В Ростове-на-Дону обнаружена Порт-Артурская икона Богородицы с автографом автора
Статья Ректора Ростовского миссионерского духовного училища священника Григория Гриднева посвящена знаменательному событию этого года – обретению в июле месяце Порт-Артурской иконы Божией Матери.
Статья

Храм во имя Сретения Господня Сретенского архиерейского подворья г.Ростова-на-ДонуИкона обнаружена в июле этого года, в храме во имя Сретения Господня Сретенского архиерейского подворья г.Ростова-на-Дону. Храм расположен в бывшей станице Александровской Области Войска Донского (с 1962 г. территория станицы вошла в состав г.Ростова-на-Дону). Станица ведёт свою историю с середины 18-го века, и тогда же, в 1766 году был построен деревянный Сретенский храм. Каменный храм с приделами во имя святителя Николая и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», был построен усердием станичников в 1907-1911 гг.

Каким образом икона оказалась в этом храме — пожертвовал ли её кто-то из прихожан, была ли она перенесена из других, закрывавшихся в годы гонений храмов, — пока не ясно. Известно, что казаки Александровской станицы принимали активное участие в боевых действиях во время Русско-японской войны, а по устным свидетельствам в храме находилась мемориальная доска с именами казаков, погибших в годы войны 1904-1905 гг. В храме находится ещё один список иконы, выполненный художником-любителем в первой половине 20-го века, что позволяет сделать заключение, что Порт-Артурская икона была известна в станице и пользовалась почитанием.

По рассказам старожилов икона издавна находилась в храме, но в послевоенные годы особого внимания верующих к себе не привлекала. До последнего времени она находилась под оконным проёмом правого придела в ряду многих других икон и была обнаружена новым настоятелем храма иереем Григорием Гридневым во время ревизии имущества и икон храма.

Икона находилась в массивном золочёном окладе, как можно предположить, того же времени изготовления, что и сама икона. Состояние иконы весьма удовлетворительное — красочный слой сохранился без записей, по всей видимости, производилась только промывка иконы. По своему изображению и технологии изготовления она точно совпадает с широко известным Владивостокским списком. Более выразительными, по сравнению с Владивостокским образом, являются изображения лика Богородицы и деталей пейзажа. Не совпадают и размеры этих двух образов. Размеры обнаруженной иконы, в сопоставлении с данными современников, уменьшены (35,4/53,6см.), но пропорциональное соотношение сторон точно соответствует сохранившейся фотографии оригинала (0,66). Совпадают с фотографией и другие детали изображения, за исключением Георгиевских крестов в орнаменте обрамления образа. На камне под ногами Богородицы находится автограф автора иконы — киевского живописца П.Штронды, — «П.Ш.». По технике исполнения, выразительности и стилистике изображения заметна рука опытного живописца, что вряд ли оставляет сомнение в подлинности авторства этой иконы.

Но особый интерес представляют собой детали изображения. При рассмотрении изображения мечей под ногами Богородицы видно, что, по всей видимости, первоначально они были написаны целиком, а потом окончания их были затонированы тёмно-коричневым цветом (таким же как и надпись автографа). Также и на фигуре арх.Михаила в верхней части композиции видны следы иного расположения перевязи плаща, которое было позже исправлено симметрично с таковой же у арх.Гавриила.

Такие следы творческого процесса могут являться или свидетельствами (известными из публикаций) внесения поправок севастопольским ветераном, самовидцем откровения, или свидетельством авторской доработки композиции, что также могло осуществляться только на самой ранней стадии создания образа. В любом случае всё это служит свидетельством ближайшей причастности найденной иконы к истории создания Порт-Артурского образа, что придаёт ей особую достоверность и духовную значимость.

Особое внимание привлекает цветовая гамма деталей и орнамента иконы — он выполнен в цветах российского треколора. Это заметно в цветовом решении надписи, орнамента и окантовке Нерукотворного Образа. Но наиболее это явно в цветах пояса Божией Матери — обе оконцовки пояса заканчиваются цветами треколора в их правильном сочетании. Такое сочетание цветов не встречается больше ни на одном из списков иконы, и по цельности замысла и последовательности изложения, несомненно, является авторским замыслом.

Опираясь на изложенные аргументы можно утверждать, что найденная икона является авторским подлинником, или одним из нескольких подлинников.

В настоящее время икона проходит экспертизу специалистов Министерство культуры Ростовской области и первичную реставрацию.

По благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона празднование в честь Порт-Артурской иконы пройдут 28 августа за всенощным бдением в Сретенском храме и 29 августа за литургией в домовом храме во имя Фёдоровской иконы БМ Ростовского миссионерского Духовного училища, в престольный день храма.

http://chudoicona.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=48&Itemid=36

http://www.leushino.ru/podvorie/portarturcalendar.html

http://www.leushino.ru/podvorie/l66_1.html

http://www.pobeda.ru/content/view/783/191/

Комментарии ():
Написать комментарий:

Другие публикации на портале:

Еще 9