Творческое наследие митрополита Вениамина (Федченкова) на страницах церковной периодической печати Крыма (1912–1913 гг.)
С середины 90-х годов ХХ века началось издание трудов, а также изучение жизни, богословского и литературного наследия выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, духовного писателя митрополита Вениамина (Федченкова). Владыка нес свое служение на разных кафедрах, 25 лет его жизни прошли в служении Русской Православной Церкви за рубежом, последние годы – в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. В публикуемой работе магистранта 1-го курса Сретенской духовной семинарии Иванисова Кирилла Михайловича дан обзор гомилетического наследия митрополита Вениамина, включающий его слова, проповеди, речи, статьи, которые не переиздавались с первого периода пребывания владыки в Крыму (1911 – 1913 гг.).
Статья

С середины 90-х годов ХХ века началось издание трудов, а также изучение жизни, богословского и литературного наследия выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, духовного писателя митрополита Вениамина (Федченкова) (1880–1961)[1]. Из многочисленных воспоминаний современников о владыке Вениамине известно, что он был незаурядным церковным оратором. Однако проповедей, поучений, слов как дореволюционного (1907–1920 гг.), так и зарубежного (1920–1947 гг.) и советского периодов его жизни (1947–1961 гг.) сохранилось крайне мало. Гомилетические труды, а также речи, статьи митрополита Вениамина, напечатанные в различных церковных периодических изданиях России, русского зарубежья, СССР, за небольшим исключением, переизданы не были.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью введения в сферу широкого исследовательского внимания текстов, отражающих служение владыки Вениамина (Федченкова) как пастыря, проповедника, церковного деятеля в разные периоды его жизни. Сегодня это является необходимым этапом регионального изучения жизни и творческого наследия владыки.

Цель данной статьи – выявление и систематизация трудов митрополита Вениамина (Федченкова), напечатанных на страницах «Таврических епархиальных ведомостей» и «Таврического церковно-общественного вестника» в 1912–1913 гг., во время первого крымского периода жизни владыки Вениамина.

21 ноября 1911 года иеромонах Вениамин был назначен ректором Таврической духовной семинарии, а 26 декабря того же года возведен архиепископом Сергием (Страгородским) в сан архимандрита[2] . Эту должность он совмещал с должностями председателя епархиальных училищного совета и миссионерского комитета до 27 августа 1913 года, когда указом Священного Синода был переведен на должность ректора Тверской духовной семинарии. Во время пребывания в Таврической епархии архимандрит Вениамин исполнял и возложенные на него особые поручения: «производил дополнительную ревизию Успенского монастыря (Бахчисарайскаго)»; был «председателем Комиссии по выработке порядка празднования столетнего юбилея Отечественно войны 1812 года»; «состоял Представителем съезда Епархиальных наблюдателей для обсуждения положения церковно-приходских школ Таврической Епархии»[3].

С 5 марта 1912 года о. Вениамин вступил в должность редактора «Таврических епархиальных ведомостей» (далее – «ТЕВ»)[4]. С 1906 по 1917 гг. они выходили по три раза в месяц в одной обложке с неофициальной частью – «Таврическим церковно-общественным вестником» (далее – «ТЦОВ»).

Свои собственные материалы, помещенные в редактируемых им журналах, архимандрит Вениамин в некоторых случаях подписывал «Архимандрит Вениамин», зачастую сокращенно – «А.В.», а иногда и вовсе оставлял без подписи. Например, статья «Последние дни Преосвященнейшаго Епископа Феофана в Тавриде» подписана «Очевидец».

«Сведения об ученых трудах преподавателей…», хранящиеся в архиве Крыма, позволяют восстановить полный перечень работ архимандрит Вениамина за 1912 год. Как указано в документе, «рукописные его статьи, таковы: «Приветственное слово воспитанникам Таврической духовной семинарии», «Что такое живое проповедническое слово?», «Торжество престольного праздника в духовной семинарии», «Ово-же тридесять», «Юбилейное торжество в Таврической духовной семинарии», «Судите судом праведным», «Прощальное слово быв. о. Инспектора, иером. Лаврентия», «Высочайщее посещение Государем Императором гор. Симферополя», «Проезд Обер-Прокурора Св. Синода», «К вопросу о выборах в Гос. Думу», «Еще о выборах», «Св. Василий Великий как пастырь – устроитель Церкви», «Съезд депутатов от духовенства 1912 года», «Предвыборное собрание духовенства», «Прибытие Преосвященнейшего Димитрия, Епископа Таврического и Симферопольского», «Последние дни Преосвященнейшего Епископа Феофана в Тавриде», «Богословский праздник духовной семинарии», «Замечательная статья», «Тайная молитва о рабе Божием Алексии»[5].

С самого начала своего пребывания в должности ректора архимандрит Вениамин помещает на страницах «ТЦОВ» материалы, касающиеся жизни Таврической духовной семинарии[6]. Ряд печатных выступлений о. Вениамина на эту тему открыли публикации 1912 г.: «Торжество престольного праздника в духовной семинарии»[7], а также «Приветственное слово» к ее воспитанникам[8].

Изложив в слове, обращенном к семинаристам, основной принцип их будущей совместной жизни – «принцип совести», о. Вениамин сказал: «А наконец последней надеждой и мерой будут и мне покровители нашей семинарии, святые три вселенских святителя, в честь которых освящен наш храм. Хотя каждый из них отличается всеми добродетелями – но в то же время у них были и свои индивидуальные личные особенности, которые в совокупности своей представляют удивительную гармонию. Святой Златоуст отличался поразительной ревностью, сильной быстрой энергичной деятельностью, особенно же в слове: поэтому когда нужна будет и мне сила, да будет мне помощником! Но если ревностная энергия будет представлять иногда опасность преступить меру, то да покроет и вразумит меня Великий Василий, благоразумнейший вселенский святитель, мудрый устроитель Церкви. В святом же Григории Богослове оба эти принципа – энергия и благоразумие находят, так сказать, возглавление: любовь к Богу, который жил этот богослов, любитель в миру божественного безмолвия, да будет краеугольным камнем всей нашей совместной жизни»[9].

Изданные сегодня дневники митрополита Вениамина содержат «выписки для себя из святых отцов, которые он делал на протяжении всей жизни, не расставаясь со студенческих времен с книгами, «своими тихими друзьями». Поэтому не удивительно появление на страницах «ТЦОВ» труда владыки «Св. Василий Великий как пастырь – устроитель Церкви». « Отнимите от св. Василия его стадо – Церковь Христову, и можно сказать, вы оторвете самую суть души и дела Великого святителя. Пусть ссылают его и в безлюдную пустыню; но и оттуда он будет думать главным образом об объединении Церкви, пишет архимандрит Вениамин. – Церковь охранит и защитит, – заблудших, оторвавшихся собрать, – разъединяющихся объединить, враждующих примирить, – вот главная забота св. Василия Вел. Все остальное, – и защита православного догматического учения, и вся жизнь, как увидим, – в сущности говоря, исходило из этой господствующей идеи Церкви, устроения единого Тела Христова, и к ней же опять направлялось»[10].

В стенах Таврической семинарии произошло знакомство о. Вениамина с Евгением Ивановичем Князевым, будущим епископом Лаврентием (Князевым),
причисленным в 2000 году к лику святыхРусской Православной Церкви. 28 февраля 1912 года он был назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Последним дням пребывания в Симферополе бывшего инспектора семинарии иеромонаха Лаврентия и его отъезду к новому месту служения посвящена опубликованная в «ТЦОВ» статья, содержащая «подобающее случаю поучительное слово» ректора семинарии и речь иеромонаха Лаврентия[11].

Речи, произнесенные архимандритом Вениамином по каким-либо особым случаям церковной жизни Таврической епархии, составляют отдельную группу публикаций. Одна из них – «Последние дни Преосвященнейшего Епископа Феофана в Тавриде» – была помещена в августовском номере «ТЦОВ». Владыка Феофан (Быстров) был епископом Таврическим и Симферопольским с декабря 1910 по июнь 1912 гг. Между двумя пастырями существовало длительное духовное общение, связывающее учителя и ученика еще со времен Санкт-Петербургской духовной академии. В 1903-1905 гг. архиепископ Феофан, яркий представитель ученого монашества, руководил «златоустовским кружком».

Основной деятельностью кружка было изучение святоотечестких творений, а также чтение житий святых. «Златоустовским» кружок был назван потому, что «началось чтение творений святых отцов именно с чтения трудов святителя Иоанна Златоуста»[12]. «Собирались раз в неделю, предварительно прочитав заданный отрывок. Один был докладчиком потом мы обсуждали, в заключение говорил о. Феофан»[13].
«Именно взращивание в воспитанниках «православного отеческого воззрения» явилось основой педагогических принципов епископа Феофана»[14].

Провожая владыку на Астраханскую кафедру, архимандрит Вениамин сказал о нем: «Для нас, учащих и учащихся в духовно-учебных заведениях, – кроме того – в высшей степени было и поучительно, и утешительно видеть в тебе такую глубокую веру, потому что ты с помощью благодати Божией сумел сочетать в себе высокую ученость глубоко образованного человека с простотой веры крестьянина, чего сейчас так жадно ищут лучшие интеллигентные люди»[15].

Прибывший на кафедру 12 августа 1912 года епископ Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе) впоследствии так отзывался об архимандрите Вениамине:
«В продолжении целого года был моим неустанным помощником архимандрит Вениамин. Будучи прекраснейшим священнослужителем, иноком, о. архимандрит Вениамин принимал живое участие в устраивании церковных торжеств»[16].

Статья, опубликованная в октябрьском номере «ТЦОВ» посвящена богословскому празднику, который состоялся в честь памяти апостола Иоанна Богослова 26 августа 1912 года[17]. В статье, рассказывающей об этом событии, о. Вениамин приводит слова Преосвященнейшего Димитрия (Абашидзе)[18], впервые в этот день обратившегося к воспитанникам семинарии: «Владыка говорил о том, как «отрадно и плодотворно пастырствование именно в России», и о том, что истинный пастырь «вырабатывается» тремя путями: молитвой, заботиться о которой «воспитанникам нужно больше всего и с самых юных лет»; подвижнической духовной жизнью: «уже по одному тому, что нас никто и слушать не станет, если мы сами не станем исполнять то, чему учим других»; «самым широким образованием, о котором заботится духовная семинария»[19].

Опубликованные в «ТЦОВ» проповеди архимандрита Вениамина обозначал как слова:
«Слово в прощальное воскресенье»[20] , «Встань спящий и воскресни из мертвых!» (слово на Новый Год)[21]. В примечаниях, как правило, сообщалось, где именно и по какому поводу была произнесена проповедь. Например, в примечании к «Слову в день 300-летнего юбилея Царствующего Дома Романовых» отмечалось, что оно «сказано в кафедральном соборе 20 февраля перед панихидой об усопших Царях Дома Романовых»[22]. А «Прощальное слово» было произнесено в Страстной понедельник в церкви духовной семинарии на напутственном молебне о. Лаврентию[23]. «Слово на неделю всех Святых» снабжено следующим комментарием архимандрит Вениамина: «Для произнесения за литургией, по желанию, можно сократить эту проповедь, выпуская отмеченные отделы… А на беседах все можно произносить»[24].

«Даровитый, талантливый проповедник Слова Божия о. Вениамин не зная усталости, оглашал городские храмы Божии и иные собрания православных христиан назидательной проповедью, произнося иногда по 3-4 проповеди в день»[25].

Произнесенные с амвонов крымских храмов в 1912 – 1913 гг. проповеди, тем не менее, звучат весьма современно:
«На что больше всего и чаще всего слышатся теперь жалобы и вопли? Старый телом, но еще здоровый духом крестьянин, глядя на свою деревню, слыша про безобразнейшие похождения и собственных детей и внуков, с какой-то безнадежной болью говорит: «Безотцовщина! Знать никого не хотят!»; и при этом не редко со вздохом вспоминает добрым словом даже свое крепостное время. Та же «безотцовщина» пропитала и интеллигентный класс не в меньшей, если только не в большей степени, разве в другой форме. Что ныне нередко и особенно отличает интеллигентного человека? Чем он больше всего дорожит? К чему стремится? «Свобода и права» – вот любимые его слова, вот биение его души»[26].

С 20 февраля 1913 года архимандрит Вениамин в специальном предисловии сообщил читателям «ТЦОВ» о решении «завести постоянный отдел под заглавием «Запросы жизни». Владыка изначально задумывал его как «живой отдел», который позволит не оставлять «без всякого ответа» «всплывший было на поверхность жизни факт»[27]. Так появилась рубрика, в которой о. Вениамин разъяснял вопросы, которые многим были близки. «Запросы жизни» печатались с шестого по девятнадцатый номера «ТЦОВ» и были посвящены самым разным темам, например: «Открытое скрытое язычество», «Грустное и опасное равнодушие», «Пасха красная и духовное скопчество», «Здоровая пища и русская беда» и др.

Публикация «Нужен ли в школах Закон Божий» представляет собой речь, произнесенную архимандритом Вениамином на торжественном собрании при открытии 20 июня 1913 года Законоучительных курсов.

Эта речь о. Вениамина предельно диалогична: насыщена интертекстуальными отсылками не только к Священному Писанию, но и поэзии, литературе: «Неверующий деятель,
говорит Достоевский в романе «Братья Карамазовы», у нас в России ничего не сделает, даже будь он сердцем искренен и гениален. Народ встретит атеиста и поборет его, и станет единая православная Русь. Берегите же народ и оберегайте сердце его. В тишине воспитывайте его. Ибо сей народ Богоносец». Речь насыщена прямыми обращениями, вопросами, восклицаниями. Заканчивается речь призывами: «Да растут и укрепляются наши церковные школы, где главное – Закон Божий!» «Да здравствуют и многолетствуют законоучители, истинные сеятели истинно доброго, действительно вечного, единого разумного и «единого на потребу» – слова Божия. Эта опубликованная речь архим. Вениамина нашла отзыв у читателей. Один из откликов на эту тему «Запросов жизни» – «О капище и в защиту духовенства и церковных школ» был напечатан в одном из апрельских номеров журнала[28].

Как показывают материалы, владыка всячески старался восполнить недостаток живого слова. Вопросу об оживлении проповеднического дела посвящена большая статья архимандрита Вениамина «Что такое «живое» проповедническое слово», которая была напечатана в трех номерах «ТЦОВ» за 1912 год[29].

Разграничивая «воодушевление истинно-религиозно-проповедническое» и «естественно-ораторское», он пишет, что «элемент устности (произношение), наглядности (внешняя сторона ораторства), современности и реализма (иные называют «народностью» – популярностью) и воодушевления (естественного) – оживляют слово, но сами по себе не делают его еще существенно – живым»[30]. Вывод статьи вполне отражает жизненную позицию о. Вениамина: «Духовная жизнь в Церкви – а не одно лишь усвоение умом и памятью религиозных истин, – вот о чем нужно всемерно заботиться современному проповеднику в век больших требований и малых дел»[31].

Очень важным делом о. Вениамина в Крыму стали его труды по организации работы Церковного историко-археологического общества. «Стоя с подобающей честью и осязательной пользой во главе многих епархиальных учреждений, о. Ректор нашел время и возможность основать и особый религиозно-философский кружок и много, много поработал для его осуществления»[32], – писал об этом событии
епископ Димитрий (Абашидзе). Открытие общества состоялось 19 февраля 1913 года в Симферополе. Как сообщалось в статье, посвященной этому событию, общество «будет изучать вещественные и письменные памятники церковной старины, находящиеся в монастырях, церквах, часовнях, архивах епархиальных учреждений, а равно и те предметы, относящиеся к церковно-религиозной жизни в епархии, которые поступят в имеющий быть при Обществе церковно-археологический музей»[33].

Архимандрит Вениамин был назначен председателем общества, его почетным членом стал председатель Таврической ученой архивной комиссии А.И. Маркевич.

Особые попечения владыки были связаны с организацией работы музея, архива и библиотеки. В апрельском номере «ТЕВ» он обратился к благочинным и духовенству епархии, полагая, что «они примут близко к сердцу судьбы местной церковной старины» и смогут «тщательно, во всех деталях разобраться и изучить те сокровища древности, которые хранит их уголок», а затем представить результаты на Совет Общества[34].
В этом же номере «ТЕВ» был опубликован устав церковного историко-археологического общества Таврической епархии. В.В. Калиновский, проанализировавший историю создания общества, пришел к заключению, что ситуация в Таврической епархии вполне типична для того времени: «Масштабность планов не соотносилась с нестабильностью тех лет»[35].

После отъезда архимандрита Вениамина из епархии организация прекратила свою работу: «Деятельных преемников не нашлось, а сложные экономические условия не позволяли поддерживать деятельность Общества. Начавшаяся вскоре Первая мировая война сделала невозможным археологические исследования в приграничных районах»[36].

Во время первого крымского периода жизни владыки Вениамина произошло еще одно важное событие: участие Таврического духовенства в выборах в IV Государственную Думу в 1912 году. В номере, вышедшем 10 мая, архимандрит Вениамин констатирует, что духовенство Таврической епархии «на этот раз оказалось отнюдь не передовым», и помещает «очень деловой доклад о выборах в Думу».

Первое предвыборное собрание духовенства состоялось 15 июня 1912 года в актовом зале семинарии, на нем среди прочих организационных вопросов был избран епархиальный комитет по выборам, председателем которого стал ректор семинарии архимандрит Вениамин[37].

4 октября 1912 года в рапорте на имя правящего архиерея он отмечал, что «значительная часть общества, по преимуществу чиновничество, относилось к деятельности духовенства, главным образом – к кандидатуре духовного лица, явно отрицательно, причиной этому служила большей частью агитация печати, а отчасти и вообще недружелюбное отношение «интеллигенции» (точнее городской буржуазии, к которому по своему мировоззрению примыкает чиновничество) к духовному сословию, – видно было, что мы чужие; а также и скрытый либерализм чиновничества, которому «правая» деятельность духовенства была неприятна»[38].

Свою позицию по поводу предстоящих выборов в IV Думу о. Вениамин разъяснял и на страницах «ТЦОВ»: «Принятие участия в выборах есть сыновний долг наш пред Родиной – матерью. К великому несчастию нашему, в первые три Думы в качестве народных представителей немало проникало истых предателей – изменников отечества нашего. Не с Думской ли кафедры слышались дерзкие речи в защиту своеволия инородчества в явный ущерб благоденствия народа русского? Не думцы ли, хотя и разогнанные уже, взывали из Выборга к гражданам русского царства: «не давайте ни одной копейки денег, ни одного солдата»?! Вот какие могут быть представители от народа – ярые губители славы и величия родины и даже самого существования родного нам отечества как самостоятельного, независимого царства! А поползновения некоторых политических партий урезать неограниченность самодержавной власти Царской и даже более того: провозгласить российскую республику?!»[39].

«Мы должны идти к этому народу, который по-прежнему любит свою родину, своего Царя, свою Церковь, и сказать ему, что интересы его, народа, и интересы православия, самодержавия и русской России совершенно одинаковы. Мы должны внушить русским людям мыслить о неуклонном участии в великом деле, касающемся судеб Церкви и отечества»[40].

Оппозиционное отношение к представителям Церкви значительной части интеллигенции стало причиной того, что выборы для духовенства Таврической епархии, как, впрочем, и для иных епархий Русской Православной Церкви, успехом не увенчались. Как известно, председателем Думы был избран М.В. Родзянко, будущий лидер Февральской революции[41]
.

С глубочайшим сожалением расставаясь архимандритом Вениамином, епископ Димитрий (Абашидзе) писал: «Кипучая церковная деятельность о. Ректора в г. Симферополе, я уверен, никогда не изгладится из памяти лиц, имевших возможность так или иначе знать его. Талантливое педагогическое и административное служение о. Ректора, исполненное энергии, мужества, сердечности, мягкости и снисходительности, надеюсь, навсегда сохранит в сердцах его бывших воспитанников и сослуживцев благодарящую молитвенную память о нем. Да поможет ему Господь и на новом месте служения его быть столько же трудолюбивым, плодотворным, непостыдным Христовым воином, каким знал я его в г. Симферополе»[42].

Выявление и обзорный анализ трудов митрополита Вениамина (Федченкова), напечатанных на страницах «Таврических епархиальных ведомостей» и «Таврического церковно-общественного вестника» в 1912–1913 гг.,
показывает, что помимо богословской проблематики они также посвящены историко-социальным и морально-этическим вопросам жизни российского общества накануне Первой мировой войны. Круг этих актуальных и сегодня вопросов необычайно широк: духовное образование (жизнь Таврической духовной семинарии); вовлеченность церкви в научную и культурную жизнь ( работа Церковного историко-археологического общества ); живое проповедческое слово (организация рубрики «Запросы жизни» на страницах периодической епархиальной печати) и др. Однако основной темой, которая раскрывается во всех жанрах, составляющих гомилетическое наследие владыки Вениамина, – словах, проповедях, речах и статьях, – является  духовная жизнь в Церкви. К размышлениям, которыми делится архимандрит Вениамин с читателями «Таврических епархиальных ведомостей» , он не раз будет возвращаться во время революции, гражданской войны, времени изгнанничества и возвращения на Родину. Уяснение эволюции во взглядах владыки Вениамина по поводу важнейших событий церковной и гражданской истории невозможно без продолжения изучения его деятельности и творчества во время пребывания на других кафедрах и епархиях Русской Православной Церкви.
 
Список использованной литературы
1. ГАРК. Ф. 113. Оп. 1. Д. 330. Л. 19.
2. ГАРК. Ф. 113. Оп. 1. Д. 346. Л. 138.
3. ГАРК. Ф. 118. Оп. 1. Д. 4310. Л. 10.
4. ГАРК. Ф. 330. Оп. 1. Д. 113. Л. 19.
5. Астапов А., иер. Участие Таврического духовенства в выборах в IV Государственную Думу 1912 года // Таврические духовные чтения : матер. междунар. науч.–практ. конф. – Симферополь, 2013. Т. 2. С. 45-51.
6. Вениамин (Федченков), архим. Богословский праздник в духовной семинарии // Таврический церковно-общественный вестник . 1912. № 28. С. 1046-1048.
7. Вениамин (Федченков), архим. Встань спящий и воскресни из мертвых! (Слово на Новый год) // Таврический церковно-общественный вестник. 1913. № 1 2. С. 1-19.
8. Вениамин (Федченков), архим. Запросы жизни. Вниманию наших читателей : предисл. // Таврический церковно-общественный вестник . 1913. № 6. С. 183-184.
9. Вениамин (Федченков), архим. Запросы жизни. Открытое и скрытое язычество // Таврический церковно-общественный вестник. 1913. № 9. С. 343 - 348.
10. Вениамин (Федченков), архим. К духовенству Таврической епархии от Церковного историко-археологического общества // Таврические Епархиальные Ведомости. 1913. №11. С. 166-169.
11. Вениамин (Федченков), архим. Открытие церковного археологического общества // Таврический церковно-общественный вестник. 1913. № 9. С. 351-353.
12. Вениамин (Федченков), архим. Первое предвыборное собрание духовенства // Таврический церковно-общественный вестник. 1912. № 18. С. 740 - 744.
13. Вениамин (Федченков), архим. По случаю предстоящих выборов в Государственную Думу // Таврический церковно-общественный вестник. 1912. № 16. С. 649 - 656.
14. Вениамин (Федченков), архим. Последние дни пребывания в Симферополе бывшего инспектора семинарии иеромонаха Лаврентия и его отъезд к новому месту служения // Таврический церковно-общественный вестник . 1912. № 9. С. 374-380; № 10-11. С. 422-423.
15. Вениамин (Федченков), архим. Последние дни Преосвященнейшаго Епископа Феофана в Тавриде // Таврический церковно-общественный вестник. 1912. № 23-24. С. 904-924.
16. Вениамин (Федченков), архим. Приветственное слово к воспитанникам Таврической семинарии // Таврический церковно-общественный вестник . 1912. № 3. С. 37-43.
17.  Вениамин (Федченков), архим. П рощальное слово // Таврический церковно-общественный вестник . 1912. № 12. С. 465-468.
18. Вениамин (Федченков), архим. Св. Василий Великий как пастырь – устроитель Церкви // Таврический церковно-общественный вестник . 1912. № 17. С. 673-693; № 18. С. 699-708.
19. Вениамин (Федченков), архим. Слово в день 300-летняго юбилея Царствующаго Дома Романовых // Таврический церковно-общественный вестник. 1913. № 7 - 8. С. 246 - 257.
20. Вениамин (Федченков), архим. С лово в неделю всех Святых // Таврический церковно-общественный вестник . 1913. № 16. С. 513-524.
21. Вениамин (Федченков), архим. Слово в прощальное воскресенье // Таврический церковно-общественный вестник. 1913. № 6. С. 167 - 172.
22. Вениамин (Федченков), архим. Торжество престольного праздника в духовной семинарии // Таврический церковно-общественный вестник. 1912. № 4. С. 129 -13 2.
23. Вениамин (Федченков), архим. Что такое «живое» проповедническое слово? // Таврический церковно-общественный вестник. 1912. № 4. С. 90-105; № 8. С. 281-294; № 9. С. 342-354.
24. Вениамин (Федченков), митр. Записки архиерея / коммент. С. Фомин. М., 2002. С. 652 - 654.
25. Гриневич Н. Н., Ильинский А. О. Митрополит Вениамин (Федченков) как ректор Таврической духовной семинарии // Таврические духовные чтения: матер. междунар. науч.–практ. конф. Симферополь, 2013. Т. 2. С. 72-77.
26. Калиновский В. В. «Древностей – и замечательных, и интересных, и красивых – непочатый уголок» : церковное крымоведение (1873-1920). К.; Симферополь, 2012. 340 c.
27. Марущак В. Архиепископ Димитрий (в схиме Антоний) Абашидзе . Симферополь, 2005. – 320 с. : ил.
28. Прищип С. В. Роль святоотеческой и житийной литературы в духовном становлении православного христианина: епископ Феофан (Быстров), митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Серафим (Соболев) // Таврические духовные чтения: матер. междунар. науч.-практ. конф. Симферополь, 2013. Т. 2. С. 85-97.
29. С.С.З. Отклик на «Запросы жизни» : о капище и в защиту духовенств и церковных школ // Таврический церковно-общественный вестник . 1913. № 121. С. 450-456.
30. Cветозарский А. К. Митрополит Вениамин (Федченков) // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М., 2004. Т. 7: Варшавская епархия – Веротерпимость. 752 с.
 


[1] Светозарский А. К. Митрополит Вениамин (Федченков) // Православная энциклопедия / под ред. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М., 2004. Т. 7: Варшавская епархия – Веротерпимость. С. 652-654.

[2] Там же.

[3] ГАРК. Ф. 330. Оп. 1. Д. 113. Л. 19.

[4] ГАРК. Ф. 113. Оп. 1. Д. 330. Л. 19.

[5] Там же.

[6] Гриневич Н. Н., Ильинский А. О. Митрополит Вениамин (Федченков) как ректор Таврической духовной семинарии // Таврические духовные чтения: матер. междунар. науч.–практ. конф. Симферополь, 2013. Т. 2. С. 72-77.

[7] Вениамин (Федченков), архим. Торжество престольного праздника в духовной семинарии // Таврический церковно-общественный вестник. 1912. № 4. С. 129 -13 2.

[8] В ениамин (Федченков), архим. Приветственное слово к воспитанникам Таврической семинарии // Таврический церковно-общественный вестник . 1912. № 3. С. 37-43.

[9] В ениамин (Федченков), архим. Приветственное слово к воспитанникам Таврической семинарии // Таврический церковно-общественный вестник . 1912. № 3. С. 37-43.

[10] В ениамин (Федченков), архим. Св. Василий Великий как пастырь – устроитель Церкви // Таврический церковно-общественный вестник . 1912. № 17. С. 673-693; № 18. С. 699-708.

[11] Вениамин (Федченков), архим. Последние дни пребывания в Симферополе бывшего инспектора семинарии иеромонаха Лаврентия и его отъезд к новому месту служения // Таврический церковно-общественный вестник. 1912. № 9. С. 374-380; № 10-11. С. 422-423.

[12] Вениамин (Федченков), митр. Записки архиерея / коммент. С. Фомин. М., 2002. С. 389.

[13] Там же, С. 390.

[14] Прищип С. В. Роль святоотеческой и житийной литературы в духовном становлении православного христианина: епископ Феофан (Быстров), митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Серафим (Соболев) // Таврические духовные чтения: матер. междунар. науч.-практ. конф. Симферополь, 2013. Т. 2. С. 87.

[15] Вениамин (Федченков), архим. Последние дни Преосвященнейшаго Епископа Феофана в Тавриде // Таврический церковно-общественный вестник. 1912. № 23-24. С. 904-924.

[16] ГАРК. Ф. 113. Оп. 1. Д. 346. Л. 138.

[17] Вениамин (Федченков), архим. Богословский праздник в духовной семинарии // Таврический церковно-общественный вестник . 1912. № 28. С. 1046-1048.

[18] Марущак В. Архиепископ Димитрий (в схиме Антоний) Абашидзе . Симферополь, 2005. – 320 с. : ил.

[19] Вениамин (Федченков), архим. Богословский праздник в духовной семинарии // Таврический церковно-общественный вестник . 1912. № 28. С. 1046-1048.

[20] Вениамин (Федченков), архим. Слово в прощальное воскресенье // Таврический церковно-общественный вестник. 1913. № 6. С. 167 - 172.

[21] Вениамин (Федченков), архим. Встань спящий и воскресни из мертвых! (Слово на Новый год) // Таврический церковно-общественный вестник. 1913. № 1 2. С. 1-19.

[22] Вениамин (Федченков), архим. Слово в день 300-летняго юбилея Царствующаго Дома Романовых // Таврический церковно-общественный вестник. 1913. № 7 - 8. С. 246 - 257.

[23] В ениамин (Федченков), архим. С лово в неделю всех Святых // Таврический церковно-общественный вестник . 1913. № 16. С. 513-524.

[24] В ениамин (Федченков), архим. С лово в неделю всех Святых // Таврический церковно-общественный вестник . 1913. № 16. С. 513-524.

[25] ГАРК. Ф. 113. Оп. 1. Д. 346. Л. 138.

[26] Вениамин (Федченков), архим. Встань спящий и воскресни из мертвых! (Слово на Новый год) // Таврический церковно-общественный вестник. 1913. № 1–2. С. 1-19.

[27] Вениамин (Федченков), архим. Запросы жизни. Вниманию наших читателей : предисл. // Таврический церковно-общественный вестник. 1913. № 6. С. 183-184.

[28] Прищип С. В. Роль святоотеческой и житийной литературы в духовном становлении православного христианина: епископ Феофан (Быстров), митрополит Вениамин (Федченков), архиепископ Серафим (Соболев) // Таврические духовные чтения: матер. междунар. науч.-практ. конф. Симферополь, 2013. Т. 2. С. 85-97.

[29] Вениамин (Федченков), архим. Что такое «живое» проповедническое слово? // Таврический церковно-общественный вестник. 1912. № 4. С. 90-105; № 8. С. 281-294; № 9. С. 342-354.

[30] Там же.

[31] Там же.

[32] ГАРК. Ф. 113. Оп. 1. Д. 346. Л. 138.

[33] Вениамин (Федченков), архим. Открытие церковного археологического общества // Таврический церковно-общественный вестник. 1913. № 9. С. 351-353.

[34] Вениамин (Федченков), архим. К духовенству Таврической епархии от Церковного историко-археологического общества // Таврические Епархиальные Ведомости. 1913. №11. С. 166-169.

[35] Калиновский В. В. «Древностей – и замечательных, и интересных, и красивых – непочатый уголок» : церковное крымоведение (1873-1920). К.; Симферополь, 2012. С. 321.

[36] Там же.

[37] В ениамин (Федченков), архим. Первое предвыборное собрание духовенства // Таврический церковно-общественный вестник. 1912. № 18. С. 740 - 744.

[38] ГАРК. Ф. 118. Оп. 1. Д. 4310. Л. 10.

[39] Астапов А., иер. Участие Таврического духовенства в выборах в IV Государственную Думу 1912 года // Таврические духовные чтения : матер. междунар. науч.–практ. конф. – Симферополь, 2013. Т. 2. С. 45-51.

[40] Вениамин (Федченков), архим. По случаю предстоящих выборов в Государственную Думу // Таврический церковно-общественный вестник. 1912. № 16. С. 649 - 656.

[41] Астапов А., иер. Участие Таврического духовенства в выборах в IV Государственную Думу 1912 года // Таврические духовные чтения : матер. междунар. науч.–практ. конф. – Симферополь, 2013. Т. 2. С. 45-51.

[42] ГАРК. Ф. 113. Оп. 1. Д. 346. Л. 138.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9