје. 1992. N. 1-2. С. 43-59.

Гардашевић Б. Др Сергије Викторович Тројицки // Богословље. Београд, 1980. N. 1-2. С. 175-188.

 Гардашевић Б. Богословље – орган Богословског факултета у Београду. 60 година излажења и библиографија // Богословље. Београд, 1986. N. 1-2. С. 177-219.

Димитријевић С. Православни богословски факултет на Универзитету београдском // Весник Српске Цркве. Београд, 1921. Септембар-децембар. С. 24-32.

Драшковић Ч. Четрдесет година Богословског факултета у Београду // Богословље. Београд, 1961. N. 1-2. С. 1-26.

Еп. Ириней (Середний). Профессор С. В. Троицкий; Его жизнь и труды в области канонического права // Богословские труды. 1974. Т. XII. С. 217-247.

Зернов Н. За рубежом: Белград – Париж – Оксфорд: Хроника семьи Зерновых (1921-1972). Париж. 1973.

Кастратовић-Ристић В. Руски професори на Београдском универзитету 1919-1925 / Идеје и покрети на Београдском универзитету од оснивања до данас. Т. II. Отв. ред Ђукић В. Београд, 1989. С. 51-55.

Милићевић В. Часопис „Богословље“ – 80 година од покретања. Тематски преглед радова (1926-2005) по дисциплинама // Богословље. Београд, 2006. N. 1. С. 225-239. 

 Милићевић В., Поповић М. Библиографија српске теологије. Библиографија часописа „Богословље (1926-1940, 1957-2006) и „Зборника Православног богословског факултета“ (1950-1952). Београд, 2009.

Петровић М. Ф. Фондови завештања Православног богословског факултета у Београду 1920-1941. / Српска теологија у двадесетом веку: истраживачки проблеми и резултати. Т. 1. Отв. ред. Шијаковић Б. Београд, 2006. С. 207-220.

Пузовић П. Годишњи извештаји Православног богословског факултета Ректорату Универзитета од 1920. до 1940. / Српска теологија у двадесетом веку: истраживачки проблеми и резултати. Т. 2. Отв. ред. Шијаковић Б.  Београд, 2007. С. 77-97.

Пузовић П. Прота Стеван М. Димитријевић – историчар СПЦ /  Српска теологија у двадесетом веку: истраживачки проблеми и резултати. Т. 7. Отв. ред. Шијаковић Б. Београд, 2010. С. 53-59.

Пузович В.  Научные труды протоиерея д-р Федора Ивановича Титова в сербских богословских журналах // Христианское чтение. 2015. N. 2. С. 158-177.

Пузович В. Русские эмигранты – студенты Православного богословского факультета Университета в Белграде (1920-1940 гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. N. 2 (63). С. 65-83.

Раковић А., Шијаковић Б. Универзитет и српска теологија. Историјски и просветни контекст оснивања Православног богословског факултета у Београду. Београд, 2010.

Сухова Н. Ю. Русские богословские школы за рубежом: сохранение традиции и поиск нового (1920-1940-е гг.). / XVIII ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. I. Отв. ред. Воробьев В. Москва, 2008. С. 263- 272.

Таталовић В. Иларион Зеремски као професор Новог Завета на Богословском факултету у Београду. / Српска теологија у двадесетом веку: истраживачки проблеми и резултати. Т. 3. Отв. ред. Шијаковић Б.  Београд, 2008. С. 16-26.

Убипариповић С. Допринос архимандрита др Кипријана Керна (1899-1960) као литургичара српској теологији 20. Века / Српска теологија у двадесетом веку: истраживачки проблеми и резултати. Т. 3. Отв. ред. Шијаковић Б.  Београд, 2008. С. 54-63.



[1] Более подробно: Кастратовић-Ристић В. Руски професори на Београдском универзитету 1919-1925. / Идеје и покрети на Београдском универзитету од оснивања до данас. Т. II. Отв. ред. В. Ђукић.  Београд, 1989. С. 51-55.

[2] Статьей 4 данного закона было предусмотрено, что Богословский факультет будет представлять собой „самостоятельную Духовную Академию, согласного отдельному закону“ (цитата по Закону: см.: Раковић А., Шијаковић Б. Универзитет и српска теологија. Историјски и просветни контекст оснивања Православног богословског факултета у Београду. Београд, 2010. С. 50).

[3] Двое из первых трех сербских преподавателей, которые составляли «ядро» Богословского факультета, были выпускниками русских школ. Протоиерей Стеван Димитриевич, первый декан факультета, учился в Киевской духовной академии (Архив Православног богословског факултета Универзитета у Београду (далее: Архив ПБФ). Досије Стевана М. Димитријевића), а викарий Карловацкой митрополии Иларион (Зеремски), который был первым преподавателем Священного Писания Нового Завета на факультете, закончил Московскую духовную академию (Таталовић В. Иларион Зеремски као професор Новог Завета на Богословском факултету у Београду / Српска теологија у двадесетом веку: истраживачки проблеми и резултати. Т. 3. Отв. ред. Шијаковић Б. Београд, 2008, С. 16).

[4] Архив ПБФ. Досије Александра Павловича Доброклонског.

[5] Цитата см.: Архив ПБФ, Протокол првог заседања БФ. С. 1.

[6] Там же. С. 2.

[7] Архив ПБФ, Књига записника седница факултетског Савета 1920-1930. С. 4.

[8] Там же. С. 10.

[9] Там же. С. 15.

[10] Более подробно: Пузовић П. Прота Стеван М. Димитријевић – историчар СПЦ / Српска теологија у двадесетом веку: истраживачки проблеми и резултати. Т. 7. Отв. ред. Шијаковић Б. Београд, 2010. С. 56.

[11] Архив ПБФ. Књига записника седница факултетског Савета 1920-1930. С.  116.

[12] Там же. С. 8.

[13] Учебник был написан на основе курса лекций, которые профессор Доброклонский читал на Богословском факультете и состоял из двух литографированных тетрадей (первая – 347 и вторая – 248 страниц). В первой тетради, напечатанной в 1933 году, дается история ранней Церкви в первые три века христианства, а во второй (нет сведений о том, когда она напечатана) дается  история Церкви с 313 по 1054 гг. Данный учебник в настоящее время является раритетом, по одному экземпляру хранится в Библиотеке Православного богословского факультета в Белграде (I тетрадь) и в Библиотеке Сербской патриархии (I и II тетради). 

[14] Петровић М. Ф. Фондови завештања Православног богословског факултета у Београду 1920-1941 / Српска теологија у двадесетом веку: истраживачки проблеми и резултати. Т. 1. Отв. ред. Шијаковић Б. Београд, 2006. С. 216.

[15] Архив ПБФ. Књига записника седница факултетског Савета 1920-1930. С.  69-70.

[16] Там же. С. 6.

[17] Там же. С. 253-254.

[18] Там же. С. 209.

[19] Архив ПБФ. Папка: Извештаји наставника о раду 1920-1940 гг.

[20] Архив ПБФ. Књига записника седница факултетског Савета 1920-1930. С.  69.

[21]Там же. С.  223.

[22]Архив ПБФ. Папка: Извештаји наставника о раду 1920-1940 гг.

[23] Син. №. 8852/2204, от 2 октября 1932 года.

[24] Архив ПБФ. Књига записника седница факултетског Савета 1920-1930. С.  219-220.

[25] Там же. С.  6.

[26] Там же. С.  13.

[27]Там же. С. 36-37.

[28] Там же. С. 51.

[29] Там же. С. 191.

[30] Драшковић Ч. Четрдесет година Богословског факултета у Београду // Богословље. Београд, 1961. N. 1-2. С. 8-9.

[31] Гардашевић Б. Др Сергије Викторович Тројицки // Богословље. Београд, 1980. N.  1-2. С. 176.

[32] Фрадинский поступил на Богословский факультет в Белграде в 1921 году и окончил учебу на нем 13 марта 1926 года. На этом же факультете он 6 марта 1939 года защитил докторскую диссертацию на тему „Жизнь, литературная деятельность и нравственно-аскетическое учение святого Нила Синайского“ (Архив ПБФ Досије Викентија Флоријановича Фрадинског).

[33] Архив ПБФ. Књига записника седница факултетског Савета 1920-1930. С.  169.

[34] Архив ПБФ Досије Викентија Флоријановича Фрадинског.

[35] Драшковић Ч. Четрдесет година Богословског факултета у Београду. С. 11.

[36]Димитријевић С.  Православни богословски факултет на Универзитету београдском // Весник Српске Цркве. Београд, 1921. септембар-децембар. С. 31.

[37] Более подробные данные о численности русских студентов на Богословском факультете, см.: Пузовић П. Годишњи извештаји Православног богословског факултета Ректорату Универзитета од 1920. до 1940 / Српска теологија у двадесетом веку: истраживачки проблеми и резултати. Т. 2. Отв. ред. Шијаковић  Б. Београд, 2007. С. 77-97.

[38] Данные представлены на основе: Архив ПБФ. Књига дипломираних студената на основним студијама (1925-1998); Архив ПБФ. Главна књига уписаних студената на Богословски факултет СПЦ, од оснивања факултета до 1995. године.

[39] Алексић Д. Руски студенти – емигранти на Београдском универзитету између два светска рата // Токови историје. 1992. N. 1-2. С. 43-59.

[40] Интересным является тот факт, что первыми двумя выпускницами Богословского факультета в Белграде были две русские: Мария Зернова (сестра Николая Зернова) и Елена Смирнова (Драшковић Ч. Четрдесет година Богословског факултета у Београду. С. 23).

[41] Более подробно о русских студентах на белградском Православном богословском факультете, см.: Пузович В. Русские эмигранты – студенты Православного богословского факультета Университета в Белграде (1920-1940 гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2015. N. 2 (63). С. 65-83.

[42] Зернов Н. За рубежом: Белград – Париж – Оксфорд: Хроника семьи Зерновых (1921-1972). Париж. 1973. С. 28-34.

[43] Сухова Н. Ю. Русские богословские школы за рубежом: сохранение традиции и поиск нового (1920-1940-е гг.) / XVIII ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Т. I. Отв. ред. Воробьев В.  Москва, 2008. С. 266.

[44] Архив ПБФ. Књига записника седница факултетског Савета 1920-1930. С.  246-247.

[45] Т. Титов, Догматика и наука // Богословље. Београд, 1926. N. 1-4. С. 15-24; С. 140-152; С. 207-218; С. 309-332; 1927.  N. 1-2. С. 3-12; С. 92-102.

[46] Рајевски Ф. Символичке књиге Енглеске епископалне Цркве са православног догматског гледишта // Богословље. Београд, 1934. N. 1-4. С. 53-70; С. 141-174; С. 226-239; С. 340-364; 1935. N. 4. С. 43-57; 1937. N. 3-4. С. 404-409; С. 294-311; 1938. N. 1-4. С. 33-41; С. 144-161; С. 307-326; С. 63-76; 1939. N.  2. С. 120-150.

[47] Мошин В. Јоахимизам и источна теологија // Богословље. Београд, 1936. N. 1-3. С. 106-118; С. 188-198; С. 301-315.

[48]Фрадински В. Живот, књижевни рад и морално-аскетско учење Светог Нила Синајског // Богословље. Београд, 1931.  N.  3-4. С. 23-41; 1932. N.  1- 2. С. 154-164; 1933. N.  1; 3; 4. С. 45-60; 222-241; 307-319; 1934. N. 1; 2. С. 41-53; 175-185; 1936.  N. 2. С. 146-162; 1938. N.  2. С. 124-144.

[49] Розов В. Служба и канон Светом Николи Новом Софијском // Богословље. Београд, 1930. N. 3. С. 205-219.

[50] Максимович Ј. Редовно и празнично зачало // Богословље. Београд, 1933. N. 4. С. 353-361.

[51] Керн К. Епиклеза у александријским литургијама // Богословље. Београд, 1932. N. 4. С. 290-335.

[52] Керн К. Епиклеза у раним хришћанским литургијама // Богословље. Београд, 1933. N.  4. С.  319-352.

[53] Более подробно о вкладе, который Киприан Керн внес в сербское литургическое богословие, см.: Убипариповић С. Допринос архимандрита др Кипријана Керна (1899-1960) као литургичара српској теологији 20. века / Српска теологија у двадесетом веку: истраживачки проблеми и резултати. Т. 3. Отв. ред. Шијаковић Б. Београд, 2008. С. 54-63.

[54] Доброклонски А. Васељенски сабори Православне Цркве (њихова структура) // Богословље. Београд, 1936. N. 2; 3, С. 163-172; 276-287.

[55] Доброклонски А. Црквена политика ригористичка и попустљива. Историјски преглед // Богословље. Београд, 1926. N. 3. С. 231-264.

[56] Фрадински В. Црква и држава. Њихов међусобни однос у другом периоду Хришћанске Цркве од 313. до 1054. године // Богословље. Београд, 1940.  N. 2. С. 103-113.

[57]Фрадински В. Харизматичко-јерархијска институција у старој Хришћанској Цркви // Богословље. Београд, 1957. N. 3-4. С. 201-215.

[58] Мошин В. Питање о првом покрштењу Руса // Богословље. Београд, 1930. N.  1; 2. С.  51-72; 122-143.

[59] Троицки С. О мешовитим браковима // Богословље. Београд, 1933. N. 1. С. 42-59; Троицки С. Сродство по браку као брачна сметња // Богословље. Београд, 1939. N.   3-4. С. 305-328.

[60]Троицки С. Надлежност у погледу примања монаха у манастиру // Богословље. Београд, 1940. N.  3-4. С. 294-309.

[61] Более подробно см.: Гардашевић Б. Богословље – орган Богословског факултета у Београду. 60 година излажења и библиографија // Богословље. Београд, 1986. N. 1-2. С. 177-219; Милићевић В. Часопис „Богословље“ – 80 година од покретања. Тематски преглед радова (1926-2005) по дисциплинама // Богословље. Београд, 2006. N. 1. С. 225-239; Милићевић В., Поповић М. Библиографија српске теологије. Библиографија часописа „Богословље (1926-1940, 1957-2006) и „Зборника Православног богословског факултета“ (1950-1952). Београд, 2009.

[62] Архив ПБФ. Књига записника седница факултетског Савета 1920-1930. С. 115-116; Текст документа в. Доброклонски А., Глубоковски Н. Мишљење Богословског факултета поводом питања о аутентичности хиротоније Англиканске Цркве // Весник Српске Цркве. Београд, 1923. јануар-фебруар. С. 41-56.

[63] Данная работа Доброклонского под названием „Христианские хетеродоксальные церкви „(к вопросу  их объединения с Православной церковью и о intercommunio in sacris), не была опубликована, а передана в рукописном варианте сербскому Синоду.

[64] Полную библиографию трудов профессора Титова опубликованных в сербских богословских журналах см.: Пузович В.  Научные труды протоиерея д-р Федора Ивановича Титова в сербских богословских журналах // Христианское чтение. 2015. N. 2. С. 167-177.

[65] Полную библиографию работ профессора Троицкого см.: Еп. Ириней (Середний). Профессор С. В. Троицкий; Его жизнь и труды в области канонического права // Богословские труды. 1974. Т. XII. С. 225-247; Гардашевић Б.  Др Сергије Викторович Тројицки  // Богословље. Београд, 1980. N.  1-2. С. 178-188.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9