Книжная новинка: Личность и коммуникации. Антропология устного и письменного слова в античной культуре
События

Дорофеев Д. Ю.
Личность и коммуникации. Антропология устного и письменного слова в античной культуре . — СПб.: ЧОУ РХГА, 2015. — 639 с. : ил., [16] с. ил.
ISBN 978-5-88812-748-3

В своей новой книге Д. Ю. Дорофеев объединяет традиционную для него проблематику современной философской антропологии с обращением к античной культуре и философии: личность исследуется через раскрытие антропологического потенциала устного и письменного слова у греков и римлян. Поскольку  быть для человека означает быть вовлеченным в разнообразные жизненные коммуникации, то личностный способ существования складывается из особых языковых отношений как с другими людьми, так и с самим собой, понимаемых как практики самообразования и самополагания своей личностности.  Видя в языке способ обретения личностности и ее манифестацию, автор подробно анализирует эволюцию, пространства, механизмы и особенности формирования личностного самосознания и образа жизни в Древней Греции и Древнем Риме как посредством  устных дружественных, эротических, образовательных и семейных коммуникаций, так и письменных автокоммуникаций (письма, дневники, воспоминания, автобиографии) .
Предложенный философско-антропологический подход будет интересен не только ценителям античной культуры и философии, но и всем читателям, ориентированным на исследования в области истории, теории и философии коммуникаций в современном мире и осмысление фундаментальных проблем человеческого бытия. Издание снабжено богатым иллюстративным материалом из истории античного искусства.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ…. 5
ВВЕДЕНИЕ. К истории и антропологии слова……8
А) Дописьменное слово…… 8
B) Устное и письменное слово ….13
С) Печатное слово …39
D) Электронное и цифровое слово ……53
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Антропология и коммуникация личности: античный и современный контекст …….73
Глава 1. Античный антропологический словарь ….74
А) Игрок-игрушка …76
B) Тело …….85
С) Гражданин …..93
D) Этос …….98
E) Душа … 108
F) «Личность» … 117
Глава 2. Биографический образ учителя в диалогах Платона, или Был ли Сократ личностью …… 132
Глава 3. Личность в повседневном языке …… 146
A) Личность как лицо ….147
B) Личность как идентичность …… 149
С) Личность как формальная сингулярность… 151
D) Личность как индивидуальность …… 151
Е) Личность как «моя самость» ….. 152
F) Личность как частное лицо ……. 153
G) Личность как суверенная открытость ….154
Глава 4. Личность, коммуникации, слово …..156
А) Философская антропология личности … 157
В) Антропология личных коммуникаций … 167
С) Антропология устного и письменного слова ……. 172
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Человек устного слова в Древней Греции … 189
Глава 1. Власть слова в Древней Греции … 189
A) Слово и политика …… 189
B) Слово и философия ……. 198
C) Слово и литература … 220
Глава 2. Пространства общения, пространства жизни …..233
А) Публичные пространства коммуникаций греческого полиса……. 233
В) Античный пир как пространство «личной» коммуникации… 238
1) Вино и еда ….. 243
2) Музыка и любовь …… 255
3) Слово и мысль ……. 261
Глава 3. Лица и личные отношения устных коммуникаций ….. 268
А) Дружба (philia) …… 269
1) Формы дружественной общности древних греков …. 270
2) Учение Аристотеля о дружбе ……. 282
B) Любовь (eros) …. 296
С) Воспитание («Учитель–ученик») …….303
1) Древние воспитатели: поэты и мудрецы …. 304
2) Пифагор и пифагореизм …… 311
3) Сократ: воспитание в диалоге ……. 320
4) Писаное и неписаное учение Платона … 330
D) Семья …… 341
1) Родители и дети … 342
2) Муж и жена …… 351
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Личностность античных письменных автокоммуникаций … 364
Глава 1. Личные пространства в римской культуре …… 365
А) Сады… 365
B) Дома …… 368
C) Термы … 371
D) Виллы (Плиний Младший о виллах) ….. 375
1) Досуг и труд … 375
2) Время и пространство виллы … 381
Глава 2. Человек в письме….. 393
А) Общекультурные, риторические и философские основания эпистолярной коммуникации в Древней Греции …… 393
1) Риторика письма ……. 399
2) Философия письма ….. 409
В) Культура римской эпистолографии…. 427
С) Стоическая переписка как философская практика самообретения (на материале писем Сенеки к Луцилию)……. 449
Глава 3. Дневник греков и римлян … 471
А) Греческие практики самоанализа и самоотчета ….. 471
B) Философский дневник Марка Аврелия …… 486
Глава 4. Античные воспоминания и автобиографии…… 510
A) Воспоминания и автобиографии: особенности памяти, жанра, самоидентичности… 510
В) Метод и автобиографическая составляющая античной историографии….. 533
С) Формы и эволюция античного автобиографического сознания …. 541
1) Гесиод …. 541
2) Автоэпитафии, автобиографические эпиграммы и стихотворения … 544
3) Седьмое Письмо Платона …. 553
4) «Об обмене имуществом» Исократа ……. 560
5) Воспоминания Ксенофонта и Суллы …… 567
6) Автобиографии …. 579
Вместо заключения.
Откровения о себе св. Григория Богослова ……. 598
Приложение первое. К истории и антропологии образовательных коммуникаций: практики дзен-буддизма… 609
Приложение второе. Человек с письмом в европейской иконографии …… 616
Список литературы …… 629


Предисловие

Иногда авторов просят ответить, о чем их труд, что они им хотели сказать, зачем решили написать его. Такие вопросы сами авторы обычно недолюбливают — действительно, зачем их задавать? Прочтите лучше всю книгу: ведь нельзя же ее идею, воплотившуюся в потребовавшем столько усилий и страниц содержании, адекватно передать в одной-двух фразах. Я и сам так, вслух или про себя, не раз реагировал.
В отношении этой книги, однако, ситуация иная. Почти с самого начала работы над ней у меня непроизвольно сложилось понимание той сверхзадачи, которая побудила меня сесть за написание этих страниц, глав, частей и, по крайней мере, для меня самого, вносила в этот процесс смысл, оправдывала и объясняла его. Дело в том, что, по мере приобщения — в штудиях и поездках, произведениях философии и искусства, истории и быте — к античной культуре, в какой-то момент возникло почти непреодолимое и бескорыстное желание поделиться тем личным ощущением духовной радости, которая вновь и вновь охватывала меня при погружении в бездонные просторы этой культуры. Радость эта питалась неугасимым стремлением прикоснуться к великому празднику божественного и человеческого Духа, порождающему настоящую amor dei intellectualis.
Конечно, были и другие причины для создания этой книги, позволившие придать обращению к Античности конкретные очертания и довести его до определенного результата. Прежде всего, это желание проблематизировать и актуализировать понятие личности, перенеся его рассмотрение в пространство древнегреческого и древнеримского мира, причем в перспективе характерных для него практик личностных коммуникаций, раскрывающих антропологический потенциал устного и письменного слова. Ведь говорить о личности можно именно как об определенном способе существования, в основе которого лежат личные отношения с другими людьми и с самим собой, осуществляющиеся как в устном общении в определенном кругу (друзей, возлюбленных, учителей, семьи), так и в характерных письменных автокоммуникациях (личных письмах, дневниках, воспоминаниях и автобиографиях). Подобные личные коммуникации протекали в разнообразных пространствах античного мира, в которых рождалось, формировалось и развивалось личностное самоощущение человека. По-моему, пришло время раскрыть совершенно самобытное, независимое от принципов христианского или экзистенциального персонализма и одновременно подводящее к ним, личностное измерение античной культуры и антропологии через то, что ей было, наверное, ближе всего — стихию живого слова, пробуждающего «сáмое самó» человека, его самостность (auto to auto). Поэтому мне так важно было рассмотреть устное и письменное слово древних греков и римлян как особые практики личностного самообретения и самосоотнесения, практики формирования и развития своей личностности или, если угодно, своей «самости».
Этот сложный процесс эволюции форм (само)понимания человека в культуре Древней Греции и Древнего Рима я и пытался исследовать, сознательно акцентируя внимание на его философской составляющей. При этом работа изначально не рассматривалась как строго (или узко?) историческая. В ней я стремился объединить обращение к Античности, важное само по себе, с запросами настоящего, тем самым придавая классическую закваску одному и избегая налета мертвой архивности для другого. Философские и философско-антропологические исследования вступили здесь в плодотворное, как я надеюсь, сотрудничество с исследованиями, с одной стороны, историко-культурными и историко-философскими, в широком смысле слова филологическими, а с другой — с современными разработками в области межличностной коммуникации, нарративной и аудиовизуальной. Такой союз, как кажется, позволяет избежать тех негативных последствий, которые возникают при абсолютизации какого-либо одного подхода, когда философская установка превращается в схоластику, а филологическая — в буквоедство. В отношении к Античности классический, под стать ей самой, пример продуктивного воплощения возможностей такого союза представляли, например, Вернер Йегер, Сергей Аверинцев и поздний Мишель Фуко, на которых в меру сил (ограниченных незнанием древних языков) я и ориентировался. Именно эти и подобные им авторы открывают нам живую, многоцветную, актуальную и гипнотизирующую своим ароматом Античность. Ведь обращаясь к великому наследию античного чуда, возможно, самое большое, что можно сделать, — это активизировать реальный интерес к нему, не голословно, а de facto показать его притягательность и насущность для своего времени, привлечь к нему заинтересованное внимание как можно большего количества новых умов, могущих открыть в нем целую Вселенную эстетического, интеллектуального и духовного удовольствия. А если к этому добавится еще и достойное развертывание подлинно философских и философско-антропологических проблем — значит, можно быть уверенным, книга была написана не зря, труд состоялся.
…Так получилось, что это предисловие я пишу в Греции, на острове Эгина, в местечке Агия Марина, знаменитом своим древним дорическим храмом Афайи, который, располагаясь на горе, возвышается во всем своем величии над землей и морем. Поднимаясь к нему по извилистой дороге ранним утром, я невольно вспомнил слова из известного фильма: «Зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?» От Античности начинается наша дорога самообразования, по ней мы идем всю жизнь и как только достигаем каких-то результатов, вдруг понимаем, что находимся в самом начале восхождения. И тогда Античность, как и храм Афайи, продолжает маячить в горней выси, вновь указывая направление для нашего дальнейшего пути. И на этом пути, богатом встречами, общением, различными коммуникациями и всем, что им сопутствует, как раз и может произойти рождение и становление личности, понимаемое как нескончаемое развертывание своей личностности посредством обращенного к себе и другим слóва.

http://intelbook.org/

Другие публикации на портале:

Еще 9