«Богословие св. Григора Нарекаци перешло границы его армянской родины»
События

На встрече с московской армянской католической общиной он представил также свою книгу о св. Григоре Нарекаци, написанную и изданную на итальянском языке. На вечере присутствовал апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович и глава архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци. Переведенную на русский язык лекцию зачитал монс. Сергей Тимашов.
Как отмечается в лекции кардинала Анджело Амато, патриархи армяно-католической Церкви многократно обращались к Папе Римскому с просьбой о провозглашении святого Нарекаци Учителем Церкви. Первый запрос в 1988 г. получил Папа Иоанн Павел II, который годом раньше уже процитировал св. Григория Нарекаци в своей марианской энциклике Redemptoris Mater, высоко оценив глубокое богословие армянского святого. В 1989 г. понтифик учредил епархию св. Григория Нарекаци в Буэнос-Айресе для армян. Просьба армяно-католического патриарха Ованнеса Бедроса XVIII побудила Конгрегацию канонизации святых и Конгрегацию восточных Церквей активизировать широкое международное изучение богословия Нарекаци. Далее имели место еще несколько прошений к Святому Престолу армянских католических патриархов и синода армянских католических епископов, которые выражали желание, чтобы св. Григорий мог стать, после св. Ефрема Сирина, вторым восточным Отцом, провозглашенным Учителем Вселенской Церкви. К апрелю 2015 г. решение об этом было принято всеми надлежащими инстанциями Ватикана и 12 апреля утверждено Папой Франциском. Событие совпало со столетием геноцида армян в Османской империи, об этой скорбной дате говорил в своем слове на мессе Папа Франциск.
Кардинал Амато в лекции кратко изложил биографию Нарекаци, почитание которого началось еще при жизни. Докладчик сделал обзор сочинений армянского подвижника, из которых самым известным является «Книга скорбей» («скорбных песнопений» – в русском переводе), включающая 95 проникновенных молитв на разные случаи жизни, а также некоторые Похвалы, собрание духовных гимнов и од, а также трактат о тайнах Церкви и против ереси тондракийцев.
Далее итальянский прелат уделил внимание оригинальности богословской доктрины армянского святого Х века, как излагается это в документах Конгрегаций Св. Престола. «Нарекаци предстает в первую очередь как богослов, защищающий сверхъестественную действенность таинств», что наиболее ярко проявилось в его полемике с еретиками-тондракийцами, отмечается в лекции. Особое значение имеет тринитарное богословие Нарекаци: «Будучи верным символу веры Константинопольского собора, Григорий Нарекаци подчеркивает тринитарное происхождение воплощения, оставаясь верным армянской традиции», -- сказал кардинал Амато. Далее он отметил «очень точный богословский подход» Нарекаци в отношении Богородицы: молитвы к Ней в «Книге скорбей» могут «по справедливости называться одной из самых красивых молитв к Марии, когда-либо исшедших из человеческого сердца». В начале второго тысячелетия, в период, когда христианское богословие формировалось, Нарекаци внес также важный вклад в представления о трансцендентности Бога, о ясном понимании греха, о человеческой ограниченности перед Богом, первостепенной роли благодати в спасении человека и по многим другим богословским вопросам.
Анджело Амато привел три положения в подтверждение титула Учителя Вселенской Церкви, присвоенного Святым Престолом Григорию Нарекаци. Кардинал сказал, что это чудеса и почитание Григора Нарекаци при жизни и после смерти и приверженность учению Вселенской Церкви, при очевидном уважении к преданию его национальной Церкви. Далее, это «глубокое своеобразие» его учительства: «В его глазах богословие в большей степени является искусством говорить с Богом, чем говорить о Боге». Кроме того, «универсальность учения распознается по отклику, которое оно вызывает в Церкви во всех странах и во все времена», с этой точки зрения универсальность богословия Нарекаци считается «парадоксальной»: будучи в течение тысячи лет духовным наставником всех армян, он «лучше всех воплощал смысл вселенскости Церкви».
В заключении докладчик подчеркнул экуменическое значение богословского наследия св. Григора Нарекаци и провозглашения его Учителем Вселенской Церкви. «Речь идет о святом, пользующемся большим почитанием как в Армянской Католической Церкви, так и в Армянской Апостольской Церкви. Фактически он является общим Учителем армянской Церкви. Кроме того, ортодоксальность его учения делает его Учителем Церкви еще не разделенной. Его учение может помочь Церкви дышать своими двумя легкими – Востока и Запада», -- отмечается в докладе. Далее кардинал Амато добавляет: «Как общий Учитель Церкви, …св. Григорий поможет идти навстречу полному единству, учитывая, что экуменизм святости является самой высокой формой экуменизма. В нем осуществились полностью все условия для титула Учитель Церкви – «выдающаяся святость жизни» и «выдающееся учение».
В рамках встречи Рубен Галичьян (Великобритания) прочитал лекцию «Армения на древних картах». Вечер завершился концертом армянской музыки.

sedmitza.ru

Другие публикации на портале:

Еще 9