« Священная Римская империя: символика политических связей в средневековом Западе ». Доклад Бернда Шнайдмюллера в «Символическом Средневековье»
События

Модели империи, как правило, сочетают в себе архетипы античности и Нового времени. Imperium Romanum с ее претензией на гегемонию в цивилизованном мире, держава без границ – вот основа имперской теории и терминологии на протяжении многих веков. Херфрид Мюнклер указывает на  некоторые существенные и неотъемлемые составляющие империи в современном понимании: гегемония по отношению к соседним странам и превосходство центра во взаимоотношениях с периферией. Однако подобные схемы игнорируют модели средневековых империй, несмотря на то, что и византийский василевс, и западный император утверждали, что являлись наследниками римских августов. Бернд Шнайдмюллер предложил взглянуть на данную проблему с альтернативной точки зрения, сосредоточив внимание на символических составляющих истории Священной Римской империи: ее названии, традициях, репрезентациях, святости, ограничениях и изменениях, происходивших в ней на протяжении Средневековья.
 
Прежде чем возникло наименование «Священная Римская империя», этому политическому образованию нужно было пройти многовековую историю,начавшуюся в 800 году, когда папа Лев III короновал Карла императорской короной в Риме. Благодаря этому Карл I увеличил свое политическое могущество будучи уже королем франков и лангобардов. В то же время, это событие стало началом продолжительного соперничества с императорами Восточной Римской империей – преемниками Константина Великого. Так, необходимость в укреплении политического статуса и подтверждении превосходства над другими правителями привела к возрождению Roma Aurea, «Золотого Рима», и возрождению античной идеи всеобщности и открытости Рима. Это отразилось на печатях императоров: Roma caput mundi regit orbis frena rotundi, «Рим, глава мира, правит земным шаром».

Другая значимая тема в понимании средневековой империи – это ее "священность". Ставшая причиной многочисленных конфликтов между императорами и папами с XI по XIV века, она между тем послужила стимулом к отделению духовной сферы от светской, и в 1157 году Фридрих I Барбаросса впервые провозгласил империю «священной», sacrum imperium, символически уравняв ее в правах с Римской церковью, Sancta Romana ecclesia .

Генрих II, канонизированный папой Евгением III в середине XII века, также поддерживал эту святость. Так, например, в «Сакраментарии Генриха II» из Регенсбурга мы найдем изображение коронации Генриха II Иисусом Христом, в котором прослеживается мотив соединения земного мира с небесным, тема личного контакта правителя и Христа, характерная для этого времени и повторяющаяся во многих рукописях XII – XIII веков. Другой пример – реликварий Генриха II и Кунигунды, на котором Генрих II впервые изображен как святой – также демонстрирует, что правитель являлся не только политическим лидером, но и духовным вождем для народа.

Говоря об идее универсализма, или открытости, Священной Римской империи, необходимо отметить, что на протяжении Средних веков империя избегала определения национальной идентичности, присуждая каждому своему правителю статус Rex или Imperator Romanorum, и лишь в конце XV века название «Священная Римская империя» дополнили словосочетанием «немецкой нации». Эта концепция тесно переплетается с другой темой – о непрерывности империй и преемственности императоров, согласно которой все императоры восходят к Августу и образуют единую непрерывную правящую линию.
 
Наталья Тарасова

medieval.hse.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9