Новости статейной библиографии. Синагога в Капернауме: архитектурные загадки
События

Несколько слов о самом Капернауме. Эта небольшое поселение, расположенное на северо‑западном берегу Галилейского озера и известное по археологическим находкам еще с эпохи ранней бронзы. Одной из последних археологических находок в Капернауме стала лодка длиной восемь метров, которая внезапно выступила из воды после засушливого лета 1986 года. Ее датировали I веком и поместили в музей кибуца Гиносар. После длительного перерыва деревня была вновь заселена в персидский период, а эллинистическую, римскую и ранневизантийскую эпоху можно считать временем расцвета Капернаума. Капернаум, или Кфар‑Нахум («деревня [пророка] Нахума»), не упоминается в Ветхом Завете, но лишь в Евангелиях — как место, где часто бывал Христос с учениками, произносил проповеди, совершал чудеса (Мк., 3:1‑5; Лк., 4:33‑36; Мф., 9:32‑33 и др.). В еврейских источниках Капернаум появляется поздно, например, в мидраше «Коелет раба» (1:25), который датируется VIII–IX веками. Греческие, латинские и арабские источники называют Капернаум местом, где был похоронен пророк Нахум, Иосиф Флавий утверждает, что этот город не участвовал в Иудейской войне, но его жители приняли отряд Иосифа после битвы с Агриппой II, Епифаний Кипрский в «Панарионе» рассказывает о Капернауме как об исключительно еврейском городе, куда был запрещен вход не только христианам и язычникам, но и самаритянам, а «Коелет раба» сообщает, что в Капернауме жили миним, еретики, занимавшиеся магией и, в частности, колдовством и принудившие р. Ханину проехать верхом на осле в субботу, после чего тому пришлось покинуть Галилею и провести остаток жизни в вавилонском изгнании. Еще один состоятельный иудейский житель Капернаума по имени Феодосий любил посещать горячие оздоровительные источники в Хамат‑Гадере, где спонсировал строительство синагоги. Его имя упоминается в надписи на ее мозаичном полу.

Читать текст статьи полностью на сайте lechaim.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9