В Третьяковской галерее готовят выставку "Симон Ушаков. Царский изограф"
События

Это первая персональная выставка Симона Ушакова и его учеников. Идея проведения родилась 30 лет назад, но только сейчас стало возможным ее осуществление. Последние два года велась активная подготовка. Иконы, архивные материалы, гравюры – более ста работ. Многие будут представлены впервые.

Икон, написанных Ушаковым, сохранилось до нашего времени много, но большинство искажено позднейшими записями и реставрациями. К выставке был осуществлен целый комплекс исследований. Это позволило выявить и сформулировать особенности художественного языка и приемов иконописца, а также установить подлинные даты создания многих произведений. Например, на иконе с двойным названием «Похвала Владимирской иконе Божией Матери» или «Древо государства Российского» надпись с датировкой была перекрыта живописным слоем XIX века. В результате удалось установить подлинную дату – 1663 год. Это произведение не имеет аналогов.

«На иконе митрополит и князь поливают из сосуда это древо: духовная и государственная, светская власть взращивают это дерево, на ветвях которого располагаются 20 медальонов, в которых святые – живые, реальные участники событий русской истории, которые способствовали прославлению Российского государства», – рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталья Шередега.

Раскрытием иконы «Спас нерукотворный» Дмитрий Суховерков занимался год. При исследовании удалось обнаружить подлинный лик Спаса. Сохранился и авторский красочный слой. Также была найдена подлинная подпись Симона Ушакова.

«Нам удалось прочесть полностью первоначальную подпись Симона Ушакова. Звучит она так: "От сотворения Бога слова 1661", то есть 1661 год – время создания иконы», – делится художник-реставратор отдела научной реставрации древнерусской живописи Дмитрий Суховерков.

Икона «Святые. Князь Владимир, Моисей Угрин, Аркадий Новоторжский» привезена из Тверской картинной галереи. Сейчас находится на реставрации.

«Как говорил Ушаков, уже при жизни были исполнены благодати, и поэтому нет необходимости писать их темными, смуглыми, ибо при жизни они стяжали благодать и были пронизаны фаворским светом», – объясняет куратор выставки Елена Саенкова.

Иконография Симона Ушакова – единственная в своем роде. Блестящий мастер цвета, основоположник стиля живоподобия, художник старался показать в богочеловеке Христе не только божественное, но и человеческое начало. Выставка «Симон Ушаков – царский изограф» откроется 8 сентября – в день празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/138242/


Другие публикации на портале:

Еще 9