Три темы для нецерковной молодежи: попытка захватить внимание
Предлагаем текст выступления Петра Тренина-Страусова на Первой международной конференции «Электронные СМИ и православное пасторское душепопечение» в Афинах, 9 мая 2015 года.
Статья

В своем выступлении я постараюсь показать, как можно захватить внимание скептически или равнодушно настроенных к церкви молодых людей, расставив настроенные специально на них информационные «приманки» или уловители.

Пробиться к молодежи сегодня очень непросто: у молодых люде есть информационный щит, коммуникационный меч, они могут и будут обороняться, а помогать им будет вся мощь современной массовой культуры.

На «информационной карте» молодежи церковь где-то в стороне, на периферии. Даже, хуже — она в большей частью в оффлайне, в то время как основные события разворачиваются в онлайне.

Считаное число раз молодой человек сталкивается с церковью: в случае смерти кого-то из близких, видит по телевизору кадры богослужений во время больших праздников или если его приглашают на венчание или крестины. Здесь он ожидает встречу с церковью и подготовлен массовой культурой к роли зрителя, а не участника. У него есть «броня» из штампов и фильтры на восприятие всякой информации от церкви. Он не готов, не захочет и не изменит свою жизнь в эти краткие моменты общения с церковью.

Задача моего выступления в том, чтобы попытаться расставить потенциальные позиции церкви в неожиданных местах на информационной карте молодежи. Это разорвет шаблон восприятия, молодой человек на миг растеряется, и в этот момент можно попытаться переключить его внимание.
То, что я предлагаю — это пред-предпасторская работа. Задача — просто захватить внимание.

 
«Молодёжка» — это самая «взрослая» тема
Раньше молодые люди стремились повзрослеть, потому что взрослым принадлежал мир. Сегодня этого уже не нужно. Наоборот, сегодня взрослые массово стремятся выглядеть и вести себя как молодые. 60-летний молодой — сегодня это нормально.

Привлеку ваше внимание к таким факторам. Во-первых, молодые миллионеры и миллиардеры — это уже не исключение, а желанная жизненная модель. Во-вторых, молодежные вкусы определяют массовую культуру. Например, кассовые фильмы в Голливуде снимают ориентируясь на вкус мальчиков-подростков. В-третьих, цифровое неравенство набирает силу. Молодые доминируют в современных информационных пространствах и лучше, чем взрослые чувствуют себя в цифровой среде. В-четвертых, молодежь до 30 лет — это половина населения Земли — на них ориентируются все производители в мире.

Я предлагаю такую методологию привлечения внимания. Сначала надо дать высказаться, при этом оставить выбор темы за молодыми, не навязывать свою. Затем надо «войти в тему»: откомментировать дискуссию, желательно (если возможно) в том же формате, какой принят на площадке. Задача комментирования заключается в том, чтобы умело представить другую точку зрения. Предлагая альтернативу лучше всего тут же предложить попробовать простое решение («решение в один клик») — сразу получить совет, решение, цитату, приглашение встретиться, и т.п. В конце необходимо «заинтриговать» продолжением и, соответственно, сделать его в том формате, который был обещан.

 
Что беспокоит молодёжь

Есть темы, говоря на которые, Церковь всегда будет собирать аудиторию. В частности это тема смерти, посмертного существования, бессмертия, тема мистического в жизни человека и т.д. Эти темы я сознательно не затрагиваю, поскольку молодежь обращается к ним значительно реже. А буду я говорить о тех темах, которые находятся в другой, «обычной», светской плоскости, но которые входят в топ беспокоящих молодежь тем.

Эти темы отличает и то, что по ним всегда есть интерес и не происходит информационного насыщения. Это как найти работу, на кого ориентироваться в жизни,  как завести правильные отношения с противоположным полом. Мы будем «разворачивать» темы так, чтобы предложить молодым людям надежду на решение,  вывести их из привычного информационного круга.

 
Работа и Образование

Для начала несколько цифр, отражающих ситуацию: 50,4% молодых людей с высшим образованием работают не по специальности, полученной в вузе (Центр трудовых исследований НИУ ВШЭ, 2014), 38% — недовольны работой (общая цифра для многих профильных исследований), а работать в стране в среднем приходится больше 9 часов каждый день (Яндекс.Справочник, 2014). Большую часть своего времени человек мучается. Почему так получается? 

Обсуждение будущего ребенка начинается в семье за несколько лет до выпускного класса, а за год до окончания школы нужно уже определиться, куда поступать. Поступать в вузы в России стремится подавляющее большинство (более 80% процентов). Как правило, выбор стоит между желанием ребенка и «рациональным» видением взрослых. Даже если они совпадают, нет гарантии, что в жизни ребенка теперь всё сложится хорошо, но по крайней мере — в семье не будет скандалов. Если не совпадут, то либо ребенок будет страдать от навязанного ему выбора, либо родители будут отчаиваться от выбора ребёнка.

Однако этот выбор растянут по времени, а в ситуации долгого стратегического выбора и родители, и ребенок, более открыты и готовы слушать. Что же на самом деле родители хотят своим детям? Денег или счастья? Покупается ли счастье за деньги?

Болевая точка в данном случае — это внешние цели: деньги, престиж, знакомства. Родители в глубине души понимают, что это неправильные цели в жизни, даже если говорят, например, музыкальному ребенку, что жизнь жестока и надо идти учиться бизнесу и наплевать на скрипку. Их будет мучать совесть. Родителям всегда необходимо ощущение того, что они поступают правильно в отношении будущего своих детей, в мыслях о детях они возвышены и готовы слушать.

Информационный «уловитель» может быть выражен переформулированием вопроса к детям: «от какого себя ты получишь наибольшее удовлетворение на самом деле?» и к взрослым — «кем на самом деле вы хотите видеть своего ребенка?».

Развернутое и привлекательное понимание внутренних целей может в корне изменить ситуацию. Самореализацию всегда можно показать привлекательнее культа успеха. Кто слушает сердце и совесть, тот добивается большего — об этом на самом деле говорят биографии выдающихся людей. А за силами на то, чтобы всегда выбирать правильно — самореализацию, а не мираж успеха — надо идти в церковь.

Реализовать такое послание можно участием в обсуждениях в соцсетях, где находятся старшеклассники, сериями коротких видео интервью с успешными людьми, вебинарами для детей и родителей в начале каждого учебного года, организацией специальной горячей линии и активным присутствием на ярмарках вакансий.

 
Кто супергерой?

Современная массовая культура рождает свой эпос — кино, игры, жизнь звёзд. Это модели для подражания, которые распространяются через все возможные медиаканалы. От них невозможно скрыться.

Проблема в том, что зачастую в них вшиты не только политические или идеологические (как было раньше) принципы, исходящие от государств. Массовая культура предлагает воспроизводить модели поведения, которые выгодны корпорациям и неэкономическим объединениям, которые в отличие от государств, практически неподконтрольны обществу и преследуют только собственные интересы. Так, например, в некоторых героев фильмов внедряются асоциальные и провокационные модели поведения. Исподволь подменяются нормы — зрителям из фильма в фильм, через соцсети и игры навязываются «новые стандарты» морали.

Молодые люди сами признаются, что не могут этому противостоять: во-первых, из-за привлекательности героев (на них они как будто «подсажены»), а, во-вторых, — боятся идти против общественного мнения своей среды. Молодые люди бы и отказались бы от этих моделей поведения, но если бы кто-то уважаемый их убедил в этом, предварительно разрушив мираж.

Таким образом, главное — убедительно разрушить цельность деструктивных образов — разложить каждого героя, проанализировать его жизнь, каким он был в начале фильма, и каким стал в конце. Показать, что успех или неуспех героя, его внутреннее состояние зависит от того, насколько правильную жизнь он ведет. Необходимо давать моральную оценку по конкретным эпизодам в фильме. Это очень нужно зрителю — зритель хочет понимать, о чем фильм. Если антимораль — то прямо говорить об этом. Это снимет магию и очарование.

Послание церкви, уловитель, может быть таким: есть универсальные правила поведения, которым надо следовать и тогда жизнь сложится правильно. Если правила нарушаются — происходит беда. Причем иллюстрировать это послание положительными или отрицательными примерами из жизни героев фильмов.

Сегодня отклик церкви на фильм — это скорее исключение и реакция на что-то из ряда вон выходящее, скорее негативное. Если же поставить рецензирование на поток, люди начнут интересоваться и привыкнут, что есть возможность узнать мнение Церкви о фильме. Многие молодые люди будут ориентироваться на это мнение при потреблении продуктов массовой культуры. В дальнейшем рецензирование может вырасти в самостоятельный сервис (навигатор типа афиши) с рейтингами фильмов для молодых людей.

 
Любовь

Россия уже не первый год лидирует по числу разводов в мире. По данным Федеральной службы статистики распадается каждый второй брак. Вместе с тем, очень многие молодые люди предпочитают жить с родителями: в возрасте от 21 до 23 лет таких 62% (Фонд «Общественное мнение»), и в возрасте 39—45 лет (для сравнения) таких 27% (КП).

Молодые люди не умеют правильно выбирать себе партнера, часто ошибаются. В отношениях ориентируются на чувственное, эмоциональное удовлетворение, не имеют целью создание собственной семьи. Семьей же, где чувствуют себя защищённо и комфортно скорее считают родительский дом, а не свой. 

Традиционные нормы и принципы отношений между полами, которые отчасти и выполняли проверочную функцию, отпали.  Молодые люди дезориентированы идут на поводу скорее у инстинктов и у чувств. Им не к кому по-настоящему обратиться за советом, тем более, что авторитетом в этом возрасте у них мало кто пользуется. В оффлайне они получают невнятные решения от ровесников или родителей, к психологам не ходят. За ответом обращаются в Интернет — здесь безумно популярны запросы типа «как точно проверить, что он меня любит?», «почему она не позвонит первой?», «как себя вести, чтобы не потерять молодого человека?» и т.п.

Послание-уловитель от Церкви может выглядеть так: только настоящая любовь делает счастливым и есть надежные способы проверить любовь, научиться настоящей любви на каждом этапе отношений.

Молодым людям по отдельности или парам могут быть предложено пройти специально разработанные тесты отношений, завести «трекер для влюбленных» или чек-листы, заполнение которых поможет проверить, свое чувство к партнеру — является ли оно любовью, на основе которой можно построить брак. При этом всегда необходимо говорить о том, что есть место, где можно начать учиться настоящей любви и куда всегда можно прийти за советом.

Дальнейшее развитие — это постоянный трекинг отношений в браке. Советы по преодолению кризисов, чтобы распадалось меньше браков.
 
В заключении хочу сказать, что, с одной стороны, молодые люди больше всего боятся быть несовременными, а массовая культура насаждает мысль, что Церковь — это прошлое. С другой — молодежь сталкивается с уже известными и неновыми проблемами, ищет ключи к жизни и лайфхаки, но пока не рассматривает Церковь как место, куда может обратиться за помощью.

Расставив информационные «авангарды» там, где молодые люди не ожидают их встретить, Церковь перевернёт их отношение к главному штампу: оказывается, можно одновременно быть современным и быть православным.

Более того, православие учит жить правильно и всегда быть счастливым, а значит, у православных есть реальные преимущества в современном мире. По-моему, это очень привлекательный и современный месседж.

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9