Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
   
Золотой фонд
Новое в справочном разделе
Комментарии читателей rss

Мать Мария (Скобцова). Святая наших дней. К 70-летию со дня гибели матери Марии (1945-2015 гг.)

8 июня 2015 г.
В издательстве "Эксмо" недавно вышла в свет книга К. Кривошеиной, посвященная памяти монахини Марии (Скобцовой). Данная заметка поможет читателю немного познакомиться с опубликованной книгой и с парадоксальной, многосложной, вызвавшей острые споры, но и цельной личностью ее героини.
Недавно вышедшая в издательстве "Эксмо" книга К. Кривошеиной посвящена личности монахини Марии (Скобцовой). В этой книге впервые публикуется подробная биография монахини Марии (Скобцовой), летопись земного пути женщины, чье имя входит в совсем не многочисленный список людей, о которых можно было бы сказать, что это настоящие христиане ХХ века. Ее жизнь, сначала в России, а затем в эмиграции, была очень деятельной и яркой. Мать Мария открывала бесплатные столовые, дома для престарелых и бездомных. Во время Второй мировой войны и оккупации Франции она спасала и укрывала советских военнопленных. Эта опасная деятельность связала ее с французским Сопротивлением и в результате привела к ее трагической гибели в концлагере Равенсбрюк.
 
Имя матери Марии до сегодняшних дней используют как знамя для самых разных идей, а с ее жизнью и прославлением в Русской Православной Церкви связано много споров и недомолвок. В СССР ее преподносили обществу как партизанку и большевичку, а на Западе – как борца с косным православием и заступницу евреев. Это противостояние вокруг многогранной личности матери Марии (Скобцовой) продолжается до сих пор.
 
Вместе с издательством ЭКСМО мы задумали выпустить книгу не как академическое издание, а для широкого читателя, который, может быть, никогда не слышал этого имени.
 
Издательский Совет РПЦ дал гриф этому изданию, а поэтому книгу можно будет купить не только в светских магазинах, но и в церковных лавках. Книга снабжена фотографиями и цветными вставками живописных работ матери Марии, удалось найти и неизвестные биографические материалы, пригласить к написанию статей специалистов. Не мне судить, насколько наш коллектив справился с поставленной задачей, но могу сказать, что книга творилась с любовью и большим тщанием. Мне очень хотелось как можно шире рассказать о времени и людях, окружавших эту интереснейшую личность, о России, которую мы все потеряли, о Европе, которая сформировала не только её, но и весь русский Серебряный век.
 
События, перевернувшие историю России в 1917 году, и последовавшая гражданская война непосредственно коснулись Елизаветы Юрьевны Кузьминой-Караваевой - будущей матери Марии. Эти «окаянные дни» стали во многом поворотными в ее дальнейшей судьбе, которая через три года вынесла ее за пределы России в исход, где началась ее вторая жизнь.
 
Она родилась в Риге 8 декабря 1891 г. и была человеком своего времени, наследницей европейской культуры, идеалисткой с романтическими представлениями о «равенстве и братстве на земле». Мать Мария много писала о предназначении России и о ее будущем. Голос и творческое наследие монахини и сегодня звучат актуально.

Митрополит Антоний Сурожский глубоко почитал мать Марию и писал о ней: «Она сумела, следуя по стопам своего Господа и Учителя, любить «напрасно», «безрезультатно»: любить людей пропащих, безнадёжных, тех, «из кого всё равно ничего не выйдет», кого «и могила не исправит», — потому только, что они ей были «свои», русские, обездоленные, погибающие; а позже, во время войны, просто потому, что они были люди в смертной опасности, в страхе, в гонении, голодные, осиротелые — свои по крови не потому, что они принадлежали той или другой национальности, а потому, что для них Свою Кровь излил Христос, потому, что ею овладела до конца Божественная Его Любовь».
 
Сегодня, подойдя к рубежу 70 лет с момента её гибели, мы знаем о ней очень много, поминаем мать Марию не абстрактно, а как нашу современницу, свидетеля и активного участника трагического XX века. Она оставила после себя много интересных воспоминаний, богословских эссе, размышлений о добре и зле и определённые советы, основанные на собственном опыте, как обустроить «наше православное дело». Есть в ее жизни важные вехи становления личности - зарубки памяти, сохранились художественные произведения и даже те, что она создала в лагере. Умирая от истощения, она помогала выживать в нечеловеческих условиях своим солагерницам…Сегодня мать Мария возвращается к нам, живой и улыбающейся, и говорит, что смерти нет, а есть только любовь к Богу и человеку, и надежда на то, что ненависть и злоба будут повержены!

Она писала: «Мы безбытны. Что это – случай? Что это – наша житейская неудача? В такую, мол, несчастную эпоху мы родились? В области жизни духовной нет случайностей, и нет удачных и неудачных эпох, а есть знаки, которые надо понимать, и пути, по которым надо идти. И мы призваны к великому, потому что мы призваны к свободе».

В этом и есть смысл жизни и трудов матери Марии. Христианская свобода личности рассматривалась ею как бесценный дар Божий, и она шла на видимые и невидимые миру жертвы, чтобы сохранить его для тех, кто был рядом. При этом она сама оставалась по-настоящему свободным человеком. Её свобода активно проявлялась в неустроенности земного бытия: в храмах, спешно переоборудованных из гаражей и конюшен, в «стульях», сооружённых из пачек телефонных справочников, в незапиравшейся двери в бедную каморку под чёрной лестницей.

Уже в 30-е годы, находясь далеко от России, она болела за Церковь и за монашество. В статье «К делу», опубликованном в журнале «Новый Град», она высказывает опасения по поводу проблем, которым могут подвергаться монастыри: старение монахов и монахинь, их вымирание, запрет новых пострижений на Валааме, запрещение поступлений (в прибалтийские монастыри) не местных подданных и той роли, которую, по её мнению, должно нести современное монашество.
 
По её словам: «оно должно занять такое же органическое место в нашей жизни, какое принадлежало ему в отдаленные времена. Оно должно нести на своих плечах большие творческие задачи активного православия и организовывать около себя не только духовную, но и экономическую, и бытовую жизнь людей».
 
Мать Мария после пострига, в 1932 году в Париже, побывала в Прибалтике и Финляндии, приезжала в Ригу, прожила здесь около двух недель. В рижском женском Свято-Троицком монастыре ей сшили женское монашеское облачение.

Её приезд был связан с проведением съездов РСХД в Прибалтике, она встречалась с молодежью и даже приняла участие в их спортивном празднике на Рижском взморье, с ночевкой на сеновале. Многие отмечали необыкновенную общительность и живость монахини.
 
Она не обладала сентиментальным характером, но поездка в Прибалтику, которая состоялась почти сразу после её пострига, была неким символическим знаком. Ведь она покинула Ригу в младенчестве – Лизой Пиленко, а вернулась к родным местам в монашеском облачении.

Во время этой поездки она посетила и Эстонию. Здесь с группой женщин РСХД она побывала в Нарве, где они совершили поход к границе с СССР. Там из-под проволоки они нарвали цветов и накопали земли, которую мать Мария увезла в Париж.

В одной из статей, в моей книге, профессор Жорж Нива говорит: «Лиза Пиленко, Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева, мать Мария… личность парадоксальная, многосложная, вызвавшая острые споры, но и цельная, дошедшая до конца, осуществившая себя в мере, редко кому дарованной…

Она полностью принадлежит ХХ веку. Её гордая и смиренная, вечно алчущая душа искала свет в той «европейской ночи», о которой пел скептик и трагик Владислав Ходасевич. Она добровольно погрузилась в эту ночь тоталитаризма, пыток, холокоста, в её неминуемую тьму.

Судьба матери Марии присоединилась к судьбам миллионов жертв. Она вписывается в мартиролог века и в мартиролог поэзии рядом с Целаном, Мандельштамом, Цветаевой, Ахматовой, Шаламовым и многими другими».


 


Подписаться на ленту комментариев к этой публикации

Комментарии (10)

Написать комментарий
#
9.06.2015 в 10:41

Действительно, ее размышлизмы о молитве в корне противоречат святоотеческому учению о том же. Напр. - Исаака Сирина.

Ответить

#
19.09.2015 в 23:27
Андрей, если Вы честный человек и реально хотите разобраться в том, противоречит ли творчество матери Марии учению прп. Исаака Сирина, советую Вам прочитать статью матери Марии "Аскетизм". Текст статьи могу выслать, если не найдёте его в открытом доступе. В этой статье мать Мария фактически только и цитирует одного прп. Исаака Сирина в том числе абсолютно с ним согласна в учении о молитве. Помимо прочего, Вы узнаете, что мать Мария не отрицала аскетизма, не отрицала подлинных традиционных монашеских традиций, ни в коем роде не превозносила западно-европейский гуманизм.
Ответить

#
9.06.2015 в 08:14
Монахиня Мария находилась в состоянии духовной прелести: призывала не молиться и не ходить в храм, а вместо этого заниматься суетой общественного служения. Это не православное монашество.
Ответить

#
12.06.2015 в 15:11

Вам бы, Михаил, сходить к исповеди и принести покаяния за такие посты. М. Мария никогда не говорила о том, что не нужно ходить в храм (дайте ссылку!!!), но просто считала, что богослужение - это не только чтение кафизм, но и служение ближнему, ибо так определил Господь в первой Своей заповеди. Ставят в укор м. Марии и то, например, что она курила. Но ведь и имп. Николай не выпускал папиросы изо рта (Скажите об этом протоиереям Валентину Асмусу и Александру Шаргунову). А м. Мария, как свидетельствуют знавшие ее, после пострига бросила курить вовсе.

Неприятие м. Марии - это неприятие ее взглядов, особенно тех, что высказаны в ее работе "Типы религиозной мысли". Под это дело пытаются притащить за уши и то, что она, якобы, "не православная монахиня". Православие, таким образом, определяют через свои вкусы, симпатии и антипатии, (через свое отношение, например, к партесному пению или чтению кафизма и проч.), а не исходя из того, о чем в свое время так правильно писал проф. Н.Н. Глубоковский в своей работе "Православие по существу". И уж, конечно же, не исходя из того, о чем говорится в Символе веры.

Слава Богу, что вышла еще одно объективное исследование о м. Марии (Скобцовой) - новой мученице и исповеднице Российской!

Ответить

#
25.07.2015 в 13:33
Спасибо Вам отец Илья за то,что защитили память матери Марии.Традиция появляется с неуважением и презрением относится к имени той,о ком не знают,не понимают.Как-будто истина в последней инстанции в руках псевдо интеллигенции ,правдорубов.Митрополит Антоний писал,что понять смысл ее служения и искания Божьей правды,духовного ее прорыва еще предстоит оценить будущим поколениям.Мы так закоснели в определенных рамках,схемах,формулах,что не даем уму ничего осмыслить,вникнуть в историческую эпоху ее жизни,ее подвиг.Св.Мария Египетская (ее по постригу святая)была единственная в неповторимости ее подвига.Может и мать Мария тоже.Каждый подвиг Святого ценен Церкви.Ведь так? Благодарю,и прошу Вашего благословения.С любовью во Христе.Марина.
Ответить

#
30.07.2015 в 01:12
Когда-то в г. Пятигорске, еще в застойные годы священник местного храма св. Лазаря Четверодневного прот. Сергий Ильин дал мне прочитать книгу о. Сергия Гаккеля о м. Марии. Я был настолько потрясен прочитанным, что твердо решил для себя хотя бы что-то сделать для популяризации имени этого замечательного человека. Позднее, в 1992 г. мы переиздали книгу о. Гаккеля в России тиражом 50 000 экз. Светлый облик м. Марии и сейчас мысленно стоит перед моими глазами. Как то раз я спросил актрису Л.И. Касаткину, сыгравшую м. Марию в советском фильме, почему она так представила свою героиню. И Л.И. Касаткина сказала: "Они не разрешили мне в фильме даже перекреститься, хотя я играла монахиню". Она признала, что коммунисты хотя и признавали подвиг м. Марии, но все-таки пытались ошельмовать ее, представив ее веру чем-то внешним, поверхностным. Коммунизм, казалось бы, пал. Но духовные большевики остались и продолжают очернять память новой мученицы и исповедницы. А напрасно. Бог поругаем не бывает.
Ответить

#
14.06.2015 в 11:00
Простите, отче, но вы не являетесь моим духовником, и ваши указания мне о покаянии разрешите почитать ничтожными: у меня есть свой духовник, и я ему исповедуюсь, а не вам.
А теперь по существу.
Поведение монахини Марии не является традиционным для православного монашества, а, следовательно, не может являться духовным авторитетом. Таких нельзя никак канонизировать, ибо это не пример для подражания. Православное монашество не таково!
Ответить

#
20.09.2015 в 00:05
"Монашество – великая Божия Тайна" (свт.Игнатий Брянчанинов). В чём же тут Тайна, если простые миряне (поправьте пожалуйста, если это не так) определяют, каким должно быть православное монашество. Это уж не согласуется ни только с матерью Марией, но даже со свт. Игнатием. А если миряне указывают целой поместной Церкви кого нужно канонизировать, а кого не нужно, это как называется? К чести матери Марии хочу отметить, что она не отрицала ни киновию, ни отшельников. Он просто говорила, какие могут быть искажения на этих путях, признавая, бесспорно их подлинность. если не верите могу привести цитаты.
Ответить

#
13.06.2015 в 15:07
У Вас, батюшка, отец Валентин Асмус упомянут. Вы имеете в виду вот эту его работе?

http://antimodern.ru/skobtsova/
Ответить

#
14.06.2015 в 20:51

Эта статья - характерный выпад о. Валентина в отношении м. Марии. Конечно, о. Валентин обиделся за то, что он узнал себя в одном из типов, так метко очерченных м. Марией. Но в этих типах он узнал и некоторых тех, кого он хотел бы видеть не только своим авторитетом, но и авторитетом для других верующих.

Более того, м. Мария высказывает свое определенное отношение к некоторой "пастырской" программе, которая имеет место в духовнической практике и в отношении которой уже в наши дни последовало известное Определение Св. Синода от 28 декабря 1998 г.

"Осуждение традиционного монашества — один из ведущих мотивов творчества м. Марии", - пишет о. Валентин. А между тем м. Мария не осуждает монашество вообще, но говорит об отдельных (причем вопиющих) его недостатках. Все эти "типы" благочестия, которые она описывает, - содержат в себе характерные недостатки, которыми грешат порой многие из нас.

Ответить

Написать комментарий

Правила о комментариях

Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам.

 *
Введите текст, написанный на картинке:
captcha
Загрузить другую картинку

добавить на Яндекс добавить на Яндекс