Святоотеческое учение о молитве в применении к практике мирян. Часть 2
Во второй части статьи иерея Александра Заплетина рассматривается проблема правильного подбора молитвенного правила и организации процесса молитвы, с точки зрения святых отцов. Также автор определяет наиболее удобную и эффективную для пастыря форму обучения прихожан молитвенному деланию.
Статья

3. Особенности молитвенной практики мирян: исследование вопроса

3.1. Рассуждение о домашнем молитвословии

Для домашнего употребления чаще всего используются молитвы молитвослова. Они отобраны Церковью, собраны в правила, каноны, которые полезны и как гармоничный набор молитв, и как назидание молящемуся, узнающему из молитв тайны веры.

Иные люди недооценивают молитву по молитвослову «…Но, на мой взгляд, правило (молитвослова) – это не молитва, это молитвословие (псалмопение), которое должно быть прочитано со вниманием»[1]. Но такая молитва, чтение Псалтири, молитва молитвослова и иных сборников молитв, это молитва деятельная, не менее нужная, чем созерцательная, особенно при освоении начальных уровней молитвы.

Впрочем, св. отцы действительно различают молитву и пение псалмов и гимнов, хотя почитают важным и то и другое: «Которые поют не много, хорошо, думаю, делают, честь воздавая умеренности (ибо мера во всем прекрасна), чтобы, истощив всю силу душевную на деятельный труд псалмопения, ум не оказался малоусердным к молитве, не находя в себе сил для нее, но чтоб, немного поя псалмы, большую часть времени проводить в молитве. С другой стороны, когда ум стужит частым мысленным вопиянием и непрестанным водружением внимания его в молитву, справедливо давать ему некое отдохновение, отпуская его в простор псалмопения из утеснения в безмолвной молитве. Это прекрасный чин, это учение мужей премудрых»[2]. Но на уровне начальных степеней молитвы вряд ли можно на практике заметить эту тонкость различий содержания текстов.

Но все же, наверное, надо видеть различие между молитвами в храме, на богослужении, и молитвами келейными, домашними. Ведь молитва – это творчество человека. И богослужение, требуя четкой последовательности молитвословия, определенной манеры чтения, сужает возможности для творчества. Тогда как индивидуальное молитвословие позволяет добавлять свои слова в молитву некого святого (например, раскрывая более конкретно тот грех, в котором каемся), останавливаться в чтении, дабы подумать о прочитанном, как советует свт.Феофан Затворник, не отгонять покаянный плач, если Господь его посылает. «Прежде плача и слез, – никто да не прельщает нас пустыми словами, и сами себя да не прельщаем, – нет в нас покаяния, ни истинного намерения перемениться, ни страха Божия в сердцах наших»[3].

И действительно, читающие на клиросе могут подтвердить – читать можно весьма долго и правильно, но молиться столь долго с необходимым вниманием и качеством удаётся далеко не всегда, молитва личная – дело более сложное.

Потому молитва личная столь важна и не может заменяться молитвой общественной, богослужебной. И не стоит, подражая благолепию богослужения, в домашнем молитвословии стремиться к столь же чинному чтению или пению, но хорошо сосредоточиться на духовной работе и настройке сердца.
 
3.2. Отбор практик удобоисполнимых мирянином
 
Даже будучи хорошо ознакомленным с трудами святых отцов, понимая основные принципы теории молитвы, в практическом использовании нужно видеть конкретные методики и принципы. Как и в любом ином деле.

Практики:

·
Внимание. Молитва должна быть внимательной, то есть со всем возможным пониманием каждого слова, с пониманием, Кому мы ее возносим.
Поначалу, быть может, это не получится выполнить по трудности церковно-славянского языка и богословских смыслов в молитве. Но этот период надо максимально быстро пройти и дальше молиться со вниманием и пониманием. «Внимательная устная и гласная молитва есть начало и причина умной. Внимательная устная и гласная молитва есть вместе и молитва умная»[4].

·
Хорошо молиться по правилам. «Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных Боговдохновенными святыми Отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени»[5].
Обычно мы молимся с помощью «правил», то есть заранее составленного набора молитв, либо стандартных из молитвослова, либо благословленных духовником, а иногда и составленных самостоятельно, в зависимости от опыта. Это очень хорошо из соображений дисциплины (см. параграф 2.4) и проверенности опытом Церкви текстов молитв. Недостаток молитвы по правилам – это негибкость в ситуации ограниченного времени на молитву и невозможность молиться по сложному правилу в неудобном месте. Часто бывает, что объем правила слишком велик для духовной меры молящегося: «Это правило для разных людей бывает различно, причем для людей, живущих в миру, оно меньше, а для монашествующих — больше»[6], ведь правило может быть стандартным,  общим для всех. Но остаются вопросы: как подбирать правило и как его использовать? Могут использоваться разные принципы составления правил.

· 
Правило «от объема». Использование заранее составленных Церковью правил, прочитывание всего текста последования:
Св. Игнатий Брянчанинов советует пользоваться стандартными правилами молитвослова, раскрывая в своем поучении «Слово о келейном молитвенном правиле»[7] глубину их смысла и предлагая принципы молитвы. Впрочем, несмотря на всю популярность этих правил, надо помнить и о следующем: «В том виде, в каком молитвенное правило печатается сейчас в наших молитвословах, его не знают другие Поместные Церкви, кроме тех славянских Церквей, которые в свое время стали ориентироваться на церковную печать Российской империи…»[8] и используют сокращенные части богослужений суточного круга.

· 
Правило «от времени». Использование заранее составленных Церковью правил, либо молитв, благословленных духовником, прочитывание молитв на протяжении некоторого времени, прерываясь по окончанию времени, а не текста.

Св.Феофан Затворник рекомендует в своих «Письмах»[9] и работе «4 слова о молитве»[10] регулировать молитву не объемом заранее подготовленных молитвословий, а на них выделенным временем. Это очень хорошо, особенно человеку не очень опытному в молитве, чтобы не спешить, не отвлекаться на смущающие мысли вроде: «Спешу, ну когда же конец на странице 45!», знакомым, наверно, многим. Если ориентироваться на время, то не важно, одна молитва будет прочитана или двадцать, – время заранее выделено на молитвенное правило, его не занимает никакое мирское дело, можно сосредоточиться на качестве молитвословий, а не на чтении всего объема. Понятно, что при выработке навыка молитвы важнее будет качественная молитва немногими молитвами, но никак не наскоро прочитанные многие молитвы, что даже вредно.

Здесь уместна  спортивная аналогия – лучше 10-20 раз сколь возможно верно исполнить прием, чем повторить его неверно и коряво 1000 раз и приобрести в итоге неверный навык, который, в случае, например, боевой подготовки, потом может вылиться в физическую смерть в бою или тяжкую травму. А сколь важнее молитва, ошибка в которой введет в прелесть и погубит уже не смертью тела, но смертью вечной!

·
Заранее отработанные «правила к случаю».

Хорошо молиться, как учит Церковь, в разных житейских случаях. «Непрестанно молитесь» говорил Апостол. В молитвословах есть молитвы «Призвание Духа Святого на всякое доброе дело» или «Пред вкушением пищи». Многие опускают возможность помолиться вне дома и храма, видимо стесняясь секулярного окружения. Да, конечно, не надо навязчиво показывать свою особую внешнюю благочестивость, но молитвенно воздохнуть надо. Потому хорошо заранее продумать, как молиться в кафе (например, про себя и кратко, перекрестился и сел кушать), как в иных ситуациях. И делать это всегда.

·
Иисусова молитва – в варианте «молитва в пути».
Частный случай «молитвенного правила к случаю» это Иисусова молитва в форме «молитвы про себя», т.е. умной внимательной молитвы, во время пути на работу или с работы. «Сейчас для большинства из нас есть великолепная школа молитвы – это дорога. Каждый из нас ездит на учебу, на работу в общественном транспорте, в автомобиле во всем нам известных московских пробках. Молись! Не трать время впустую, не включай ненужное радио»[11]. Хорошо выработать некую обычную для себя форму этой молитвы, получить одобрение у духовника. Здесь могут быть вопросы – использовать ли четки? С какой частотой молитвословить? Св.Игнатий Брянчанинов рекомендует «Произноси слова молитвы неспешно; не позволяй уму скитаться повсюду, но затворяй его в словах молитвы»[12], а потом говорит о 100 молитвах в полчаса. Читать ли только Иисусову молитву или перемежать каждые 10 молитв (крупная бусина четок) какой-либо иной молитвой? Вариантов может быть много, но надо усвоить верный для себя метод, пусть, быть может, и не самый совершенный, и именно его использовать.

Особое достоинство такой молитвы – молитва в пути позволяет пресекать греховные поползновения, вызванные житейской суетой, а если допустил (машина облила и в ответ сквернословие), то сразу осознать это и покаяться. Выходит это в связи с постоянной памятью молящегося о Боге и о том, что он не просто идет или едет, но молится, грех становиться очень заметен. Недостаток только один – Иисусова молитва опасна потенциальными ошибками практики, о которых сообщим ниже, и потому надо ошибок избегать.

· 
Пост – разумная умеренность во всем для повышения качества молитвы.
Церковь установила календарные посты. Но их хорошо воспринимать как временное усиление нашего обыденного воздержания от излишеств, некоторого целомудрия. Спортивная аналогия – предсоревновательный период, который, конечно, имеет у каждого свою меру и свою форму для пользы. А польза поста – молитва. Каждый усиленный пост можно сделать очередной серьезный шаг к молитвенному (т.е. богообщительному) совершенству. А в обычное время шаги просто покороче, но идти все равно надо.
 
Кроме основных практик можно выделить важные технические особенности, на которые надо обратить внимание.
· Грамотное составление правила, если используем вариант «от текста», либо как основа для молитвы «от времени». «Прежде всего, изобразим на хартии нашего моления искреннее благодарение Богу; потом исповедание грехов и сокрушение души в чувстве; после сего да представляем Царю всяческих наши прошения. Сей образ молитвы есть самый лучший, как одному из братий от Ангела Господня было показано»[13]. Например, на базе утренних и вечерних правил можно начать «обычным зачалом», выбрать некоторые молитвы из центральной части, особенно покаянные (вечернее правило), а потом завершить молитвой Ангелу и Богородице и прошениями за ближних.

·
Внимание – еще раз повторим, что это важнейшая для мирянина вещь, ведь вероятный «потолок» обычной молитвы мирянина – молитва умная и иной раз умно-сердечная. Внимание здесь – все.

·
Правильные молитвы самостоятельного составления. Конечно, многие не рекомендуют молиться своими словами. Но многие и рекомендуют. В любом случае такая молитва должна быть по духу близка к обычным молитвам молитвослова, что требует молитвенного опыта. Лучше всего чуть дополнять или изменять обычные проверенные молитвы, а не составлять совсем новые.

·
Неспешность молитвословия, важная для внимания. Кроме того, это позволяет молитве не стать чем-то схожим с восточной практикой мантры, вводящей в измененное состояние сознания (транс), что влечет за собой опасность самообольщения и даже бесообщения, о чем ниже.

·
Осознание своей духовной меры: объем молитвенного правила, хоть текстовый, хоть временной, должен быть посилен для человека, и молитва должна быть максимально внимательна. Если же после некоторого времени развеивается внимание, и его не удержать в связи с усталостью, то объем самонадеянно взят слишком большой. А если молиться слишком мало, без духовного усилия, то не будет и совершенствования, что тоже плохо.

·
Выделение отдельно подготовки к молитве и завершения ее: «Укажу для сего три самых простых приема: не приступай к молитвословию без предварительного, хотя краткого, приготовления; не совершай его кое-как, а со вниманием и чувством, и не тотчас по окончании молитв переходи к обычным занятиям»[14]. Подготовкой может быть и богомыслие, и чтение Евангелия или Псалтири, а может и чтение св. отцов. Окончание – некоторое время молчания, осознания совершившейся молитвы. Может, выписывание осознанных грехов для дальнейшей исповеди. Конечно, это относится к молитве плановой, например утренней, а не к молитве «по случаю».

·
Поза для молитвы, параграф 2.4. Лучше на молитве стоять, чем сидеть, а сидеть лучше, чем лежать. Но лучше хоть лежать, чем вообще не молиться. А иным стоять (старым или слабым) или сидеть (больным) будет физически тяжело и потому разумно принимать посильную позу, помня о лучшем. Но не стоит и думать об особых «художественных» способах «молитвы на скамеечке», описанных некоторыми подвижниками. Это – для особо преуспевших, по словам св.Игнатия. «При избрании механических способов постараемся поступить со всевозможною осмотрительностию и благоразумием, не увлекаясь пустою пытливостию, безотчетливою ревностию, которая неопытным представляется добродетелию, а святыми Отцами названа гордостной дерзостию, разгорячением безумным»[15], эти практики не для мирян, да и не для обычного монаха, по всей видимости.

·
Внимание к себе и отсечение «мечтательности» или «состояний духовных» на молитве. «Кто мы такие, чтобы у нас были высокие духовные состояния?» – должно спрашивать себя молящемуся. В любом случае если неверные состояния и возникнут, то только по причине ошибки на молитве – из-за потери внимания или вхождения в трансовое состояние, «забубнившись» слишком большим или слишком частым молитвословием. Надо скорректировать манеру исполнения молитвы.

·
Понуждение всегда делать чуть больше, чем делается с легкостью, для того чтобы был запас на тренировку в молитве. Но если в физических упражнениях все просто – слишком тяжелую штангу просто не выйдет поднять, или сразу будет травма, а слишком легкая не даст привычного утомления, то в молитве сложнее – надо отслеживать свое состояние и отличать «не могу сохранить внимание» от «надоело молиться». Первое надо чуть продлить и закончить, а второе преодолеть волевым усилием.

·
Воля к молитве. Иногда могут быть нападения страстей, особенно лени, и даже бесов, отгоняющих от молитвы. Надо вспомнить, кто мы во крещении – воины Господа всевышнего, и, как воины, волевым усилием преодолеть опасность и закончить правило. «Когда случится с тобой искушение, либо вступишь в спор и, раздраженный противоречием, проронишь непочтительное слово, тогда вспомни о молитве и суде, который влечет она, – и сразу успокоится в тебе беспорядочное движение»[16].

Все вышеперечисленные практики вполне исполнимы при любом образе жизни молящегося. Технические особенности не сложны для понимания, хотя и сложны для исполнения. Вопрос состоит в том, что нужно либо обучать способных к тому самостоятельно исполнять молитву, подбирая практики из предложенных, либо самому пастырю назначать правило, сообразуясь с состоянием прихожанина и приучая его к все большей и большей свободе.
 
3.3. Примеры действия пастыря по обучению пасомых молитве
 
В предыдущем параграфе были показаны принципы, важные в молитвенном делании. Но в условиях приходской практики, то есть духовной жизни мирянина, нужно еще и обучить мирян этим практикам. Вообще обучение в Церкви можно разделить на 4 разные ветви:
1. Литургическое обучение. Обучение во время самого богослужения путем слушания текстов службы, чтений и проповедей. Это самое общедоступное образование, так как участвуют все прихожане.
2. Обучение духовником своих духовных детей в индивидуальном порядке на исповеди и в личном общении.
3. Обучение в рамках прихода, но вне богослужения. Обычно это Воскресная школа и в той или иной мере формализованные беседы священника или иного служителя с прихожанами, в том числе за трапезой.
4. Академическое образование, от духовных академий и до официальных интернет курсов.
 
Поскольку в духовные учебные заведения поступает небольшой процент прихожан, и те, кто поступят, получат возможность сами проанализировать святоотеческие творения, сосредоточимся на приходских формах донесения информации.

С точки зрения литургического обучения, которое обладает самой большой степенью доступности для прихожан, для обучения молитве (и иным полезным навыкам) может быть использован особый цикл обучающих проповедей, составленных священником, ориентированных на культурный и духовный уровень его прихожан. Здесь малоосуществим диалог слушателя с говорящим, но дать базовые познания вполне можно. А уже потом их уточнять и разъяснять иными способами.

Действия духовника – это сокровенное меж ним и его духовными детьми. Но как часть важных советов можно давать принципы молитвы, индивидуально благословлять конкретные правила, сообразуясь с пользой конкретного человека, его обстоятельствами и духовной мерой. Либо обучая и контролируя его личное молитвенное творчество, ставя рамки его свободе в молитве.

Воскресная школа – это маленькое академическое образование. Не очень много людей посещает такие занятия. Потому, хотя и можно вести особые лекции по аскетике, это, наверно, не самый лучший способ обучения практическим навыкам христианина, в том числе и молитве. Зато это идеальный способ обучать желающих истории, догматике и иным теоретическим дисциплинам.

Очень хороши беседы с прихожанами. Здесь открывается больше возможностей для разговора с большим количеством людей, в отличие от личной беседы чада и духовника, но такие беседы позволяют вести диалог, в отличие от проповеди. Можно увидеть, насколько усвоен  материал, ориентируясь на  слова прихожан.
 
Итоги:
Для обучения практическим навыкам христианина, в том числе и молитвенному деланию, целесообразно использовать совокупно особые обучающие проповеди, беседы с прихожанами и индивидуальный контроль духовника.

 

Список литературы

Источники

1.    Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.­ – М: Паломник, 2006 г.

2.    Иоанн Лествичник, преп. Лествица, Слово 28.– СПб.: Благовест., 1996 г.

3.    Евагрий Понтийский, авва. Слово о молитве.//Творения аввы Евагрия.– Мартис., 1994 г.

4.    Феофан Затворник, свт. 4 слова о молитве.// Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца.–М.:Правило веры., 2007 г.

5.    Григорий Синаит,св.О безмолвии и молитве.// Добротолюбие в 5 т., т.5.– М.:Сибирская благозвонница., 2010 г.

6.    Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы. //Добротолюбие в 5 т., т.5.– М.:Сибирская благозвонница., 2010 г., С.25.

7.    Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о молитве устной и гласной.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.2.– М: Паломник, 2006 г.

8.    Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о келейном молитвенном правиле.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.2.– М: Паломник, 2006 г.

9.    Феофан Затворник, свт. О молитве и духовной жизни.– М.:Правило веры., 2008.

10.  Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о молитве Иисусовой.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.2.– М: Паломник, 2006 г.

 

Аналитические работы

11. Варсонофий (Веревкин), игумен. Учение о молитве по Добротолюбию. – Ярославль., 2002 г.

 

Электронные статьи

12. Максим Козлов, свщ. К молитве нужно относиться творчески.–URL http://www.st-tatiana.ru/text/340647.html.  Дата обращения: 08.03.2012.

 

Электронные материалы справочного характера

13.  Общение на форуме протодиакона Кураева. URL: http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=242467.msg2936385#msg2936385  Дата обращения 21.03.2013



[1] По общению на форуме протодиакона Кураева.– URL: http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=242467.msg2936385#msg2936385  Дата обращения 21.03.2013

[2] Григорий Синаит,св.О безмолвии и молитве.// Добротолюбие в 5 т., т.5.– М.: Сибирская благозвонница., 2010 г., С.231.

[3]Симеон Новый Богослов. Деятельные и богословские главы. //Добротолюбие в 5 т., т.5.– М.: Сибирская благозвонница., 2010 г., С.25.

[4] Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о молитве устной и гласной.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.2.– М: Паломник, 2006 г. С. 170.

[5] Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о келейном молитвенном правиле.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.2.– М: Паломник, 2006 г. С. 160.

[6] Варсонофий (Веревкин), игумен. Учение о молитве по Добротолюбию.–Ярославль., 2002 г.,С 59.

[7] По: Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о келейном молитвенном правиле.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.2.– М: Паломник, 2006 г. С. 158-165.

[8] Максим Козлов, свщ. К молитве нужно относиться творчески.– URL http://www.st-tatiana.ru/text/340647.html.  Дата обращения: 08.03.2012.

[9] По: Феофна Затворник, свт. О молитве и духовной жизни.– М.:Правило веры., 2008.

[10] По: Феофан Затворник, свт. 4 слова о молитве.// Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца.–М.:Правило веры., 2007 г., С.32-66.

[11] Максим Козлов, свщ. К молитве нужно относиться творчески.–URL http://www.st-tatiana.ru/text/340647.html.  Дата обращения: 08.03.2012.

[12] Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты.// Полное собрание сочинений в 8 т., т.1.– М: Паломник, 2006 г. С. 134.

[13] Иоанн Лествичник, преп. Лествица, Слово 28.– СПб.: Благовест., 1996 г., С. 235.

[14] Феофан Затворник, свт. 4 слова о молитве // Феофан Затворник, свт. Простые истины сердца.–М.: Правило веры., 2007 г., С.35.

[15] Игнатий Брянчанинов, свт. Слово о молитве Иисусовой // Полное собрание сочинений в 8 т., т.2.– М: Паломник, 2006 г. С. 293.

[16] Евагрий Понтийский, авва. Слово о молитве // Творения аввы Евагрия.– Мартис., 1994 г., С.79.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9