Преодолеть религиозную безграмотность
6 октября начал работу Православный лекторий, разместившийся в Государственном политехническом музее. Открыл лекторий своей лекцией глава ОВЦС МП архиепископ Волоколамский Иларион. Владыка, в частности, затронул вопросы повышения уровня религиозного образования и преодоления религиозной безграмотности населения.
Статья

Религиозная безграмотность – это одна из серьезнейших проблем нашего общества, которая должна решаться в общегосударственных масштабах. От того, каков уровень религиозного образования граждан, зависит духовное здоровье нации, сохранность таких институтов как семья, трудовой коллектив, гражданское общество. Характерным показателем высокой степени религиозной безграмотности является вовлеченность большого числа граждан в деятельность различных сект и широкое распространение обрядоверия и суеверия.

Проблему религиозной безграмотности и её преодоления поднял на вступительной лекции Православного лектория, открывшегося в минувший вторник в Государственном политехническом музее, глава Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии архиепископ Волоколамский Иларион. 

Начав разговор о религиозной безграмотности, владыка Иларион обратил внимание слушателей на ее различный характер в советское время и сейчас. По его словам, раньше религиозная безграмотность проистекала оттого, что знания о религии были труднодоступны и собирались людьми по крупицам. Систематическое религиозное образование фактически имели только священнослужители, окончившие духовные школы. Сегодня же очень часто религиозная безграмотность происходит оттого, что на интеллектуальном рынке религии соревнуются одна с другой. В частности появляется такое множество религиозной литературы, что человеку сложно разобраться самому, где подлинное религиозное знание, а где фальшивка.

Ситуацию усугубляет религиозная безграмотность средств массовой информации, которые публикуют одновременно с материалами религиозными различные псевдорелигиозные суеверия. Дезориентированный человек «захлебывается в потоке информации», связанном с религией, и часто становится жертвой мошенников и различных сект. Информационный прессинг, по мнению владыки, в первую очередь сказывается на людях, «которые сами не имеют  религиозных корней и не воспитывались в духе той или иной религии».

 Из того большинства нашего населения, которое связывает себя с православием, лишь небольшой процент людей являются истинно православными людьми, осознающими смысл своей веры и, что очень важно, мотивирующими свои поступки её содержанием. Остальные относятся к разряду религиозно безграмотных, подменяющих зачастую сознательную веру обрядоверием.

Отчасти формированию религиозной безграмотности способствует современная система школьного и высшего образования, основная проблема которого, по словам владыки Илариона, заключается в том, что оно фрагментарно, или узко специализированно. Ребенок в школе получает множество сведений о самых различных предметах, но не получает мировоззренческой прививки – того целостного восприятия жизни, которое необходимо для того, чтобы вся эта совокупность знаний уложилась в некую систему. Даже выпускники вузов не способны систематизировать те знания, которые они приобретают.

Действительно, вместо целостного воспитания человек получает лишь набор тех или иных профессиональных навыков, которые ничего не дают в плане формирования мировоззрения. Такая фрагментарность приводит к тому, что человек легко попадает под влияние системы общества потребления с его в целом схожей клиповой моделью мышления и целеполагания. Религии в обществе потребления отводится определенный сегмент наряду с карьерой, семьей, досугом и другими сторонами жизни. В другом случае человек становится легкой добычей разного рода сект, которые опасны тем, что выталкивают человека из социума в социально-религиозное гетто, которое часто становится причиной разрушения социальных связей в обществе и психического здоровья людей.   

Напротив, Церковь, по словам владыки Илариона, «помогает человеку интегрироваться в обществе и консолидирует людей». И совершенно естественно, что Церковь заинтересована в повышении уровня религиозного образования населения. Ясно при этом, что формирование целостного, в том числе религиозного, мировоззрения должно начинаться со ступени школы.

Начавшийся в нашей стране эксперимент по введению в школах культурологического предмета, знакомящего детей с религиозной культурой, вселяет большие надежды в деле преодоления религиозной безграмотности. «Очень важно, чтобы дети получали сведения о религии в школе, в рамках общеобязательной школьной программы», - отметил владыка Иларион, отвечая на вопрос о преподавании основ православной культуры. - «Конечно, преподавать этот предмет должны не просто светские религиоведы, для которых все равно: православие, ислам или научный атеизм; преподавать должны те люди, которые в своем предмете компетентны, то есть верующие православные люди». На вопрос, откуда будут браться такие специалисты, по словам владыки, у нас сегодня пока нет ясного ответа.

Этот факт указывает на определенную слабость в системе современной подготовки церковных кадров, в том числе и специалистов-преподавателей. Слабость эта заключается в отсутствии в системе высшего духовного образования обучения методам научной и педагогической работы, которые в свою очередь являются основой любой интеллектуальной деятельности. «В наших духовных школах, – отмечает владыка Иларион, – образование построено на основе представлений о том, что студент должен усвоить некую сумму знаний по определенным предметам. И то, что очень часто отсутствует – это желание или способность научить студентов тому научному методу, который позволял бы им самостоятельно осваивать различные пласты богословской науки».

Сам владыка столкнулся с тем, что поступившие в подведомственную ему Общецерковную аспирантуру абитуриенты, окончившие духовные академии и православные университеты, «при довольно обширных познаниях в различных областях совершенно не демонстрируют способности к самостоятельной работе». Проблема, по его словам, заключается в том, что «научным методам в наших духовных школах не учат, или учат недостаточно».

Таким образом, внутрицерковные проблемы образования в высших духовных школах влекут за собой целый ряд трудностей в деле поднятия уровня религиозной грамотности в стране. В современном информационном обществе одной суммы знаний даже по широкому ряду предметов уже не достаточно. Динамика развития информационных технологий заставляет приобретать умение самостоятельно обрабатывать информацию, формулировать задачи и делать выводы на основе анализа данных. Без него невозможно помочь находящимся под информационным прессингом, зачастую дезориентированным людям преодолеть религиозную безграмотность.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9