Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Святыня брака

25 августа 2015 г.
Портал "Богослов.Ru" публикует отзыв священника Николая Булгакова на проект документа «О церковном браке», подготовленный комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права. Автор аргументированно предлагает внести в документ некоторые корректировки.

Главная практическая задача настоящего церковного документа видится в том, чтобы поддержать институт семьи перед лицом нынешнего числа разводов, в том числе и венчанных супругов, когда мы видим, как диавол бьет по семьям, что называется, прямой наводкой. Ясно обозначить учение Церкви о недопустимости развода в принципе, о том, что развод – это деяние, противное правде Божией, что разделяет людей диавол и грех.

Что же с этой целью представляется важным добавить в документ, что подчеркнуть?

Прежде всего, учение Самого Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа о разводе.

Аще достоит человеку пустити жену свою по всякой вине? – был Ему вопрос. И ответ Спасителя ясен: нет. Еже убо Бог сочета, человек да не разлучает.Это – основа. Вот эту основу Спасителя хорошо бы обозначить в документе более ясно.

Господу сразу возразили. Глаголаша ему: что убо Моисей заповеда дати книгу распустную, и отпустити ю? Глагола им: яко Моисей по жестосердию вашему повеле вам пустити жены ваша, изначала же не бысть тако.

То есть Господь ответил, что причина развода и снисхождения к человеку – не в неподъемной тяжести брака, а в нас самих, в немощи нашей – в том, что мы не всегда можем и хотим друг друга тяготы носити в браке, тем самым, по апостолу, исполняя закон Христов(Гал. 6, 2). Но ориентироваться нужно на слово Божие: слышать его и хранить (Лк. 11, 28). 

Хотелось бы в нынешнем церковном документе яснее разделить то, как было изначала, как должно быть, то есть норму, которая не может быть размыта без ущерба для христиан, – и отступление от нее. При этом здесь, как и во всем, желательна золотая середина. Чтобы, с одной стороны, чрезмерной строгостью церковных положений о браке не возлагать на супругов бремена неудобоносимые, а с другой – чтобы призывать их претерпевать до конца, ибо таковые, по слову Божию, спасены будут (Мф. 10, 22).

Далее Господь сказал: Глаголю же вам, яко иже аще пустит жену свою, разве словесе прелюбодейна, и оженится иною, прелюбы творит, и женяйся пущеницею, прелюбы деет(Мф. 19, 3, 6-9). Также и в разделе «Прекращение брака» говорится: «основываясь на евангельском учении, Церковь признает возможность прекращения брака при жизни обоих супругов в случае прелюбодеяния одного из них (Мф. 5, 32; 19, 9)». Но в Евангелии есть также пример об отношении Спасителя ко грешнице, застигнутой в прелюбодеянии, которую полагалось по закону побить камнями и о которой Господь сказал: Иже есть без греха в вас, прежде верзи камень на ню. И далее рече ей: жено, где суть, иже важдаху на тя? Никий же ли тебе осуди?.. Ни Аз тебе осуждаю, иди, и отселе ктому не согрешай (Ин. 8, 5-11). Святитель Феофан Затворник толкует евангельские слова о возможности развода в случае прелюбодеяния так: «Ну, а если случилось? Потерпи». И супруги, действительно, многое терпят – прежде всего, ради детей, как меньшее зло. И семья сохраняется.

Далее в документе говорится: «Возможен развод и в случаях, влияющих на брачный союз так же разрушительно, как и прелюбодеяние». Представляется, что в этой широкой формулировке могут уместиться любые подлинные и мнимые причины для развода, которые прелюбодеянием по факту однако не являются, что это положение слишком расширительно трактует слова Спасителя.

Хотелось бы обозначить в документе положение о том, что практика так называемых «развенчиваний» не может быть нормой нашей церковной жизни. В том, что в обиход вошло это понятие, видится влияние на церковную жизнь светского представления о разводе, который ныне в миру считается допустимым, как и аборт. Но в недавнем прошлом даже и в безбожном светском государстве разводам, как и абортам, давалась ясная отрицательная общественная оценка, что проявлялось, в частности, в том, что возбуждающий дело о разводе в суде должен был дать об этом объявление в местной печати. Ныне существует практика, согласно которой желающим «прекратить церковный брак» выдают документ с такой, например, формулировкой: «В связи с распадом семьи и утратой гражданского брака, церковный брак утрачивает свою каноническую силу». Думается, что эта практика также должна пройти обсуждение. Раньше существовала иная практика. Супругам, которые после распада первого венчанного брака вступали в новый брак и регистрировали его в ЗАГСе, епархиальный архиерей, рассмотрев их конкретную жизненную ситуацию (наличие, скажем, детей в новом браке), выдавал письменное разрешение на второе венчание, а «развенчивания» не было. Не лучше ли вернуться к такой практике – ради укрепления института семьи?

Конечно, бывают самые разные жизненные ситуации, но Церковь, думается, прежде всего должна призывать супругов делать всё, чтобы сохранить семью – через молитву, покаяние, смирение обоих супругов. То есть всё то, о чем не говорится в миру. Но мир не знает главной силы, соединяющей людей, дающей им дар любви, дар смирения и терпения – силы Божией. Не знает, что Сам Господь, давая возбудительную благодатьжениху и невесте, дар взаимной любви, потом Сам может ослаблять эту благодать, попускать быть некоторым трудностям, дабы супруги крепли и возрастали в подлинной, жертвенной любви, в молитвенности, в покаянии, смирении и терпении, то есть спасались. Семья, близкая жизнь двух грешников, которые во взаимных любви и всепрощении несут свой крест и тем самым идут по пути спасения, потому и именуется Малой Церковью.

В вопросах существования семьи голос, можно сказать, принадлежит не только мужу и жене, но и их детям, ради которых семья прежде всего и создается. Желательно подчеркнуть, что полноценное воспитание возможно только в полной семье, поэтому вопрос единства семьи выходит за пределы личной жизни самих супругов, это их также христианский и общественный долг.

Желательно пропагандировать среди молодежи высокое духовное значение Таинства Венчания, важность его как основы брака, как помощь небесную в семейной жизни.

Вызывает сомнение такая формулировка проекта: «Церковь сочла допустимым ряд поводов к бракорасторжению, которые могут быть уподоблены естественной смерти одного из супругов, прекращающей брак». Не слишком ли это туманный образ: «уподоблены смерти»?

В документе есть выражение: «невиновная сторона в браке». Думается, далеко не всегда в браке возможно разделить стороны на виновную и невиновную. Может быть, к словам о том, что перед разводом приходским священникам надлежит «по возможности, увещевать супругов примириться», добавить еще, что даже если с супругом случилась беда: тяжелая болезнь, пьянство, наркомания, оставление церковной жизни или иное диавольское нападение, – то это может и не являться основанием для развода. Такой человек особенно нуждается в помощи – и в этой жертвенности есть высота христианской любви. Примеры тому в жизни существуют.

В 1-м разделе документа читаем: «Церковь благословляет браки тех лиц, которые осознанно приступают к этому таинству». В современных церковных документах предписано: «По причине невоцерковленности большинства вступающих в церковный брак представляется необходимым установить перед таинством Брака обязательные подготовительные беседы…» Здесь предлагается добавить: «На этих беседах рекомендуется предложить желающим обвенчаться перед этим таинством исповедоваться и причаститься св. Христовых Таин». То есть покаяться, в том числе в супружеских отношениях до брака, подвести черту под прошлой жизнью и начать новый ее этап.

Далее, хотелось бы предложить дополнить следующее положение: «Таинство Брака, также как и таинство Крещения, не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности» словами: «и полноту всех таинств православной Церкви».

В «Настольной книге священно-церковно-служителя» С.В.Булгакова об этом говорится (т. 2, с. 1237):

«Весьма желательно укоренение древне-христианского обычая исполнения брачующимися христианского долга исповеди и св. причастия,с надлежащим, конечно, приготовлением к принятию оных св. таинств… По Кормчей (см. 50-ю гл.), «прежде венчания и благословения брачного да накажет иерей и повелит жениху и невесте исповедь сотворити всех грехов своих, и аще мощно есть, приуготовити себе постом и молитвою и ко св. причащению». И каждый священник должен внушать желающим вступить в брак, что «законный брак есть вещь святая, темже и свято сию совершати достоит» (Кормч., 50 гл.)».

В проекте говорится о том, что Церковью «учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию», и что такой брак не отождествляется с блудом. При этом пастыри призываются разъяснять живущим таким образом парам, что «для православных христиан практика жизни в гражданском браке без венчания неприемлема». Хотелось бы это положение дополнить разъяснением о том, почему неприемлема, почему Таинство брака не заменяет его государственная регистрация. Полнота брака – это сочетание его юридической стороны и стороны духовной, как главной его стороны, поскольку брак строится на любви супругов друг к другу, а любовь является даром Божиим, сохраняется и укрепляется с Его благодатной помощью.

В разделе о браке с инославными и иноверными говорится: «Различие религии жениха и невесты делает канонически невозможным освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами (IV ВС 14; Лаод. 10, 31; Карф. 30; VI ВС 72). Трулльский Собор (правило 72) под угрозой отлучения запрещает православным христианам вступать в брак не только с язычниками, но и с еретиками».

Не противоречит ли этому положению приводимое ниже в этом же разделе положение о том, что, «исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами»? Не будет ли полезным подчеркнуть и здесь, что подлинное духовное единство семьи, благотворно влияющее на воспитание детей, возможно только при единстве их веры?

Ключевые слова:
См.также:
Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (3)

Написать комментарий
#
9.09.2015 в 16:59
Считаю, венчаться должны люди, которые регулярно причащаются. Иначе нет смысла в церковном браке. Проводить беседы с неверующими людьми глупо и пусто , так же как и перед крещением. Ничего они не поймут и не будут соблюдать.. Церковь держится на страхе Божьем, это понятно только верующим. У меня самой такая ситуация: брак венчанный, а жизни семейной нет. Теперь нельзя разойтись и ничего нам нельзя. Муж не собирается дальше жить вместе и не разводится сам. Что делать? В этом вопросе не должно быть снисхождения, вхождение в положение . лояльность и пр. Здесь должна быть только строгость и девиз: СЕМЬЯ-ВЕРА-ВЕНЧАНИЕ. А кто не живет в евхаристическом общении, пусть просто женятся, ничего страшного в этом нет.
Ответить

#
29.08.2015 в 00:34
Апостол божественный глаголет (имея в виду брак ):" тайна сия велика есть " брак дело двоих, мужа и жены, а единство их обусловлено прежде всего единством во Христе - евхаристия . И мне мыслится , что даже духовник семьи ддолжет со страхом и трепетом вмешиватся в семью . Я приведу пример : мое воспитание и тот пример (отца и матери ) который я видел позволил мне в моей семье без особых сложностей реализовать слова священного писания " глава мужу Бог , глава жены муж" и все слава Богу ( каждый знает свое место, и назначнние) ,а мгогих сейчас плохо воспитывают нет иерархии не в семье не в головах . Вот вести правило позволяющее венчание только , если муж и жена являются участникам евхаристичекой общины (приход) может это и даст необходимый результат . А простите строить из церковного брака ячейку общества с социальной ответственностью да, это здорово но , нужно ли ? В нашем регионе 60 процентов мусульман ( азиаты и северный Кавказ ) огромное количество браков смешных и браки появились не сейчас и живут хорошо и дети и соц.ответственность и порою вместе и в храм приходят помолиться . Насколько я понимаю Господь благовестил
И о семье в частности в среде иудейской , а эти ребята имеют сугубо патриархальный уклад жизни там и сейчас, и тогда каждый знал к чему он призван . Да и что греха таить весь ближний восток так жил ,и живет. мне кажется , что именно идеи гуманистические являются большой проблемой в современной России. ( у нас порой и протоиереи рассуждают о семье как гуманисты : у всех права и нет обязанностей) . Хорошо все начинать с малого :1 брак как ячейка общества с соц.о ветственностью ( укоренилась в этом делание ) хорошо , а за тем уже семья часть прихода (причастие и венчние) . Любовь, глагол и требует действий я люблю и поэтому реализую свои чувства в делание (забота и иже) . А когда происходят какие то катаклизмы в семье и уж тем более измены так пусть семья и решает как поступить . В таких ситуациях сказать ты( должен или должна все простить ) нажимая на соц. Ответственность и слова Писания , это все равно , что в советские годы увеличивали надои , сенокосы и так далее . Так пойдем , думаю скоро настоятель начнут отчеты писать : огласили столько , повенчали столько лишь бы соответствовать решением Синода .
Ответить

#
27.08.2015 в 09:05

Надо предусмотреть исключение из документа "О церковном браке". Есть же и в законах и правилах исключения. Исключение для тех, кому дороги слова Лука 14:26-27: "...если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником".

Согласно этим словам, человек должен жениться, заводить детей. Но если он сам однажды возненавидит это ради Христа и креста, он может и должен развестись.

Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс