Интеллектуальные ресурсы Церкви
Интеллектуальные ресурсы ценились во все времена едва ли не больше природных. Тем более они ценны в наш насыщенный информацией век. Потребность Церкви в интеллектуальных ресурсах от начала её существования и до сих пор довольно высока, и речь здесь не ограничивается исключительно богословием.
Статья

Что такое церковный интеллектуальный ресурс? В первую очередь, это люди, занимающиеся интеллектуальным обеспечением церковной деятельности: научной, административной, стратегической и т.д. В наше время, когда владение информацией становится определяющим фактором успешного функционирования любой структуры, перед Церковью встает острая необходимость в специалистах, профессионально умеющих работать с ней. Это умение составляет основу интеллектуального обеспечения любой деятельности.

На сегодняшний день можно назвать несколько десятков имен самых заметных деятелей интеллектуального пространства Русской Православной Церкви. Но интеллектуальными ресурсами их назвать сложно. Отдельный человек, пусть даже очень талантливый, ограничен определенным родом деятельности и как бы ни была эта деятельность разнопланова, она все равно фрагментарна. К тому же многие церковные интеллектуалы в основном занимаются теми проблемами, которые сами ставят перед собой. Их деятельность часто имеет разобщенный характер, в то время как сложность задач, стоящих перед Церковью, требует определенной структуризации интеллектуальной работы.

Именно ресурса, как хорошо отработанной системы коллективов церковных интеллектуалов, постоянно вовлеченных в сферу решения насущных задач, поставленных Церковью, на сегодняшний день нет, или такое явление имеет эпизодический характер. Существуют удачные попытки создания групп под один проект. Недавно была создана редколлегия по написанию учебника по основам православной культуры. Можно отметить деятельность коллективов, разрабатывавших «Основы социальной концепции» и «Декларацию о достоинстве, свободе и правах человека». Самым крупным из подобных проектов является «Православная Энциклопедия». Но масштаб  проблем, стоящих перед Церковью, требует уже более сложной организации труда, нежели единичные проекты, и профессиональной работы с информацией не только научного плана. Здесь следует отметить, что до последнего времени в аппарате синодальных отделов Московской Патриархии не было четко оформленной структуры, которая занималась бы аналитикой, прогнозированием и стратегическим планированием.

Сегодня интеллектуальная деятельность Церкви не может уже ограничиваться отдельными людьми или единичными проектами – нужна целая интеллектуальная прослойка, которая работала бы в едином ключе. Долгое время на роль этой прослойки претендовало ученое монашество, основными функциями которого были подготовка управленческих кадров и интеллектуальное обеспечение деятельности Церкви – главная задача интеллектуального ресурса. В наше время ученое монашество в основном сосредоточило свою деятельность на подготовке кадров, что сильно ослабило выполнение им функции интеллектуального ресурса, к тому же серьезной проблемой является малочисленность этого церковного института. Да и сама по себе функция интеллектуального обеспечения деятельности давно переросла размеры института ученого монашества.

В связи с этим актуальной проблемой становится подготовка специалистов для такого рода деятельности. Будет вполне естественным, если на первых этапах формирование интеллектуального ресурса будет происходить в духовных школах. Однако вряд ли можно прямо сейчас ожидать развернутой программы по подготовке специалистов в области работы с информацией. Она может быть частично встроена в общеобразовательный процесс, частично вестись параллельно ему. В ходе, обучения будут выявляться, отбираться и подготавливаться наиболее способные к этому люди.

На первых порах уже можно предложить некоторые формы обучения работе с информацией, которые не требуют серьезного финансирования и не нарушают учебный процесс.

1. Одной из самых простых форм работы с информацией является реферирование. В рамках общеобразовательного учебного процесса возможно введение его в качестве одной из форм контроля успеваемости студентов. Наученные основам реферирования студенты пишут рефераты на статьи, хорошо известные преподавателю. Готовые работы после проверки размещаются на Интернет-сайтах духовных школ в виде реферативного электронного журнала. Лучшие из них публикуются для научной работы, остальные используются в качестве материала для критического разбора, который размещается в том же журнале в качестве учебной информации по реферированию. Теоретический курс по основам реферирования может занять 5-6 часов, и его прототип уже существует в МДАиС.

2. Более серьезные навыки по работе с информацией может дать введение в духовных школах обязательного для всех курса методологии, который познакомит студентов с базовыми принципами обработки информации и планированием научной деятельности. Занятия по методологии позволят с одной стороны дать студентам представление о предмете и привить базовые навыки, с другой – оценить их уровень с целью привлечения наиболее способных к углубленной работе в этом направлении.

3. Следующим этапом может стать разработка спецкурса по особенностям информационной работы, который позволит дать более глубокие знания и расширить круг отраслей применения этих знаний. Участие в спецкурсе и последующих мероприятиях должно осуществляться на добровольных началах.

4. По результатам спецкурса возможно создание постоянно действующего семинара. Следует отдельно отметить, что работа спецкурса и семинара должна сопровождаться повышенным вниманием к формам отчетности, а также рефлексией по поводу ошибок и трудностей. Завершение значимых этапов в работе семинара может быть оформлено в виде небольших конференций, направленных на обмен опытом и разрешение трудностей.

5. По завершении годичного курса может быть организовано проведение летней школы с интенсивными формами изучения материала. Во время работы такой школы для студентов должны быть прочитаны курсы по специальным предметам, на которые в обычной вузовской системе ушел бы год или полгода. Прочтение годового курса, например, в 54 часа за две недели вполне реально. Такая форма позволит в короткий срок дать студентам необходимые знания и умения, сосредоточив всю работу над одним предметом. Кроме того, форма работы летней школы предполагает участие ведущих церковных и светских специалистов в качестве лекторов и организаторов мастер-классов.

Особую роль в процессе обучения играют навыки самостоятельной работы и самообразования, а также окружающая человека среда, которая должна поддерживать его морально.

Годовой курс, завершенный летней школой, может быть дополнен в перспективе серией дополнительных курсов на весь срок обучения, введением дистанционного обучения, тесным контактом со светскими структурами, готовящими специалистов того же профиля.

Для работы подобного курса необходима также поддержка заинтересованных  церковных структур, которая должна заключаться в формулировании требований к специалистам, корректировке процесса подготовки в соответствии с кадровыми потребностями Церкви, обмене опытом, предоставлении практической возможности реализовать полученные навыки. Последнее особенно важно, поскольку при отсутствии практики приобретенные навыки быстро теряются.

  Предложенные выше формы обучения работы с информацией позволят уже сейчас без серьезных финансовых затрат начать подготовку специалистов, которые будут работать по программе Церкви, не дожидаясь создания развернутой учебной программы, которая в конце концов, тоже должна быть написана и реализована. Вклад в интеллектуальные ресурсы сегодня позволит завтра сохранить и развить те жизненно важные для существования Церкви в современном мире изменения, которые наметились уже сейчас.

 

Аналитическая служба Богослов.RU

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9