Конспект докладов богословской конференции в Бозе
С 9 по 12 сентября в Италии, в монастыре Бозе, состоялась XXIII Международная богословская конференция на тему «Милосердие и прощение». На конференцию собрались представители Поместных Православных Церквей, Римско-Католической Церкви, древних Церквей Востока, Англиканской Церкви и Протестантских деноминаций.
Статья

В работе конференции традиционно принимали участие представители различных учебных заведений и научно-исследовательских центров, православных, католических и протестантских университетов. Более 250 участников приехали из 33 стран мира. Представленные доклады переводились одновременно на 4 языка: английский, итальянский, греческий и русский.

Ниже хочу записать самые интересные, на мой взгляд, высказывания и мысли, прозвучавшие на конференции.

Энцо Бьянки, настоятель Преображенского монастыря в Бозе, тепло приветствовал всех участников и гостей богословской конференции, подчеркивая, что данная конференция – малая попытка воплощения милосердия и прощения.

Затем прозвучало приветственное послание Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея. В этом послании Патриарх подчеркнул, что милосердие, прощение и терпение являются ключевыми христианскими добродетелями. Если в жизни нам приходится состязаться с ближним, то основной мотивацией должно быть состязание в добродетелях. Также он подчеркнул, что сострадание является целительным лекарством от эгоизма, а забота о ближних и человеколюбие фундаментом христианской жизни.

От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приветствие участникам симпозиума было написано митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым) и зачитано епископом Митрофаном (Баданиным). Митрополит задается вопросом: «всегда ли «венец творения» оказывается на высоте своего призвания?» Отвечая на этот вопрос, он рассуждает над словами апостола Павла о том, что «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих», ибо «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне, и не только она, но и мы сами…» (Рим.8; 19, 22-23). Митрополит, актуализируя апостольские постулаты, пишет: «сегодня мы все являемся свидетелями неблагополучия в  международных и общественных отношениях. Человечество должно осознать, что раны, нанесенные ненавистью и враждой, могут быть исцелены только милосердием и взаимным прощением во имя мира, сохранения жизни и спасения будущих поколений». В качестве примера был приведен жизненный путь великого Киевского князя святого Владимира, тысячелетие преставления которого мы празднуем в этом году.

Вальтер Каспер, экс-председатель Папского Совета по содействию христианскому единству, в своем докладе размышлял о милосердии Божием, проявленном в библейской истории Ветхого и Нового Завета. Закон Ветхого Завета останавливал распространение насилия, однако, он критиковался уже пророками и псалмопевцами, призывающими избранный народ к покаянию и прощению. Справедливость дает уверенность, но недостаточна для спасения.

Проявление милосердия Божия мы видим в призвании Моисея к служению у «Неопалимой купины». Один из участников конференции, бенедиктинский монах, заметил, что еще раньше Господь проявлял милосердие, выведя Лота с дочерьми из греховных городов Содома и Гоморры. Таким образом, мы познаем, что милосердие – это зеркало Божественности. У Бога сердце открыто к страждущим; противостоит злу через добро.

В Новом Завете установлен новый порядок взаимоотношений между людьми. О милосердии мы читаем в притче о Блудном сыне, которую вернее было бы именовать притчей о «Милосердном Отце».

«Милосердие сравнимо с чудом воскресения». Прекрасная иллюстрация к этому высказыванию – притча о «Милосердном самарянине».

Вопрос: как проявляются свобода и ответственность человека? Ответ: они являют себя на пути преодоления греха и постоянного покаяния.

Возобновление и возрождение может рассматриваться еще как революция примирения и прощения.

Как понять взаимосвязь между милосердием и справедливостью?

Милосердие – это верность, идентичность Бога. Церковь – дом милосердия. В Божественной правде справедливость проявляется в милости Божией.

Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) (Константинопольский Патриархат) остановился на объяснении Молитвы Господней и ее связи с милосердием. В этой молитве мы отдаем приказ Богу: «и прости нам долги наши, как мы прощаем должникам нашим». Бог как бы вынужденно прощает нас, следуя нашему примеру прощения и примирения с ближним. Т.е. в прощении Бог имитирует нас. Далее он говорил о том, что прощение – незаслуженный дар Божий. Не Бог нас искупает из прощения, мы сами себя вводим в общение и обещание Бога.

Владыка Каллист подчеркнул универсальный характер молитвы Господней. Словами «Отче наш» мы объемлем все человечество. Здесь мы видим мистическую солидарность со всеми живущими во Вселенной. Прося о прощении своих грехов, мы говорим также во множественном числе, что подразумевает просьбу и молитву о всех. Отсюда следует, что и осуждать ближнего мы не можем, так как, осуждая ближнего, мы осуждаем самих себя. Динамика прощения социальна. Без прощения нет христианства.

В следующем докладе прозвучала замечательная мысль, что справедливость – это минимум, что нужно отдать ближнему, а милосердие – максимум.

Священник Еужен Пентюк, преподаватель Ветхого Завета и еврейского языка в Бруклинском университете (США), рассуждал о прощении и примирении на примере Иосифа и его братьев. В начале доклада он рассматривал текст книги Бытия, где говорится об обращении Божием к Каину: «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4, 6.7). Т.е. милосердие Божие превентивно: оно желает остановить человека. Все благие дары Господь ниспосылает для того, чтобы человек, познавая, вкушая их, благодарил Бога и совершал дела милосердия.

Особенно ярко выражено прощение и милосердие в истории Иосифа Прекрасного. Возвращение к брату произошло через изменение сознания, через осознание своей вины. Таким образом, покаяние – это не столько чувство, сколько действо. Нужно вернутся к истокам своих поползновений, чтобы поменять сознание. Справедливость возмущается, но милосердие господствует.

Игумен Арсений Соколов, представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохии и всего Востока, рассматривал три притчи Нового Завета: о Блудном сыне, о Драхме и о Заблудшей овце. Характерная черта всех трех притч – радость. Радость об обретении сына, драхмы и овцы. Трапеза, на которую приглашаются все друзья и знакомые, – свидетельство сближения друг с другом и с отцом.

Димитриос Мосхос, греческий богослов, историк Церкви, преподаватель Афинского Университета, представил доклад «Милосердие в жизни и учении преподобного Пахомия Великого». Проанализировав эпоху становления монашества, когда большинство монахов были выходцами из иудео-христиан, докладчик остановился на эпохе преподобного Пахоимя Великого. Пахомий, египетский монах, выходец из Фив, по праву считается основателем киновитского монашества. Получив откровение от ангела, Пахомий организовал целую сеть монастырей в Египетской пустыне. К концу его жизни община в Тавенисси насчитывала свыше 50 000 монахов обоего пола, сгруппированных в 9 мужских и 2 женских обители. Общины были многонациональными: копты, греки, римляне. Интересно отметить, что на праздник Пасхи среди братий вспоминалась Крестная Жертва Спасителя, поэтому монахи даже в этот день не вкушали скоромной пищи, а только хлеб с солью, посыпанный золой. «Как я могу вкусить масла, если Христос в этот день отдал жизнь за меня?» – недоумевал преподобный Паламон, наставник Пахомиев в аскезе и духовных подвигах. Все вместе монахи собирались два раза в год: на Пасху и в августе. Монахи Пахомиевых монастырей в конце жизни должны были отчитаться о прожитой жизни.

Преподобный Пахомий оставил множество наставлений. Некоторые из них особенно ценны. «Воля Божия – служить людям через милосердие». Также Господь через ангела открыл Пахомию дивные слова: «Проси милости: все в милости Моей заключается». «Милосердие через крестную жертву даруется». Основными добродетелями у Пахомия считаются нестяжательство и бессребреничество. Монахи призваны предуготовить себя к Новому Сиону.

Аллексис Торранс, выпускник Оксфордского университета, ассистент Византийского богословия Нотр-Дамского Университета в Штате Индиана (США), предоставил доклад «Покаяние и милосердие в среде газских отцов».

В этом докладе он подчеркивал, что газские отцы Варсанофий, Иоанн и Дорофей обращали внимание на постоянную динамику раскаяния и милосердия Божиего. Можно было бы сказать, что вся христианская жизнь раскрывается в этих двух концепциях. В этом отношении мы видим иллюстрацию нескольких характеристик, свойственных покаянию и милосердию у газских отцов. Прежде всего они ставили акцент на таком факте, что милосердие принадлежит Богу, а не нам. Несмотря на то, что некоторые посетители просили научить их милосердию, Варсанофий и Иоанн почти всегда отвечали, что источник милосердия - только в Боге, и в Нем одном. Поэтому, если милосердие принадлежит Богу и дано нам через Иисуса Христа, его приобретение всегда осуществляется через единение в молитве со святыми и через покаяние самого человека. Аутентичный опыт «Великого милосердия» Бога в христианской жизни – это то, что больше всего интересует газских отцов, и только смиренная и терпеливая душа познает его. Их забота о смиренном покаянии, и в этом ключе поиск милосердия, дает им повод заявить о подделках, о «дьявольском милосердии», которое должно быть отклонено. Подделка включает принудительное или фиктивное сострадание и теорию апокатастасиса (всеобщего спасения). Всеобщее спасение – иллюзия, которая ведет к смерти и разрушению. Это создает препятствие подлинной надежде на Божественное милосердие.

Себастиан Брок, британский библеист и сиролог, крупнейший специалист в области сирийского языка, профессор в области сирийских исследований Оксфордского университета (в настоящее время в отставке), представил доклад «Исаак Сирин: Справедливость и милосердие в Боге». Сирийская христианская традиция унаследовала от иудаизма концепцию баланса между двумя признаками Бога: правосудием и милосердием. Не следует забывать, что, по учению преподобного Исаака Сирина, истина и любовь – это два крыла, подымающие нас к Богу. Однако Исаак Сирин утверждал, что, «как песчинка не может сравняться с грудой золота, так и правосудие Божие не может сравниться с состраданием и любовью». Таким образом, рассматривая справедливость и милосердие, Исаак подчеркивает, что милосердие превосходит справедливость. Именно в таком ключе ему виделось универсальное спасение, выраженное в деталях во второй части его литературного наследия. Напряжение между правдой и любовью Божией. Вывод его выступления можно сформулировать словами: «Бог не справедливый, а милостивый. Его любовь неизменна».

Термос Василос, священник, выпускник медицинского и богословского факультета Афинского Университета, представил доклад «Прощение и взаимная забота». В этом докладе о. Василос сделал экскурс в психологию и психоанализ прощения и примирения. Прощение реальное имеет смысл, когда сопровождается заботой о другом, то есть когда другой воспринимается как уникальная личность. В подтверждение этому он приводит как психоаналитические вклады (Дональда Винникотта, Отто Кернберга и других ученых), так и высказывания святых отцов и патристов (Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Софрония Сахарова), которые описывают предпосылки подлинного прощения. Оно включает внутрипсихические процессы, которые дают человеку возможность интересоваться другим, любить его. Человек должен понимать свои собственные ошибки и вред, наносимый ими, однако преобладать должно желание подражать Богу, подающему прощение. В своем докладе он ссылался на примеры межличностных отношений, в которых проявляется связь между прощением и заботой о другом.

Он задается вопросом о подлинном прощении, ибо прощение уязвимо перед сложностями и вызовами социального характера.

Виды прощения:
1. условное прощение,

2. прощение из сострадания,

3. прощение как источник душевного спокойствия,

4. прощение из послушания.

Первые три вида прощения являются светскими, мирскими и приемлемы для всех, тогда как четвертый вид – духовное прощение, и может проявляться только у глубоко верующего человека.

Какие узы установить для восстановления мира среди народов?

Дональт Винникот: «Способность заботиться о другом появляется у воспитанного человека».

Пример просматривается во взаимоотношениях ребенка с матерью: вначале мать воспринимается как нечто собственное, только ему принадлежащее или, словами ученого, «проявляется безжалостное фантазирование на использование объекта». Затем появляются равноправные взаимоотношения или «взаимосвязь с матерью как с окружающей средой».

Способность заботиться о другом, брать ответственность на себя являются признаками взросления и становления личности. Неспособность заботиться об окружающих(ем) может выражаться в гневе и ярости. Если человек не осознает своего ближнего как «окружающую среду», а только как «объект своих потребностей», он не сможет правильно выстроить отношения в обществе.

В нашем воображении мы рисуем другого в темных тонах, как ночью.

Нападение как зов о помощи. В воспитании мы не должны реагировать в духе мщения. Реакция мщения обречена на провал.

Способность прощать – это проявление сверх «Я». 

Праведность Божия не совпадает с человеческой праведностью.

Благодать и милосердие – закон, которому мы следуем, и через этот закон человек соделовается сыном Божиим. «Отче наш» – исповедь нашего сыновства.

Истина и любовь не должны разделяться. Они питают друг друга.

В некоторых древних рукописях наряду с возгласом диакона «Оглашеннии изыдите» был и возглас: «Не простившие изыдите». Как оглашенные, так и не простившие своих обидчиков должны были покинуть храм перед Литургией верных.

Базилио Петра, католический священник греческого происхождения, в своем докладе «Милосердие в браке. Католическая перспектива» задал очень интересный вопрос: «Известно, что физическая смерть одного из супругов признается завершением брака и возможностью для осиротевшего создать новую семью. В случае распада брака, может ли Церковь признать духовную «смерть» такого брака?»

Анба Епифаниус, египетский (коптский монах), представил доклад на тему «Авва Матфей ел Мискин: учитель милосердия». Отец Матфей учил о всеобщем прощении, о принятии ближнего, отличного от себя, таким, каков он есть, о любви, что она выше правды. Также он привел один случай из жизни аввы Матфея. Однажды к нему пришли некоторые из паломников и спросили: «Отче, кто легче войдет в Царствие Небесное: православные, католики или протестанты?» На что авва им ответил: «Ни католики, ни протестанты, ни православные не войдут в Царствие Божие, но только новая тварь». Свой доклад он закончил словами аввы Матфея: «Я не разбираюсь в особенностях разделения, я знаю, что такое любовь».

Макси́м Вгено́пулос, с 2014 года митрополит Силиврийский, имертим и экзарх Фракии, представил доклад на тему: «Прощение между Церквями: Томос Агапиос». В своем докладе он указал на то, что экуменическое движение – это возможность свидетельствовать перед внешним миром о единстве христиан. «Томос Агапиос» положил начало диалогу между католиками и православными. Были сняты анафемы, с обеих сторон Католическая и Православная Церкви были названы Церквями, называя себя «Церкви-Сестры». Возврат к патристической экклезиологии; исключение прозелитизма, исключение примата; неисключение иерархии и порядка в диптихах. Вопрос: в чем природа примата? Ответ: быть первым по чести и в любви.

Хри́стос Яннара́с, видный греческий православный философ, богослов и писатель, принимал активное участие в дискуссиях. Вот некоторые его высказывания и выражения: «Нужно различать индивидуальное и коллективное милосердие». В немощи я силен. Церковь не отменяет слабость. Она учит, что смертью побеждена смерть.

Человек состоит из тварного и нетварного начала: тварное имеет начало и конец, нетварное несет само в себе причину бытия. Мы получили свет через вочеловечение Христа, спасение, восстановление, совершенство.

Если я существую по нужде – это ад. Если я существую по любви – это праздник. Как найти смысл благовестия? Отойти от неведения.

Епископ должен быть отцом. Роль отца рождать в жизнь вечную. Спасение – церковный дар.

Диалог – это нецерковный способ общения. Это древнегреческий способ. Слово «диалог» – оружие. Церковный способ – Евхаристия. Я получаю пищу (душевную и телесную) через общение. Евхаристия – отражение соборности. Проповедь Церкви должна касаться вопросов экзистенциальности. 

Мир дарует Христос. Хотим мы Его принять или нет?

Церковь ошибается? Нет. Люди – да. Церковь – это трудничество. Молодежь помогает в евангелизации.

Митрофан (Бада́нин), епископ Североморский и Умбский (Русская Православная Церковь), кандидат богословия, автор многих книг и публикаций по истории Крайнего Севера, богословию и проблематике агиографического наследия Церкви, представил доклад на тему: «Справедливость и прощение. Святой Владимир – князь милосердный».

Докладчик подчеркнул, что в этом году исполняется 1000 лет после преставления великого князя Киевского Владимир († 1015), который крестил Древнюю Русь. Агиографические источники описывают радикальную перемену князя после принятия крещения. В «Хронике временных лет», в частности, подчеркивается противоречие между образом князя милосердного и необходимостью творить правосудие. Наследники и сыновья князя Владимира, Борис и Глеб, воспитанные им в духе христианской любви, проявили абсолютную евангельскую кротость и милосердие, противопоставив их борьбе за власть. Их мученичество для христианской Руси явилось директивой Евангельского призыва: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин 4, 20).

Георгий Демакопулос, преподаватель церковной истории Нью-Йоркского Университета, представил доклад «Память и прощение в построении христианской идентичности. Пример крестовых походов».

В своем докладе он подчеркнул, что крестовые походы были началом великих европейских колонизаций и могут считаться колониальными кампаниями.

Однако нужно подчеркнуть, что 100 лет спустя после великой схизмы (1054) монахи были в евхаристическом общении с испанскими монахами, проживавшими на Афоне.

Проблема смешанных браков. Появление расовой теории как попытка избежать гибридов и сохранить физическую чистоту нации. Она была осуждена Церковью.

Заключение 

Актуальность данной темы: военные конфликты, подпитываемые религиозным фанатизмом, требуют осмысленного богословского ответа о необходимости примирения и прощения. Ответственность лежит на каждом из нас. Надежда на урегулирование и примирение – это акт человеческий, но это и акт веры. Наше христианское призвание действовать во имя мира, прося милости и любви.

Милосердие представляется утопией, но это не так. Противоречие между милосердием и правдой прекрасно проиллюстрировано в Священном Писании и в притчах о Блудном сыне, Милосердном самарянине и в других. Инструменты примирения: послушание Слову Божию и осознание грехов. Какова наша реакция на милосердие Божие? Преодоление себя и своего эгоизма, однако имеется и церковный эгоизм, требующий врачевания. Постоянное обновление – это движение к милосердию и прощению. А это – дар Божий.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9