В издательстве Ивана Лимбаха готовится к выходу сборник бесед философа А.М. Пятигорского
События

Современники Будды, как и наши с вами современники, всегда требовали от любого теоретического мышления, от любого философствования четких ответов на вопросы о причине и цели. Рассмотрим сначала вопрос о причине. Если все, что существует, отмечено страданием, то какова первичная причина страдания? О том, как буддизм отвечает на этот вопрос, я и постараюсь сейчас рассказать.

В качестве первичной причины страдания Будда установил невежество или, точнее, неведение. Будда увидел в неведении некий первичный принцип бытия — такой же, скажем, как инерционность в физике. Мы не можем сказать, что инерция — это субъективное свойство отдельных личностей или тел: ибо это свойство всех предметов, обладающих массой. Для Будды неведение выступало не только как изначальное свойство всех живых существ вселенной, но и как основное и вечное свойство самой вселенной. Кто бы ты ни был, ты все равно невежествен. Более того, раз ты родился, ты уже невежествен. И здесь мы подходим к одному из интереснейших положений философии Будды — к идее о перерождении или перевоплощении живых существ.

Читать далее


Другие публикации на портале:

Еще 9